МААМ-картинки

Рекомендации родителям застенчивых детей «Застенчивый невидимка»

наталья кузнецова
Рекомендации родителям застенчивых детей «Застенчивый невидимка»

Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эту черту можно назвать, наиболее, распространенной причиной возникновения коммуникативных трудностей. Застенчивость может быть душевным недугом. Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте.

Публикация «Рекомендации родителям застенчивых детей „Застенчивый невидимка“» размещена в разделах

С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека. Быть застенчивым – значит бояться общения. Застенчивый ребёнок воспринимает окружающих людей (особенно незнакомых) как несущих определённую угрозу.

На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.

Застенчивость может быть как избирательной, так и распространяться на всё социальное окружение малыша. Её возникновение может быть связано с заниженной самооценкой ребёнка. Считая себя хуже, слабее, некрасивее, чем остальные, ребёнок начинает избегать контактов с окружающими, подсознательно не желая травмировать и без того ущемлённое самолюбие.

Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача вполне выполнимая, однако решать её необходимо всем взрослым, которые взаимодействуют с застенчивым ребёнком, - родителям, воспитателям, психологам. Чем раньше мы начнём преодолевать застенчивость, тем лучше. С возрастом у ребёнка формируется стереотип застенчивого поведения, оно закрепляется и тяжело корректируется. Ребёнок начинает отдавать себе отчёт в своём "недостатке", и это очень осложняет работу с ним, поскольку дошкольник непроизвольно фиксирует внимание на своей застенчивости и особенностях своего характера.

ПОЧЕМУ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ ЗАСТЕНЧИВЫМИ….

Происхождение этой особенности, как у большинства других внутренних психологических проблем человека, уходит своими корнями в детство. Часть психологов считает, что застенчивость генетически обусловлена, а некоторые психологи даже уверены, что застенчивость передается по наследству, как цвет глаз или волос. Уже в первые недели жизни дети эмоционально отличаются друг от друга: некоторые больше плачут, более склонны к переменам настроения. Кроме всего этого, детям изначально свойственно отличаться по темпераменту и необходимости контактов. Позднее эти особенности могут прорасти и превратиться в устойчивые модели поведения. Многочисленные наблюдения показали, что застенчивость появляется у многих детей уже в 3 -4 летнем возрасте и сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Практически все дети, которые вели себя застенчиво в три года, сохранили это качество до семи лет. Вместе с тем выраженность застенчивости претерпевает изменения на протяжении дошкольного периода. Слабее всего она проявляется в младшем дошкольном возрасте, резко возрастает на пятом году жизни и сокращается к семи годам. При этом на пятом году жизни усиление застенчивости приобретает характер возрастного феномена. Возникнув в этот период, у некоторых детей это качество остается устойчивой чертой личности, которая во многом усложняет и омрачает жизнь человека. Поэтому очень важно вовремя распознать эту черту и остановить ее чрезмерное развитие.

Существует и социально-обусловленная причина возникновения застенчивости – неприятие детей родителями, отсутствие в семье отца, неблагополучная семья, неправильный тип воспитания: тревожно-мнительный (родители постоянно тревожатся за здоровье ребенка и чрезмерно опекают его, авторитарный (ребенка не хвалят, не ласкают, требовательны, обособленный уклад жизни старших членов семьи.

Приобретение социального опыта позволяет полностью сформировать ряд генетически обусловленных моделей поведения. Деткам, любящим улыбаться, чаще улыбаются в ответ. Их чаще носят на руках, чем это делают с угрюмыми или спокойными детьми. Есть множество изначальных причин развития застенчивости, вытекающей из детских эмоций, а также из того, как эти эмоции воспринимаются конкретной личностью. Если родители не умеют своим примером научить детей общительности, дети, скорее всего, вырастут застенчивыми.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВЕДЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВЫХ ДЕТЕЙ.

Застенчивость – состояние психики и обусловленное им поведение человека, характерными чертами которого являются нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе. Она проявляется в различных формах: лёгкий дискомфорт, необъяснимый страх, паника, глубокий невроз, депрессия. Застенчивых детей можно условно разделить на три группы по степени выраженности у них застенчивости:

- Первая группа детей предпочитает уединение, а не общение с другими людьми. Они оказываются наедине со своим внутренним миром, миром книг, природы, искусства, предметов и явлений. Это обычно творческие, робкие, отрешенные дети. – Вторая группа детей чувствует страх или неловкость при столкновении с определенными обстоятельствами или определенным типом людей. Такие дети в замешательстве легко смущаются, иногда пытаясь скрыть застенчивость под маской развязности и напористости. Основная проблема таких детей – недостаточная уверенность в себе и отсутствие навыков человеческих взаимоотношений. Это самая многочисленная группа.

– Третья группа – хронически застенчивые дети, которые ощущают страх, когда требуется сделать что-либо публично. Единственный выход для них убежать, спрятаться. В худшем случае застенчивость принимает форму невроза или перерастает в депрессию. Портрет практически всех застенчивых детей удивительно схож – у них опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону, в потолок и практически никогда в глаза собеседнику, ерзание на стуле, тихий голос, затруднение при ответе на самые простые вопросы. Они готовы спрятаться куда угодно, только бы их не трогали. Но потом при ближайшем рассмотрении, выясняется, что для многих детей застенчивость – лишь маска, за которой скрываются совершенно иные психологические трудности. Ребенок может быть вовсе не застенчивым по природе, а наоборот, обладать неуемной жаждой лидерства. Но, не умея ее реализовывать и столкнувшись с неудачей, предпочтет уходить от контактов.

В поведении застенчивых детей обычно отражается борьба двух противоположных тенденций: ребенок, с одной стороны, хочет подойти к незнакомому взрослому, начинает движение к нему, но по мере приближения останавливается, возвращается назад или обходит нового человека стороной. Такое поведение называют амбивалентным. Застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбы взрослого, такие дети наиболее ведомы более активными сверстниками. В более тяжелых случаях ребенок боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются, не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь укромный уголок, начинает заикаться или безостановочно болтать…

Виды проявлений застенчивого поведения.

При встрече с новыми обстоятельствами или в ходе общения с посторонними ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, напряжении, выражении тревоги или страха. Эти дети испытывают страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы знакомого педагога или воспитателя на занятиях. В психологии выделены три вида проявлений застенчивого поведения дошкольников:

1) внешние (поведенческие) - внешние наблюдаемые способы поведения, которые как бы сигнализируют окружающим: «Я застенчив». Для него характерна неуверенность, которая проявляется в ожидании неуспеха в осложненных ситуациях. 2) внутренние (психоэмоциональные) - сильнейшие ощущения стесненности и само сосредоточенности, самоанализ. Хроническая неуверенность, распространяющаяся на все виды деятельности.

3) Физиологические симптомы тревожности, например, краска стыда. Кроме того, в литературе указывается сопутствующие явления застенчивости: - неумение детей быстро включаться в коллективную деятельность. - стать полноправным членом группы. - боязнь начать какие-то новые дела. - страх перед темнотой, болезнью. Существует много конкретных обстоятельств, которые вызывают стеснение как реакцию на конкретную ситуацию. Люди, которые вызывают застенчивость:

1. Незнакомые.

2. Авторитетные личности (через свои знания).

3. Представители противоположного пола.

4. Авторитетные личности (через свое положение). 5. Родственники и иностранцы.

6. Люди старшего возраста.

7. Друзья.

8. Родители. 9. Братья и сестры (наиболее редко).

Обстоятельства, которые вызывают застенчивость:

- Нахождение в центре внимания большой группы людей, например выступление на утреннике.

- Более низкий статус, чем у окружающих.

- Ситуации, которые требуют уверенности в себе.

- Новые обстоятельства. - Ситуации, требующие оценки. - Слабость, необходимость помощи. - Пребывание один на один с лицом противоположного пола. - Светская беседа. - Нахождение в центре внимания небольшой группы людей. - Необходимость деятельности в ограниченном кругу людей. Несмотря на то, что из застенчивости можно «вырасти», все же не стоит надеяться и пассивно ждать. Для предотвращения застенчивости необходимо создать определённые организационно-педагогические условия в воспитании ребёнка. Главным образом, условия целенаправленного формирования у ребенка навыков общения и умения действовать совместно с другими людьми.

Игры с застенчивыми детьми дошкольного возраста.

Очень важно застенчивому ребенку помочь научиться свободно, выражать свои эмоции, желания, чувства. Застенчивые дети часто держатся скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно и раскованно помогут специально организованные игры. Игра: "Клубочек" Цель: развитие коммуникативных навыков. Ход игры: дети садятся в полукруг. Воспитатель становится в центре и, намотав нитку на палец, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о чём-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребёнок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задаёт вопрос, передавая клубочек следующему игроку. Эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а педагогу определить, у кого из детей есть трудности в общении. Когда все участники соединились ниточкой, воспитатель должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство, найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Игра: "Танец шляпы»

Цель: развитие внимания, моторной координации. Ход игры: дети садятся в круг, при первых же звуках музыки они начинают передавать шляпу, надевая её на голову соседа. Когда музыка прервётся, участник, на голове которого осталась шляпа, должен показать какое-нибудь движение, а все остальные дети – повторить его. Затем игра продолжается. В этой игре шляпа, по сути, является "отвлекающим манёвром", так как дети с удовольствие стараются нарядить соседа, забывая про музыку. Если дети стесняются по одному выполнять движения, можно предложить ребёнку, на котором остановилась музыка, выбрать себе партнёра и станцевать с ним.

Игра: "Быстрые ответы"

Цель: игра снимает торможение, возникающее при неожиданных вопросах, развивает находчивость, смекалку.

Ход игры: игровое пространство заранее разделяется предметами на две части. В одной из них находится взрослый, в другой несколько детей, стоящих рядом. Ведущий задает поочередно каждому малышу легкие для них вопросы и ждет ответа, считая вслух: 1-2-3 (можно спросить ребенка, как его зовут, сколько ему лет, кто его друг, какого цвета крокодил). Дети могут отвечать на вопросы как угодно – и серьезно, и шутливо. Можно задать такие вопросы: "Почему лягушки скачут?", "Почему мороженое холодное?", "Почему крокодил зеленый?". При любом подходящем ответе ребенок делает шаг вперед. Ведущий должен незаметно направлять игру так, чтобы не допускать чрезмерного опережения или отставания малышей. Особое внимание следует уделить застенчивому ребенку, помогая ему двигаться вровень с другими. Необходимо создать такие условия, чтобы он обязательно хотя бы раз выиграл. Успех среди сверстников и взрослых окрыляет, заставляет поверить в свои силы и стать более уверенным.

Публикации по теме:

Рекомендации родителям для детей 5–6 лет «День Победы» Рекомендации родителям для детей 5-6 лет 1. Рекомендуем рассказать ребенку о том, какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая и почему.

«Застенчивый малыш — какой он?» Причины. Симптомы. Рекомендации Застенчивый малыш – какой он? Причины. Симптомы. Рекомендации. Застенчивость у ребенка — это состояние психического здоровья и его поведение.

Рекомендации родителям «Растите детей закаленными» Начиная с дошкольного возраста, ребят надо приручать к по сильному участию в проведении закаливающих процедур: выбираться после обливания.

Рекомендации родителям, имеющим детей с ОВЗ Семьи, воспитывающие детей с ОВЗ сталкивающиеся с трудными жизненными ситуациями, справляются со стрессом по-разному: либо преодолевают.

Рекомендации родителям по обучению детей счету Предлагаю Вашему вниманию Уважаемые родители советы на тему Как научить ребенка считать?» Как известно развитие математическое ребенка происходит.

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе Готовить ребенка к школе - это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные.

Рекомендации родителям по темам недели для детей с ОВЗ Уважаемые родители! В нашей группе реализуется тема: «Детский сад». По этой теме с детьми мы: • По этой теме с детьми мы: знакомимся с помещением.

Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее.

«Воспитание детей». Рекомендации родителям Не следует: • Запирать его одного в тёмной или тесной комнате • Бить по рукам, по голове и лицу. • Строго наказывать и угрожать: «Позову.

Рекомендации родителям по закаливанию детей Многие родители замечают, что их ребенок, начав посещать детское дошкольное учреждение, стал часто болеть. Предрасполагающими к этому факторами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации родителям застенчивых детей «Застенчивый невидимка»
Опубликовано: 8 июня 2019 в 15:04
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД