Получи документы

Роль автоматизации звуков в домашних условиях

Ирина Прохорова
Роль автоматизации звуков в домашних условиях

Тема: “ Роль автоматизации звуков в домашних условиях”

Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы,

которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно

взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми

на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды

родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому

довольно часто воспитателям и логопеду приходится сталкиваться с такими

вопросами, как: «Вы специалисты, поэтому ждем от вас результатов. Когда

Публикация «Роль автоматизации звуков в домашних условиях» размещена в разделах

у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы

из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их

ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую

часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не

надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для

их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная

работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку

большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому

нарушению у ребенка:

• не ругать ребенка за неправильную речь;

• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной

психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к

занятиям с ним.

Особенности речи и поведения родителей при контактах с

ребенком. Основными положениями, которыми следует руководствоваться

родителям во время занятий, служат понятия о культуре речи, смысловой

нагрузке слов и особенностях восприятия речи ребенком. Кроме того,

родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку

простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата

к правильному звукопроизношению. Взрослые, окружающие ребенка,

должны понимать, что умиление детским лепетом, могут привести к

устойчивости неправильного навыка в произношении. Взаимосвязь с

ребенком, зависит от уровня понимания ребенка и возможностей

воздействия на него с целью правильной постановки речи. Основные

рекомендации повышения эффективности выполнения заданий логопеда

должны быть связаны, прежде всего, с постоянным комментированием

родителями своих действий в присутствии ребенка с одновременной

демонстрацией активного действия.

Коррекция нарушенного звукопроизношения происходит

постепенно и состоит из 4 этапов:

1 Подготовительный

Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к

правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную

работу, повышение уверенности, чувства полноценностей.

Второй

2 Постановка звуков

Добиться правильного звучания изолированного звука.

3 Автоматизация звуков

Добиться правильного произношения во фразовой речи.

4 Дифференциация звуков

Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять

их в собственной речи.

Уважаемые родители!

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Причём в кабинете

логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются

чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит

искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на

этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого

этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В

идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15

минут в день. Данная наша консультация поможет заботливым и думающим

родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

Общие положения

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова,

предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап

автоматизации звука представляет собой закрепление условно-

рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.

Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без

подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда

ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при

продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не

следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще

недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению

неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы

неправильного произношения слов, предложений и т. д. Автоматизация

звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к

сложному.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой

последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением

согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над

произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука

в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации

звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения

звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением)

стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение

словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно,

последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения

(стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу

можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Методы проведения занятий дома. Дети в возрасте до 5-6 лет не в

состоянии выдержать «долгое сидение». После 5, максимум 10 мин.

занятий их внимание рассеивается. Секрет проведения занятий и

мотивации к ним внешне прост: ребенок должен посильно участвовать в

действиях взрослых. Во время любых действий, совершаемых в

присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную

логопедом, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию

темы.

Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для

закрепления в виде различных упражнений. Для детей они не новые, а

родителями должны быть прочитаны до конца, объяснены и отработаны

под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок

должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей

рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не

стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы

ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к

письму. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете

заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи.

Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда –

поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних

занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть.

Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со

спортом: результат зависит от тренировок.

Правила работы в домашних тетрадях :

• тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

• не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по

10-15мин. ;

• задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и т. д.)

выполняются карандашами;

• весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны

добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем

заучивания;

• Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным

произношением его в самостоятельной речи ребенка;

• артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с

ребенком;

• задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая,

что это интересно вам самим;

• все задания выполняются до конца;

• занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если

он не справляется с заданиями.

Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий

систематических занятий. Не сравнивайте ребенка с ровесниками,

сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще

хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему

уверенности в себе.

Будьте оптимистичны: дорогу осилит идущий!

Публикации по теме:

Дидактическая игра для автоматизации звуков «Дружелюбный хомяк»Дидактическая игра для автоматизации звуков «Дружелюбный хомяк» Дидактическая игра "Дружелюбный хомяк" Данная игра предназначена для автоматизации звуков в словах и предложениях; формирования множественного.

Дидактическая игра «Клеточки» для автоматизации звуковДидактическая игра «Клеточки» для автоматизации звуков Процесс автоматизации звуков часто занимает много времени. Я предлагаю автоматизировать звуки через игру, которая может применяться неоднократно.

Игровые упражнения для автоматизации звуков в словахИгровые упражнения для автоматизации звуков в словах Игровые упражнения для автоматизации звука в словах. Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. После постановки.

Картотека «Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков». Часть 1 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 1. Б БЬ Бы бы бы идет дым из трубы. У Вовы были бобы. Бегемот.

Конспект ОД по автоматизации звуков [Л ]— [Л`], [Р] — [Р`] и обучению грамоте «Поможем Золушке» Цель: закрепление правильного произношения звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ и умения дифференцировать данные звуки в речи; Задачи: -закрепление навыка.

Логопедические дидактические игры по автоматизации звуков с кругами ЛуллияЛогопедические дидактические игры по автоматизации звуков с кругами Луллия Решение коррекционной задачи по автоматизации звуков в речи нередко затрудняется из-за необходимости большого количества повторов одного.

Логопедические игры для автоматизации звуков у дошкольниковЛогопедические игры для автоматизации звуков у дошкольников .

Пособие «Логический квадрат» на логопедических занятиях по автоматизации звуковПособие «Логический квадрат» на логопедических занятиях по автоматизации звуков У детей дошкольного возраста логические формы мышления находятся в стадии развития. Дошкольник уже способен делать выводы и умозаключения,.

Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков. Часть 2 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 2. С З СЬ ЗЬ Са за са за са за за Улетела стрекоза. За са за.

Загадки-добавлялки для автоматизации звуковЗагадки-добавлялки для автоматизации звуков Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложены карточки на загадки Куликовской Т. А. для автоматизации звуков С З Ц Ш Ж Ч Щ Л Р в словах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль автоматизации звуков в домашних условиях
Опубликовано: 14 января 2021 в 23:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД