Лучший педагог года

Роль песочной игротерапии в работе с дошкольниками с ОВЗ (из опыта работы)

Нина Корнева
Роль песочной игротерапии в работе с дошкольниками с ОВЗ (из опыта работы)

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

К. Д. Ушинский

Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья - реалии современной педагогической практики.

Дети с ОВЗ отличаются повышенной возбудимостью, тревожностью, агрессивно-стью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, незрелостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. У большинства детей отмечается нарушение речи или её отсутствие, недостаточно развита координация движений, мелкая моторика рук, слабая память, рассеянное внимание, нарушение восприятия, снижение или отсутствие познавательного интереса.

Публикация «Роль песочной игротерапии в работе с дошкольниками с ОВЗ (из опыта работы)» размещена в разделах

Данная характеристика соответствует большинству детей группы коррекционной направленности нашего детского сада. Они испытывают трудности в усвоении программного материала. В соответствии с ФГОС педагогам необходимо создать условия для воспитания и обучения детей с ОВЗ, используя гибкие, нетрадиционные формы коррекционно – развивающей работы.

Одной из форм в нашей работе стала технология игровой пескотерапии.

Песок – идеальная среда, где можно творить без страха что-то сломать или испортить. Оказавшись в песке, ребенок погружается в свой мир, приобретает опыт решения жизненных ситуаций. Песок способствует взаимодействию с окружающими, а так как имеется тесная связь больших полушарий с нервными окончаниями подушечек паль-цев, игры способствуют формированию эмоциональной сферы ребенка.

Основная цель игровой пескотерапии не менять и не переделывать, не учить спе-циальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, упорядочить душевный дисбаланс ребенка.

С помощью песка мы решаем многие развивающие задачи:

коррекция эмоционального состояния (снижение психического напряжения и агрессии);

развитие познавательных способностей детей;

развитие сенсорного восприятия;

развитие мелкой моторики рук и тактильно – кинестетической чувствительности;

развитие навыков ориентировки в пространстве;

развитие речи, фонематического слуха, коррекция звукопроизношения;

развитие графо – моторных навыков письма и чтения;

развитие коммуникативных навыков (умение понимать себя и других);

В работе с детьми используем классический песок в песочнице, кварцевый песок для рисования на песочных планшетах и кинетический песок.

Работу проводим как отдельное занятие или как часть коррекционного занятия. В зависимости от целей и проблематики могут быть индивидуальные или коллективные игры - занятия.

Для работы подбираем игры, которые развивают моторную и тактильно-кинестетическую чувствительность, так как у большинства детей с ОВЗ она нарушена (слабый мышечный тонус кистей рук, дискомфорт при контакте с водой, песком, пласти-лином, некоторыми видами тканей, это вызывает трудности в самообслуживании и фор-мировании графо-моторных навыков.

Игры: «Здравствуй песок», «Отпечатки рук», «Нарисуй фигуру», «Достань игрушку», «Цветные дорожки», «Рисуем песком», «Узоры на песке», «Мы создаем мир».

Игры на развитие зрительного восприятия:

проложи дорожку от слоника к маме (пальчиком, из камешков или другого мате-риала)

рисование на песке геометрических фигур на слух и по памяти;

узнай по нарисованному на песке контуру фигуру или изображенный предмет;

написание на песке цифр и букв, их элементов по образцу и на слух;

Игры: «Что спрятано в песке?», «Мы рисуем», «Секретик», «Что я нарисовала?».

Развитие пространственной ориентации:

разложи игрушки в данной последовательности: вверху, внизу, слева, справа, между морковкой и деревом, за квадратом –круг, и т. д. В данных упражнениях от-рабатывается ориентировка на листе бумаги, концентрация внимания.

Развитие внимания:

Рисование на песке одной и двумя руками (рисуем одинаковые или разные изображения с помощью трафаретов; одной рукой –круг, а другой квадрат;

Такие упражнения развиваю распределение и концентрацию внимания, координацию движений рук, работу межполушарных связей.

Игры: «Вершки и корешки», «Волшебный песок», «Нарисуй двумя руками».

Формирование элементарных математических представлений:

закрепление знаний изученных геометрических фигур;

повторение цифр и счет предметов;

закрепление понятий: широкий – узкий, длинный – короткий,

решение задач, соотнесение количества и цифры;

Игры: «Огород», «Отпечатки», «Учимся считать», «Узнай цифру», «Загадки», «Раздели пирог», «Песочные строители», «Едем в гости», «Занимательная геометрия», «Подсказ-ка».

Развитие речевого дыхания:

развивать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, необходимый для того, чтобы свободно говорить фразами в процессе речевого высказывания;

Игры: «Подуем в трубочку», «Кто дольше?», Игра «Фокус» «Попади в лунку».

Обучение грамоте:

закрепление знаний изученных букв;

развитие графо – моторных навыков;

укрепление мышц руки;

написание изученных букв, сливание и чтение слогов;

Игры: «Слепи букву», «Напиши на песке», «Буква потерялась», «Секретики». «Путешествие к звукам», «Город волшебных букв».

Данная форма работы дает положительные результаты:

возрастает интерес к занятиям;

усиливается мышечный контроль и сила кистей рук;

развиваются коммуникативные навыки;

расширяется словарный запас; развивается связная речь;

развивается память, внимание, восприятие;

происходит освоение навыками письма и чтения;

увеличивается работоспособность и длительность занятия;

Опыт работы показал, что использование игровой пескотерапии превращает коррекционно-развивающее занятие в интересную и увлекательную игру, во время которой дети учатся, не замечая этого. В процессе игр с песком вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить, фантазировать, повышается познавательная и речевая активность детей.

Я считаю, что игровая пескотерапия – современная нестандартная и эффективная технология. Она вызывает положительные эмоции у детей, раскрывает каждого ребенка индивидуально, помогает ему в усвоении нового. Разумное сочетание песочных игр с другими видами деятельности, позволяет осуществлять обучение и развитие детей по-средством интерактивной формы коррекции познавательной деятельности детей с ОВЗ.

Публикации по теме:

Из опыта работы «Проектная деятельность в работе с родителями» ФГОС ДО предусматривает взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную.

Фотоотчёт о работе над лексической темой «Весна» из опыта работыФотоотчёт о работе над лексической темой «Весна» из опыта работы Цели. 1. Коррекционно – образовательные: - закреплять у детей представления о времени года – весне, её характерных признаках (изменения.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками»Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками» «Каков ребёнок в игре, таков во многом от будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего.

Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ»Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ» Как мы знаем, существуют разные виды деятельности: учёба, труд, игра, общение, творчество. Игра среди видов деятельности занимает немаловажное.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Из опыта работы «Сотрудничество ДОУ и семьи в работе по ФЭМП»Из опыта работы «Сотрудничество ДОУ и семьи в работе по ФЭМП» Сотрудничество ДОУ и семьи в работе по ФЭМП Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в.

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних поделок из разных материалов с дошкольникамиМетодическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних поделок из разных материалов с дошкольниками Методическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних поделок из разных материалов с детьми дошкольного возраста. Пояснительная.

Мой подход к работе с детьми (из опыта работы)Мой подход к работе с детьми (из опыта работы) В детском саду дошкольники получают первый опыт общения, первый опыт обучения. Моя основная задача как педагога – сделать этот опыт удачным,.

Пояснительная записка к презентации опыта работы с дошкольниками по изучению родного города посредством ИКТ "Междуреченск городок – Кузбасса уголок!" Автор: Киселева Галина Васильевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №25 "Родничок" Слайд 1 Никто.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль песочной игротерапии в работе с дошкольниками с ОВЗ (из опыта работы)
Опубликовано: 2 февраля 2022 в 15:12
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД