МААМ-картинки

Экспериментирование с воздухом. Самоанализ занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Подарок Незнайки»

Татьяна Смирнова
Экспериментирование с воздухом. Самоанализ занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Подарок Незнайки»

Самоанализ

организованной образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.

Тема ООД: «Подарок Незнайки».

Работа велась с подгруппой детей из 8 человек.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Была проведена предварительная работа:

Публикация «Экспериментирование с воздухом, Самоанализ занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Подарок Незнайки“» размещена в разделах

чтение Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; дидактическая игра «Летает – не летает»; рассматривание мини-коллекции «Воздушный транспорт»; просмотр презентации «Воздух»; беседы «Чем мы дышим», «Кому нужен воздух», «Воздух вокруг нас»; надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром, паром.

В ходе ООД предполагалось решить следующие задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.

2. Закреплять представления детей о значимости воздуха.

3. Формировать умение детей устанавливать причинно- следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки детей в процессе экспериментирования.

2. Активизировать речевую деятельность и расширять активный словарь детей.

3. Развивать умение размышлять, отстаивать свое мнение.

Воспитательные:

3. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, решительность.

4. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения между детьми.

Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий материал:

посылка, письмо, воздушные шары, целлофановые пакеты, листы бумаги, пластмассовые бутылочки с пенопластовыми шариками, трубочки, зубочистки, картинки, апельсин, мультфильм «Что такое воздух». Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач.

Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на неё, я использовала мотивацию: в группу пришла посылка от Незнайки с воздушными шариками и создала проблемную ситуацию «Как играть с шариками? Что нужно, чтоб шарики надуть?»

В ходе проведения занятия я использовала метод исследовательской деятельности - эксперимент, главное достоинство которого непосредственный контакт с предметами и материалами. Его применение дало детям реальное представление о воздухе, познание его свойств, качеств. Для активизации детей были использованы следующие методы: словесный (беседа, вопросы к детям, словесное поощрение); наглядно - демонстрационный (письмо, показ наглядных пособий, карты-схемы, показ мультфильма); практический (проведение экспериментов) и приемы: игровой (мотивация). А также здоровьесберегающие технологии (психологический настрой, физкультминутка).

При подготовке к занятию подобрала и продумала расположение и перемещение детей в предметно-пространственной среде, оснащение занятия техническими средствами обучения. Проектор использовался для демонстрации мультфильма «Что такое воздух», для эмоционального настроя и закрепления знаний детей о воздухе. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.

Занятие состояло из четырё х взаимосвязанных между собой этапов: организационный момент, мотивационно-ориентировочный, поисково- практический, рефлексивно-оценочный.

На первом этапе создала у детей доброжелательный, психологический настрой.

На втором этапе дети получили посылку и письмо от Незнайки, которые вызвали у них внутреннюю потребность включения в исследовательскую деятельность (т. е. познавательную мотивацию).

На третьем этапе решались все поставленные мною задачи.

Устанавливая причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования, дети закрепили знания о свойствах воздуха и смогли сделать выводы, применяя свои знания об окружающем мире. А именно:

- имея практический опыт наполнять предметы воздухом (воздушные шарики, целлофановые пакеты) дети смогли сделать вывод о том, что воздух вокруг нас;

- имея чувственный опыт и знания о цветах, о форме дети смогли сделать вывод о том, что воздух бесцветный, не имеет формы;

- на базе развитого чувства обоняния и знания запахов, дети смогли сделать вывод о том, что воздух без запаха;

- имея практический опыт наблюдений, дети смогли сделать вывод о том, что движение воздуха это ветер.

Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия. Вопросы были четко сформулированы, просты и понятны детям, соответствовали уровню развития детей, задачам занятия.

В ходе занятия на поисково-практическом этапе я планировала развитие личностных качеств дошкольников: целеустремленность, настойчивость, решительность, умение размышлять, добиваться результатов, отстаивать свое мнение, обобщать результаты экспериментов, которые реализовались в исследовательской деятельности.

В ходе занятия я старалась активизировать речь детей и пополнить словарный запас новыми словами. Соблюдение двигательного режима и дыхательные упражнения позволили повысить умственную работоспособность, предупредить утомление, поэтому дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.

Во время занятия выстраивала с детьми партнёрские отношения, соблюдала нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания строила грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

Для большего закрепления знаний о свойствах воздуха, дети просмотрели мультфильм.

В рефлексивно - оценочном этапе занятия использовала карты - схемы, в ходе которого проверка усвоения материала подтвердила успешную реализацию поставленной цели. Деятельность всех детей оценила положительно словесным поощрением и мотивацией на дальнейшие игры и развлечения с воздушными шариками.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор разнообразных методов и приёмов.

Дети проявляли самостоятельность и инициативу в выборе способов действий при решении поставленной задачи.

Считаю, что поставленная в начале занятия цель : открытие свойств воздуха достигнута, задачи выполнены.

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Домашние животные и их детеныши» "Домашние животные. Кошка" Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Конспект и самоанализ познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Конспект НОД и самоанализ на конкурс «Воспитатель года-2017» Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Приключения.

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности по ПДД «Путешествие Незнайки по улицам города»Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности по ПДД «Путешествие Незнайки по улицам города» Познавательно-исследовательская деятельность по ПДД «Путешествие Незнайки по улицам города" Цель: Подведение детей к осознанию необходимости.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности на тему: «Воздух, свойства воздуха» Конспект открытого занятия совместной деятельности педагога с детьми по экспериментальной деятельности на тему: «Воздух, свойства воздуха»[/b].

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Животные крайнего севера» Задачи:.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Здравствуй, песок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 «Золотой ключик» муниципального образования.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Свойства воды» Конспект занятия Развитию познавательно – исследовательской деятельности в средней группе. Тема: «Свойства воды» Цель: определить свойства.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства масла» Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Удивительные свойства растительного.

Экспериментирование — технология исследовательской деятельности.Экспериментирование — технология исследовательской деятельности. Основной целью опытно-экспериментальной деятельности было развитие свободной творческой личности ребенка за счет развития познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование с воздухом. Самоанализ занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Подарок Незнайки»
Опубликовано: 30 ноября 2017 в 13:31
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД