Папки-передвижки

Самоподготовка – обязательное занятие детей в группе продленного дня

Александр Владимирович Чирков-Эйр
Самоподготовка – обязательное занятие детей в группе продленного дня

Самоподготовка – обязательное занятие детей в группе продленного дня. Чирков-Эйр А. В. Педагог-Воспитатель группы продленного дня

Организация самоподготовки

В группе продленного дня создаются благоприятные условия для организации учебной деятельности учащихся как единого процесса познания на уроке и самостоятельной работы самоподготовки. Успешность учебной работы зависит от того, как органически связана урочная и внеурочная деятельность учащихся. В группе продленного дня учитель имеет больше возможностей для систематического формирования навыков учебного труда школьников и воспитания у них положительного отношения к обучению. Самоподготовка способствует систематическому закреплению и усвоению знаний. Единство учебного процесса на уроке и самоподготовке формирует у каждого учащегося умение и желание интеллектуально работать как индивидуально, так и в коллективе, работать регулярно и систематически.

Публикация «Самоподготовка – обязательное занятие детей в группе продленного дня» размещена в разделах

Самоподготовка должна носить целенаправленный характер. Задача учителя состоит в умении найти такую задачу, которая вызвала бы у школьников заинтересованность в работе и желание выполнить ее как можно лучше. А для этого нужно умело спланировать и активизировать деятельность школьников во время самоподготовки, осуществлять дифференциальный подход к учащимся, использовать учебный кабинет. Это повысит эффективность самостоятельной работы, сократит время подготовки домашнего задания. Именно такая работа требует от учителя педагогического мастерства.

Недостатки организации работы самоподготовки

К сожалению, большим недостатком работы группы продленного дня является превращение самоподготовки в занятия репетиторством. При этом у школьников исчезает чувство ответственности и самостоятельности, появляется иждивенческая психология: за неуспевание отвечает воспитатель.

Другим недостатком стало использование самоподготовки в качестве дополнительных занятий для неуспевающих учащихся. Нередко ее превращают в повторение или продолжение урока, организацию повторных контрольных работ и тестирование.

Существенным недостатком является неумение воспитателей направлять работу на развитие самостоятельности детей, подменяемую работой учителя с одним учеником у доски и механическим списыванием записей другими. Также имеет место излишняя опека и чрезмерная помощь при выполнении задач, что приводит к потере активности и желанию учиться.

Часто неэкономно используется время, отведенное на самоподготовку, и потому она выходит за рамки регламента. Допускаются перегрузки школьников учебными занятиями, не соблюдаются организационные и санитарно-гигиенические требования.

Самоподготовка – это ежедневное учебное занятие учащихся в группе продленного дня. Самоподготовка состоит из следующих частей: подготовка к работе, самостоятельное обучение, подведение итогов.

Подготовительная часть длится 10 минут. В настоящее время учащиеся составляют план работы, выясняют содержание задачи, выделяют главное в работе, получают консультации о необходимом дидактическом материале, пособиях.

Самостоятельная учеба состоит из общей и индивидуальной работы.

В конце самоподготовки подводится краткий итог, указываются положительные стороны и недостатки в работе учащихся, оценивается выполнение задач.

Дети должны знать, сколько времени им отводится на решение задач и примеров, на выполнение грамматических упражнений, на подготовку устных задач. Поэтому уместно в классе иметь часы – это помогает воспитателю и школьникам рационально использовать каждую минуту. Одной из главных проблем организации самоподготовки является проблема рационального использования времени, которое отводится на выполнение домашних задач. Очень важно, чтобы дети быстро и полностью включались в работу. Своевременное начало приготовления домашнего задания – необходимое условие влияния на качество задания. Умение действовать последовательно, самостоятельно планировать эту последовательность – важный фактор успешности самоподготовки.

Определение времени на самоподготовку отмечается в уставе школы. Через определенное время самоподготовки уместен небольшой перерыв. Через 10 минут. к самоподготовке детям дается время на неорганизованный отдых вне помещения, где проводятся занятия. В это время классная комната проветривается, в ней производится влажная уборка.

При самоподготовке учащихся младших классов большую роль играет учитель, потому что дети только учатся, как надо самостоятельно работать. Именно в этот период необходимо уделить значительное внимание работе с достопримечательностями и символикой. Учитель должен объяснять, как следует выполнять задачи, давать образцы выполнения упражнений, постепенно подводить их к самостоятельной подготовке.

Приступая к работе, учащиеся должны представлять, в какой последовательности они будут работать над решением задачи и выполнением упражнения. Выполняя упражнение, они сначала должны внимательно прочесть задачу к ней, определить, каким правилом воспользоваться при его выполнении. Если нужно, учащиеся находят это правило, читают его, приводят свои примеры. Дети учатся использовать словари, схемы, дополнительные тексты.

Трудности заключаются в том, что не все дети одинаково развиты: одни выполняют работу медленно, другие быстрее и могут за это время справиться с более сложной задачей, но все они должны выполнить домашнее задание. Поэтому нужно подать его детям так, чтобы оно стало посильным для одних и не слишком легким для других. Известно, что условно дети делятся на три группы. Но тот же ученик может принадлежать к одной группе по математике и совсем к другой по русскому языку, переходить из одной в другую по мере улучшения или ухудшения его знаний.

К большому сожалению, задача дается одинаковая для всех, но учащимся третьей группы больше всего нужна помощь учителя, предварительное объяснение, пояснительная карточка (схема, рисунок, вопросы). Сильные дети получают дополнительные задачи, которые развивают мышление, помогают отстающим, контролируют их.

Большую роль играет самоподготовка в привлечении учащихся к работе с книгой, развитию самостоятельности, умении получать знания из разных источников.

Самоподготовка – не урок, поэтому окружение здесь свободное, при необходимости учащиеся разговаривают шепотом, тихо подходят к учителю, когда нужна помощь или учитель подходит к ученику. Помощь школьники могут получить и от своих товарищей.

Самоподготовка служит показателем работы на уроке. Воспитатель способствует выработке у школьников навыков планирования учебной работы, распределения сил и времени; развитию внимания, памяти, мышления, речи; пробуждению желания больше знать, использовать свои знания на практике. А это, в свою очередь, вызывает интерес к самообразованию, положительное отношение к обучению.

Деятельность воспитателя направлена на выработку у детей привычки работать самостоятельно, регулярно и систематически. При этом ведется работа по формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности.

Организационные задачки решаются воспитателем методом сотворения событий, которые побуждают детей к выполнению задач учителя и поддержанию порядка, нужного для удачной работы. Он требует четкого соблюдения режимных требований, экономного использования времени, отведенного на учебную работу в условиях строгого регламента.

Требования к самоподготовке

Самоподготовка – обязательное занятие детей в группе продленного дня. На нем выполняются только домашние задания. В процессе работы осуществляется закрепление знаний, умений и навыков на практике. Для результативности самоподготовки воспитатель устанавливает определенный порядок, которому обязательно соблюдают все учащиеся. Нормальный ход самоподготовки возможен при выполнении организационно дисциплинарных, гигиенических, дидактических и воспитательных требований. К организационно-дисциплинарным требованиям относятся:

1. Обязательность ежедневной самоподготовки.

2. Экономное распределение времени, отведенного на занятия.

3. Обеспечение порядка на рабочем столе. Наличие всех необходимых для занятий учебников и принадлежностей.

4. Обязательно соблюдение каждым учащимся правил разрешения и запрета.

Правила запрета. Нельзя:

• опаздывать на занятия;

• тратить неэкономное время на работу;

• нарушать тишину;

• отвлекать внимание товарищей;

• выходить из класса, двигаться в нем без разрешения;

• заниматься посторонними делами;

• разговаривать с воспитателем в полный голос;

• давать громкие консультации;

• недобросовестно выполнять задачи;

• уклоняться от выполнения задач;

• создавать шум вне класса, когда разрешили выйти.

Воспитатель группы продленного дня, руководствуясь этими требованиями во время самоподготовки, сможет поддерживать порядок самостоятельной работы и влиять на ее результат.

Воспитатель – не учитель, а самоподготовка – не урок. Поэтому воспитатель использует другие меры воздействия на учащихся. Они носят гуманный характер.

Для убеждения школьников в полезности самоподготовки воспитатель использует объяснения, просьбы, советы, уговоры. При самоподготовке целесообразно использовать методы приучения, испытания. Воспитатель влияет на ребенка разными средствами попечительства, защиты, помощи. Он должен успокоить, подбодрить ученика в случае неудачи.

Большой воспитательный эффект дает использование средств поощрения: доверие, ободрение, одобрение, вдохновение, похвала. Но воспитатель должен быть очень осторожным по поводу средств наказания, пользуясь только замечаниями, осуждениями, недоверием, ограничениями. Уместен был бы отказ от средств навязывания, наставления, нотаций, которые, к сожалению, еще присущи воспитателям группы продленного дня.

Показатели результативности самоподготовки

Каждый воспитатель всегда сможет проверить, правильно-ли он руководит самоподготовкой младших школьников и каковы результаты его воспитательной деятельности. Для этого воспитатель постоянно наблюдает следующие показатели: информированность, дисциплинированность, организованность, активность своей группы на самоподготовке.

Информированность детей отражается в умении :

1. Быстро найти в дневнике домашнее задание.

2. Соответствующее нахождение его в учебнике.

3. Ученик знает, как делать домашнее задание, где нужно находить справку при трудностях.

4. Он действует в соответствии с инструкцией.

5. Соблюдает последовательность действий.

6. Не обращается за объяснением к воспитателю и товарищам.

7. Не требует посторонней помощи.

8. Умело пользуется пособиями, принадлежностями.

9. Быстро устраняет ошибки, возникающие в процессе работы.

10. Выявляет уверенность в правильности выполнения задания.

Дисциплинированность проявляется в поступках детей :

1. Все учащиеся появляются на самоподготовку вовремя, без опозданий.

2. Работают самостоятельно.

3. Соблюдают тишину и порядок.

4. Без разрешения воспитателя не пересаживаются на другое место.

5. Без надобности не обращаются к воспитателю.

6. Следят за осанкой во время работы.

7. Соблюдают чистоту и порядок на своем рабочем месте.

8. Следят за чистоплотностью одежды, прически, рук.

9. Соблюдают правила уважительного и внимательного отношения к воспитателю.

10. Общают с одногруппниками.

11. Бережно относятся к школьному имуществу, своим вещам и вещам товарищей.

Организованность группы наглядно отражается в деятельности учащихся:

1. Все подготовлено к выполнению домашних заданий.

2. На рабочем месте нет ничего лишнего.

3. Экономно употребляет время на отдельные этапы выполнения задачи.

4. Четко планирует индивидуальную работу.

5. Быстро и положительно реагирует на указания воспитателя.

6. Умело устраняет внешние помехи.

7. Правильно понимает требования самоподготовки.

8. Соблюдает организационный порядок самоподготовки.

9. Требует организованности своих товарищей.

Об активности детей во время самоподготовки можно делать вывод :

1. Тщательно и в темпе работают над задачей.

2. Аккуратно и основательно выполняют все действия согласно задачам.

3. Успевают все сделать вовремя.

4. Успевают провести проверку своей работы.

5. По своему желанию используют справочный материал.

6. Действуют самостоятельно без посторонней помощи.

7. Помогают товарищам, консультируя их.

8. Участвуют во взаимопроверке проделанной работы.

9. Находят допущенные ошибки и объясняют их.

10. Помогают воспитателю в выяснении задач, организации взаимопомощи и взаимоконтроля.

Имея представление об этих показателях, воспитатель в определенной степени может исправить и улучшить управление самоподготовкой и контроль за выполнением задач.

Индивидуальная работа воспитателя группы

Индивидуальная работа с отстающими учащимися входит в круг обязанностей воспитателя. Она осуществляется в разных формах. Главное — забота о детях, которым она крайне необходима. Участливое отношение к педагогически запущенным малышам, особое внимание к ним, создание благоприятных условий для их развития, установление личного контроля за их успехами в обучении — задача воспитателя.

Педагогическая забота о таких детях при подготовке непосредственная и опосредованная. Непосредственная забота возможна только при наличии участия воспитателя в выполнении заданий учеником. Ребенок непосредственно ощущает опеку, контроль, а иногда и принуждение со стороны воспитателя. Это делается открыто, вся группа знает и сама оказывает помощь товарищу.

Наиболее распространенная форма индивидуальной работы – своевременная помощь учащимся. Если наблюдается отставание в обучении, воспитатель должен немедленно помочь ребенку в выяснении непонятного, отработке учебных умений и навыков путем дополнительных объяснений, упражнений, сообщить учителю о неуспевании. Совместно с ним преодолевать препятствия отставания. В такой помощи нуждаются:

а) учащиеся с замедленными процессами усвоения;

б) учащиеся, не овладевшие новым материалом на уроке;

в) учащиеся, не посещавшие по каким-либо причинам уроки.

Детям с замедленными процессами усвоения требуется более серьезная помощь воспитателя, согласованная с учителем. Совместная деятельность учителя и воспитателя должна обеспечить стабильность успехов таких учащихся в выполнении самостоятельных учебных задач самоподготовки. Помощь эта оказывается с учетом индивидуальных особенностей учащегося, которые должны быть известны как учителю, так и воспитателю. На их основе строится план оказания помощи. Воспитатель выполняет в этом случае развивающую функцию.

Школьникам, не овладевшим новым материалом, воспитатель организует объяснение, разучивание, привлекая к этому детей, успешно выполнивших задание.

Воспитанникам, которые не посещали занятия по каким-либо причинам и не преодолели самостоятельно трудности в обучении, оказывается временная помощь. Иногда к этому привлекаются родители. Как только ученик сможет самостоятельно выполнять домашнее задание, воспитатель сразу же прекращает помощь. Не следует забывать, что самоподготовка – это самостоятельная работа детей при выполнении учебных заданий учителя. Если воспитатель безрассудно будет оказывать помощь, снизится уровень самостоятельности учащихся.

В группе всегда есть дети, требующие особой заботы:

а) дети, имеющие отклонения в здоровье;

б) дети с недостатками зрительного, слухового, речевого аппарата;

в) дети, живущие в неблагонадежных семьях.

К каждому такому ребенку нужно найти свой подход. Если школьник быстро утомляется, то в течение самоподготовки следует регулировать его учебную нагрузку. Если у него изъяны в речи, то необходимо их исправлять. Вниманием нужно окружить детей из неблагонадежных семей. Но воспитатель должен помнить, что каждый ребенок должен почувствовать его заботу, тактичность, отзывчивость, внимание. Сделать самоподготовку не тяжелой повинностью, а радостью, которая доставляла бы удовольствие от достигнутого – первоочередная задача воспитателя. Забота обо всех и каждом — дело нелегкое. Практика показывает, что в группах, где бережный воспитатель, после урочного учебного труда не подавляет воспитанников дети платят за это отзывчивостью и доверием. Во время самоподготовки они показывают сознательную дисциплинированность. Контроль – одна из эффективных форм проверки индивидуальной работы самоподготовки. Она может выглядеть как наблюдение, проверока, оценивание деятельности младших школьников.

Наблюдения помогают накапливать информацию о рабочем состоянии группы и отдельных учащихся, позволяет предугадать потенциальные возможности учащихся.

Проверка показывает производительность труда школьников. По выбору воспитателя проверяются разные моменты учебной работы детей.

Оценка – последний этап конечного выбора средств и путей влияния на ход и результат самоподготовки. Это двоякий процесс: с одной стороны педагог оценивает свою деятельность, с другой – деятельность учащихся. Оценка деятельности учащихся не сопровождается анализом ошибок, а сопровождается одобрением или осуждением поступков учащихся во время самоподготовки. Воспитатель использует не только словесные высказывания, но и жесты, мимику, чтобы не устраивать лишний шум и не отвлекать детей от работы.

Рекомендации по организации и руководству самоподготовкой

Ответственность школы за здоровье учащихся, уровень их воспитанности, всесторонняя подготовка к жизни и труду является основой педагогической деятельности. Большая роль в этом отводится воспитателю группы продленного дня, потому, что именно с ним дети находятся определенную часть времени. Поэтому воспитателям нужно придерживаться рекомендаций по организации и руководству самоподготовкой :

1. Создание хороших материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических условий труда.

2. Создание благоприятного микроклимата в коллективе группы.

3. Организация оптимальных приемов самоподготовки :

а) соблюдение последовательности самоподготовки (подготовительная часть, самостоятельная работа над выполнением домашнего задания, подведение итогов);

б) использование памяток по учебным предметам;

в) выработка у детей навыков выполнения необходимых последовательных действий;

г) правильное распределение времени, нормирование его при выполнении домашних заданий.

4. Выработка навыков самостоятельной работы путем бесед, разъяснений, убеждений, рекомендаций, упражнений.

5. Организация индивидуальной работы на основе возрастных и психологических особенностей школьников.

6. Оказание помощи детям, не успевающим в обучении по разным причинам (не посещение уроков, замедленный процесс усвоения, не овладевших новым материалом).

7. Организация работы учащихся – консультантов, взаимопомощи между детьми.

8. Обучение детей приемам самоконтроля. Поощрение качественного выполнения домашних заданий.

9. Согласование действий воспитателя и учителя. Соблюдение нормативных требований к домашним задачам.

Публикации по теме:

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагогаОбмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.

«Отважные защитники». Занятие по аппликации в группе детей с ОВЗ«Отважные защитники». Занятие по аппликации в группе детей с ОВЗ Цель: Социализация детей с ОВЗ через приобщение к искусству аппликации. Задачи: 1. Обучающие: Продолжать обучение навыкам работы с.

Домашнее занятие «Царство цветов» для детей 3–4 лет во второй младшей группеДомашнее занятие «Царство цветов» для детей 3–4 лет во второй младшей группе Елена Афанасьева Домашнее занятие «Царство цветов» для 3–4 лет во второй младшей группе Дома не скучно. Уважаемые родители!Предлагаем.

Фотоотчёт о внеурочной деятельности к 8 Марта в группе продленного дня в 1 классеФотоотчёт о внеурочной деятельности к 8 Марта в группе продленного дня в 1 классе 8 Марта- международный женский день. Внеурочна деятельность (далее ВД) в ГПД (группа продлённого дня) в начальной школе (1 класс) на тему.

Коррекционное занятие «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» во второй младшей группе детей с нарушением зренияКоррекционное занятие «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» во второй младшей группе детей с нарушением зрения Задачи: 1. Продолжать учить дошкольников с нарушением зрения видеть внешние особенности девочек и мальчиков, учить сравнивать и делать простейшие.

КТД «Кормушка. Покормим птиц зимой» для детей группы продленного дня 2 классаКТД «Кормушка. Покормим птиц зимой» для детей группы продленного дня 2 класса Цель: создать условия для систематизации знаний обучающихся об условиях жизни зимующих птиц, роли человека в их жизни. Задачи: • развивать.

Лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей с ОВЗ «В лес за грибами»Лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей с ОВЗ «В лес за грибами» Осень. Прекрасная пора для прогулок по лесу. Листва немного пожелтела и воздух такой свежий. Уже начинаются дожди. Многих людей осенние.

Лексико-грамматическое занятие в старшей группе детей с ОВЗ «Домашние животные»Лексико-грамматическое занятие в старшей группе детей с ОВЗ «Домашние животные» Цель: Знать: Названия домашних животных(4-5, внешний вид, питание, польза, приносимая людям. Детеныши домашних животных. Предварительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самоподготовка – обязательное занятие детей в группе продленного дня
Опубликовано: 15 сентября 2023 в 20:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД