Чуйкина Ирина
Сенсорное воспитание
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).Особое внимание заслуживает сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познавательная и исследовательская деятельности. Исходя из этого, можно подтвердить, что сенсорное развитие фундаментом общего умственного развития ребенка, который необходим для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Публикация «Сенсорное воспитание» размещена в разделах
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Существуют четыре вида ощущений:
1) Слуховые ощущения – ощущение звука;
2) Обоняние – ощущение запаха;
3) Вкусовые ощущения – человек ощущает 4 модальности: сладкое, солёное, кислое, горькое. Все остальные ощущения вкуса – разнообразные их сочетания.
4) Осязание – тактильные ощущения или кожная чувствительность (это ощущения давления, боли, тепла и холода.
Восприятие отличается от ощущений – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. В основе восприятия лежат ощущения.
Развивать анализаторы – значит научить ребёнка обследовать предметы (такие обследовательские действия в психологии называются перцептивными)
Основная задача сенсорного воспитания – своевременно научить ребёнка сравнивать, обобщать, синтезировать, развивать мысль о предмете через близкое его восприятие. Сенсорное развитие малышей происходит под влиянием различных факторов, среди которых первостепенную значимость имеет характер осваиваемых ими предметных действий, в том числе действий с дидактическими игрушками. Конструктивные особенности этих предметов в некоторой степени направляют развитие перцептивных действий детей. Однако в спонтанных условиях данный процесс осуществляется малорациональными путями и зачастую не достигает оптимальных высот, обусловливая неготовность большинства трехлетних малышей к освоению в следующем (дошкольном) периоде сенсорных эталонов и соответствующих им обследовательских действийTelegram Bot
Показать больше хлебных крошек.
Педагогика
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста
Содержание
Значение сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Проблемы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Содержание сенсорного воспитания
Поделиться
Скачать в PDF
Ссылка по ГОСТ
Автор статьи
Автор статьи
Марина Сергеевна Баева
Эксперт по предмету «Педагогика»
Задать вопрос автору статьи
Статья написана экспертом Автор24
С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы
Как работает сервис?
Значение сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Определение 1
Сенсорное воспитание – это одно из важнейших средств полноценного развития ребенка дошкольного возраста, формирования у него восприятия и представления об основных свойствах окружающих предметов (величина, форма, цвет, положение, запах и вкус).
Большое значение в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста имеет процесс формирования у них представления о сенсорных эталонах.
Определение 2
Сенсорный эталон – это общепринятый образец внешних свойств предмета.
Например, сенсорный эталон по цвету – это цветовой спектр, оттенки цветов по насыщенности и светлоте. Сенсорный эталон по форме – разнообразные геометрические фигуры. Сенсорный эталон по величине – общепринятая система метрических мер.
Научись программировать
Получи навыки для отличной карьеры в IT под руководством ведущих экспертов
Выбрать занятия
Помимо внешних сенсорных эталонов, имеются сенсорные эталоны по слуху и вкусу, например, сенсорные эталоны по слуху – это звуковые отношения и фонемы родного языка, сенсорные эталоны по вкусу – это собственный вкус и обонятельное восприятие.
Усвоение сенсорных эталонов является достаточно сложным и длительным процессом, который не ограничивается границами младшего дошкольного возраста, и имеет свою определенную предысторию. Однако необходимо отметить, что усвоение сенсорного эталона не означает овладеть знаниями о том или ином свойстве предмета, умении называть и показывать его правильно. Важно не только обладать четкими представлениями о разных свойствах того или иного предмета, но и уметь их отличать друг от друга, посредством осуществления сравнения и анализа, выделения характерных и специфических свойств предметов в рамках различных ситуаций.
Замечание 1
Таким образом, процесс усвоения сенсорных эталонов - это умелое использование их как «единиц измерения», при осуществлении оценки свойств предметов и веществ. Именно знакомство с этими свойствами и является основой содержания сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250
Консультации эксперта по предмету
Найти эксперта
Помощь в написании учебной работы
Узнать стоимость
Проблемы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
В настоящее время проблема сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста и формирование у них сенсорной культуры является одной из приоритетных задач дошкольного образования. Это связано с тем, что сенсорное воспитания имеет одно из главных значений в успешном развитии ребенка, в связи с чем, требует пристального внимания со стороны педагогов.
С одной стороны, сенсорное воспитание ребенка младшего дошкольного возраста составляет фундамент его общего развития, в том числе и умственного, с другой стороны оно имеет самостоятельное значение для развития полноценного восприятия необходимо для последующего обучения в школе и осуществлении трудовой деятельности. Сенсорное развитие очень важно для учебной и трудовой деятельности, от усвоения сенсорных эталонов зависит успешность обучения детей в детском саду и школе, выполнения некоторых видов трудовой деятельности.
Таким образом, именно с восприятия окружающих предметов и явлений у ребенка младшего дошкольного возраста начинается познание мира. Все иные формы познания (мышление, запоминание и воображение, строятся у ребенка дошкольника на основе образов восприятия и, по сути, являются результатом их переработки. В связи с чем, невозможно полноценное умственное развитие без опоры на развитое восприятие.