МААМ-картинки

Схема-конспект подгруппового занятия «Звук [р]. Секреты слов. Тайны предложений»

Надежда Лошакова
Схема-конспект подгруппового занятия «Звук [р]. Секреты слов. Тайны предложений»

Схема-конспект подгруппового занятия по теме «Звук Р»

«Секреты слов – Тайны предложений»

Аттестуемый педагог (ФИО) Лошакова Надежда Александровна

Предмет учитель-логопед Класс подготовительная к школе группа

Тема урока Автоматизация звука [Р] «Секреты слов – Тайны предложений»

Этапы работы Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1. Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута ребё нком:

Публикация «Схема-конспект подгруппового занятия „Звук [р], Секреты слов, Тайны предложений“» размещена в разделах

подготовиться к продуктивной работе на занятии,

подготовиться к восприятию материала,

активизация познавательной деятельности.

Цель, которую логопед хочет достичь на данном этапе:

вызвать интерес и доверие к себе

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой,

-развитие воображения,

-развитие тактильно-кинестетического восприятия.

Методы:

-наглядные, словесные, игровые

Методическое обеспечение:

Оборудование: Игрушка, музыка

Мотивация: В конце занятия каждый участник получит приз. Можно поделиться хорошим настроением. Приложить свои ладошки к ладошкам детей. Улыбнуться.

Логопед: На прошлом занятии вы показали хороший результат и я думаю, что сегодня вы тоже постараетесь. За все правильно выполненные задания, вы будите получать фишки. В конце каждый участник получит приз.

Кто-то спрятался у меня в мешочке. Давайте на ощупь попробуем определить? Кто это может быть?

Дети:

Логопед: Он пришел к нам в гости, чтобы посмотреть, чему мы научились на занятиях. Покажем ребята?

Дети: Конечно, обязательно покажем.

2.

Изучение учебного материала

Актуализация опорных знаний

Цель, которая должна быть достигнута ребё нком:

закрепить умение правильно произносить звук [Р] изолированно и в слогах

Цель, которую хочет достичь логопед:

уточнение правильной артикуляции; повтор характеристики звука

Задачи:

-закрепление нормированного произношения звука [Р] изолированно, в слогах,

- развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания;

- соотнесение звука и буквы [Р]

- воспитание навыков речевой деятельности,

-развитие мелкой моторики рук,

-развитие восприятия.

Методы:

-наглядные, игровые, словесные, практические

Методическое обеспеч. : «Логопедическая гимнастика» Т. В. Буденная, С-П 1999 г., стр. 43-46 ; Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е. В. Новиковой «Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению», Москва 2000 г., стр. 27; Автоматизация звука «Р» в игровых упражнениях Л. А. Комарова, Москва, 2008 г., стр. 2-4.

Оборудование: карточки-символы артикуляционных упражнений; символы артикуляции; буквы гласные, 2 доски, шнурок (резинки, зеркала, музыка, вата, трубочка, стакан

Мотивация:

-одобрение, похвала

1. Мелкая моторика, восприятие.

Логопед: Сначала давайте вспомним букву, которую мы учим.

Дети: Буква «Р».

Логопед: Теперь при помощи шнурка и резинок мы её сделаем.

2. Артикуляционная гимнастика

Далее покажем какие упражнения помогали нашему язычку четко говорить звук [Р]? Перед зеркалом.

Дыхательные упражнения: 1.«Шторм в стакане» Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладётся соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щёки не надувались, губы были неподвижны. 2. «Фокус» Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

Карточки-символы для проведения гимнастики для языка. (Проводятся упражнения под музыку) :

«Заборчик», «Лопатка», «Чашечка», «Качели»

3. Уточнение правильной артикуляции. Характеристика звука.

Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напо-минает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Звук [Р] — твердый звонкий согласный, синий цвет. (Показ картинок-символов)

Логопед: В каком положении губы?

Дети: В улыбке. Открыты.

Логопед: Открыт или закрыт рот?

Дети: Рот открыт.

Логопед: В каком положении зубы?

Дети: Зубы разомкнуты.

Логопед: Где находится язык?

Дети: Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам

Логопед: Где проходит воздушная струя?

Дети: Воздух проходит по середине языка.

Логопед: Какой это звук?

Дети: согласный, твёрдый, звонкий.

Логопед: Молодцы! Всё правильно.

Давайте произнесём звук изолированно. Изобразим как рычит пес Р-Р-Р

4. Произношение звука [Р] в слогах

Логопед: А вот и наши друзья. Смотрите - это гласные буквы. Мы с ними поздороваемся и споём вместе песенки. Дети поют слоги.

РА-РА-РА (АР) РО-РО-РО (ОР) РУ-РУ-РУ (УР) РЫ-РЫ-РЫ (ЫР) РЭ (ЭР)

Изучение нового материала

Цель, которая должна быть достигнута ребё нком: правильное произношение звука [Р] в словах, предложениях

Цель, которую хочет достичь логопед: формировать правильное произношение звука и его автоматизация

Задачи:

- развитие фонематического слуха, умение определять место звука в слове, навыков звукового анализа; мышления, памяти

- развитие связной речи, обогащение словарного запаса

Методы:

-наглядные, игровые, словесные, практические

Методическое обеспеч. : Автоматизация звука «Р» в игровых упражнениях Л. А. Комарова, Москва, 2008 г., стр. 15,20; «Логопедия для учителей, психологов, родителей» Л. А. Барсукова, Н. А. Румега, Н. Е. Земская, Ростов-на-Дону 2010 г.

Оборудование: карточки с картинками, удочка, вёдра, схемы

Критерии определения уровня внимания и интереса воспитанников к занятию :

-своевременное и правильное выполнение задания;

-эмоциональный настрой детей

Мотивация:

-одобрение, похвала Логопед. Теперь покажем, как мы умеем играть.

1. Игра «Рыбаки» Звуковой анализ слова.

Логопед: Давайте отправимся на рыбалку. Вот и вёдра готовы. Весь улов нужно разложить правильно в зависимости от того, где находится звук [Р] (начало, середина, конец слова)

Дети «ловят» картинки и раскладывают

2. Упражнение «Подбери слово- предмет» и получи словосочетание

Послушай слова-признаки и назови тот предмет, к которому они относятся.

Логопед: Спелый, сочный …

Дети: Арбуз

Логопед: Холодное, вкусное …

Дети: Мороженое

Логопед: Разноцветные, лёгкие …

Дети: Шары

Логопед: Маленький, трудолюбивый …

Дети: Муравей

Логопед: Праздничный, сладкий …

Дети: Торт

Логопед: Красивый, ядовитый …

Дети: Мухомор

3. Упражнение «Исправь предложение». Кто-то решил насмешить нас и придумал такие предложения. Послушайте их. Найдите и исправьте ошибки

В розах растут сады. Мусор убирает Рому.

Арбуз купил Артёма. Куры кормят Марусю.

Рыба поймала рыбака. Красный шарф надел Егора. Торт подарил Раю на день рождения.

В помидорах и огурцах растут огороды.

4. Физминутка «Обезьянка»

Логопед: Сейчас мы с вами попробуем изобразить животных. Сначала – рысь (показываю, дети выполняют). Молодцы! Теперь других животных – кенгуру, барана, зебру, кролика и т. д.). Дети могут самостоятельно показывать движения животных.

5. Игра «Что изменилось»

На стол выкладываются 4 картинки.

Логопед: Посмотрите на стол и запомните, какие картинки здесь есть. Закройте глаза. (Со стола убирается 1 картинка и на её место кладётся другая). Откройте глаза. Что изменилось? Что нового появилось на столе?

Закрепление материала

Цель, которая должна быть достигнута ребё нком: составлять и «читать» схему предложения

Цель, которую хочет достичь логопед:

научить составлять модель простого предложения

Задачи:

- развитие связной речи,

- обогащение словаря,

- развитие восприятия, внимания, памяти,

Методы:

наглядные, игровые, словесные, практические

Методическое обеспеч. : Автоматизация звука «Р» в игровых упражнениях Л. А. Комарова, Москва, 2008 г., стр. 17

Оборудование: Карточки (схемы)

Мотивация:

-одобрение, похвала

1. 1. Составь предложение.

2. Логопед: Возьмём по 2 картинки (персонаж и предмет) и придумаем с ними предложение. Количество чёрточек соответствует количеству слов в предложении. Посчитаем слова и выберем схему, которая нам подойдёт. (Слова можно выложить и счётными палочками. Сколько слов, столько и палочек)

5 Итог

Цель, которая должна быть достигнута ребё нком: Проанализировать свою деятельность на занятии

Цель, которую хочет достичь логопед:

Подвести итог занятия

Задачи:

-Совершенствовать диалогическую речь

- развивать навыки самоанализа

- воспитывать самостоятельность

Методы: словесные

Методическое обеспеч. : «Приёмы поощрения»

Оборудование: музыка, сладости

Мотивация: Думаю, что и в дальнейшем у вас всё будет получаться также хорошо

Логопед: Что интересного было на занятии?

Дети: Играли со словами и предложениями.

Логопед: Над каким звуком работали?

Дети: Над звуком [Р].

Логопед: Чему научились? Что нового узнали?

Дети: отгадывали слова и разбирали предложения.

Логопед: А теперь ляжем на коврик и представим, что мы рысята, лежим на берегу речки, на тёплом песке. Светит солнце. Оно согревает всё наше тело (звучит музыка). Нам тепло и спокойно. Сделайте глубокий вдох и выдох. И вдруг защебетали птицы. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Возьмитесь за руки. Улыбнитесь всем. Молодцы! Я желаю всем хорошего настроения!

Теперь подсчитаем фишки и получим призы.

Далее (по желанию) дети сами себя оценивают. Если они сами себе понравились на занятии, то поднимают руки вверх, если нет, то присаживаются.

Нарисуйте дома понравившийся вам персонаж, обязательно расскажите о нём своим друзьям и принесите нам его посмотреть на следующее занятие.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального (подгруппового) занятия «Звук [с]» Тема: Звук С Цель: Закрепление правильного произношения звука в слове Задачи: 1. Учить определять место звука в слове 2. Учить определять.

«Сказка «Репка». Звук [И]». Конспект логопедического занятия для детей 3–4 лет по теме «Овощи» Конышева Ирина Владимировна, учитель- логопед МБДОУ «Детский сад № 271» г. Перми. Тема: Овощи. Сказка «Репка». Звук [И] Задачи: Развивать.

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «Весенние сельскохозяйственные работы» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Весенние с/х работы» (1) Коррекционно – образовательные цели. Расширение и закрепление представлений у детей о своей малой.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Звук «Л». Путешествие в Голубую страну» Тема: «Звук «Л». «Путешествие в Голубую страну» Цель: - закрепление четкого произношения звука «л» в слогах, в словах и фразах; - упражнение.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Посуда» Коррекционно – образовательные задачи. 1. Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по теме «Посуда» Коррекционно-образовательные цели: • Уточнение и расширение представлений о посуде, ее значении, деталях и частях, из которых она состоит;.

Конспект подгруппового занятия по теме: Автоматизация звука[Ш] Подгрупповое занятие по автоматизации звука [Ш]. ФФНР, ФНР, легкая степень псевдобульбарной дизартрии. Тема: «Автоматизация звука [ш].

Конспект занятия по теме: «Звук [У]» Цель: закрепление правильной артикуляции звука [У] с использованием знакомых схем-моделей. Задачи: 1. Образовательная: контролировать произношение.

План-конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста по теме: «Звук и буква [М]» Коррекционно-образовательные цели: • учить произносить звук [М], выделять его среди других звуков в логах и словах, формировать понятие.

Конспект занятия по звуковой культуре речи на материале русских народных сказок по теме «Звук [Ш]» Цель: Закреплять навык правильного произношения звука-Ш. Учить пересказывать ранее прослушанную сказку. Задачи: Образовательные: - закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Схема-конспект подгруппового занятия «Звук [р]. Секреты слов. Тайны предложений»
Опубликовано: 9 августа 2015 в 14:35
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД