МААМ-картинки

Сказка как средство формирования связной монологической речи старших дошкольников

Анастасия Паршикова
Сказка как средство формирования связной монологической речи старших дошкольников

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Дошкольный возраст является самым важным периодом для развития речи ребенка. В настоящее время тема формирования связной монологической речи наиболее актуальна, так как в последние годы отмечается увеличение числа детей с дефектами речи и отсутствием связной, логически и грамматически правильно построенной речи. И лишь при взаимодействии педагогов, специалистов детского сада и родителей у детей происходит улучшение в произношении трудно произносимых звуков. Улучшение в динамике развития речи ребенка наблюдается при ежедневном обучении и общении ребенка. Речевое развитие в дошкольном возрасте происходит стремительными темпами и зависит от качества и интенсивности общения детей с окружающим миром. Детское дошкольное образование дает множество стимулов для развития связной монологической речи : это и общение с педагогом, и совместные игры с детьми.

Публикация «Сказка как средство формирования связной монологической речи старших дошкольников» размещена в разделах

Речевые возможности ребенка значительно увеличиваются в дошкольном возрасте. От того, как он использует слова, зависит своевременное овладение связной монологической речью. Связная монологическая речь определяется как сложноорганизованное и развернутое речевое высказывание, имеющее мотив и замысел, адекватное лексико-грамматическое и звуковое оформление. Источник становления коммуникативной компетентности ребенка – речевая среда. Организатор и активный участник речевой среды в воспитательном процессе дошкольного учреждения – педагог.

Связная монологическая речь – высшая форма речи и мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и т. д.) Для развития связной монологической речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, организованную образовательную деятельность, в том числе использовать сказки. В методике развития речи дошкольников имеется ряд исследований (Е. Н. Водовозова, Н. В. Гавриш, Е. М. Струнина, О. С. Ушакова, В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Мирошкина и др., посвященных использованию сказки в развитии связной монологической речи у детей.

Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит дошкольников жизни, рассказывает о добре и зле. Дети понимают легче сказку, чем простую взрослую речь. Поэтому, если взрослые хотят помочь ребенку что-то понять, поддержать его, лучше всего будет прибегнуть к «языку детства»сказке. Читая и рассказывая сказки, мы реализуем внутренний мир ребенка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Дети черпают из сказок множество познаний, первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. К сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно. В основном это чтение, рассказывание, иногда пересказ.

Сказка, народная сказка – это повествовательный фольклорный жанр. Это рассказ, переходящий из поколения в поколение только путем устной передачи. Само слово «сказка» характеризуется как нечто рассказываемое. Другой признак, установленный И. А. Никифоровым, состоит в том, что сказка рассказывается с целью развлечения. Она принадлежит к развлекательным жанрам. Признак развлекательности находится в связи с другим признаком сказки – необычайностью событий, составляющих содержание сказки. Необычайность понимается не только как необычайность фантастическая, но и как необычайность житейская, что дает возможность подводить под это определение и новеллистические сказки. Еще один признак сказки – специальное композиционно-стилистическое построение. Сказка отличается специфической для нее поэтикой. Но сказки бывают не только народные, но и литературные. Народная сказка – творчество народа, а литературная – плод авторского творчества.

Сочетание в литературной сказке сказочного и волшебного, реального и обыденного делает ее двуплановой – одинаково интересной и детям, и взрослым. Ребенка привлекает невероятность сказочных событий, победа добра над злом, быстрая смена событий.

Литературная сказка – целое направление в художественной литературе. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов. Литературная сказка часто заимствует опыт других жанров: романа, драмы, поэзии. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести и т. д.

Для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие своей внутренней жизни, творчества, питание эмоциональной сферы, чувств. В это время эмоции являются главным регулятором деятельности ребенка. Его интеллект еще очень слаб, он не готов обсуждать, он может только играть. Играть с тем, что творится у него внутри. Сказочный мир замечательно приспособлен для таких игр. Само творение сказки, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных поступков – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.

Формирование связной монологической речи у детей может быть затруднительным без использования сказки. Дети-дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны малышам произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации. Ребенок с удовольствием разыгрывает вместе со взрослым сюжеты сказок, художественных произведений. Ребенок остро переживает события, может слушать понравившуюся ему сказку многократно. Радостно узнает ее героев в иллюстрациях и игрушках, следит за привычной последовательностью сюжетных действий, каждый раз заново переживая счастливый конец сказки или рассказа.

Следовательно, нами было проведено практическое исследование в БДОУ МО Динской район «Детский сад №14» с целью изучения словарного запаса детей дошкольного возраста, связной монологической речи детей, ориентируясь на возрастные особенности дошкольников. Для того, чтобы доказать, что сказка является эффективным средством развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста, нами была разработана программа работы по развитию связной монологической речи с использование сказок – сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие.

Детское видение мира, образ мышления детей и психологическая специфика сказок характеризуется тесным родством в своем тяготении к противоположностям, крайностям. Именно поэтому работа с дошкольниками проводилась с помощью сказок. Мы использовали следующие сказки : «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и др.

Было замечено, что с помощью сказок у детей дошкольного возраста развивается:

– эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним,

– способность слушать текст и активно реагировать на его содержание,

– умение слушать вместе с группой сверстников, когда педагог рассказывает,

– умение выполнять игровые действия, соответствующие текстам знакомых произведений,

– дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании,

– способность повторять отдельные слова и выражения из произведений,

– умение рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстрации,

– умение следить за развитием действий в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем и без него.

Результаты показали, что после проведения данной работы уровень речевого развития детей значительно повысился.

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь непрерывно связана с мышлением. Сказка является эффективным средством развития связной монологической речи детей, так как она на доступном для них языке учит жизни. Читая и рассказывая детям сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты»Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты» Конспект занятия в старшей группе «Мы-журналисты" Цель: развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативного и личного взаимодействия.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство формирования связной монологической речи старших дошкольников
Опубликовано: 24 марта 2022 в 17:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД