Лучший педагог года

Социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС

Рындина Елена Александровна
Социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС

Социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС

В настоящее время семья и школа по-прежнему остаются основными институтами социализации и воспитания ребенка, хотя и сталкиваются с определенными трудностями в осуществлении взаимодействия. Совершенствование взаимодействия невозможно без учета изменений, связанных с реформированием общества и коснувшихся непосредственно семьи и школы[1].

Публикация «Социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

С появлением социально-экономических изменений в обществе, появлением новых взглядов на духовно-нравственное становление личности, сменой социального заказа возникли требования к коррекции характера человеческих отношений, формирования умений жить вместе, правил поведения и готовности к компромиссу в решении конфликтных ситуаций. С этих позиций, актуальной представляется проблема социализации как характеристика личности, в центре внимания оказываются социально-психологические и личностные особенности субъекта, способствующие полноценной социализации.

Проблемы социализации личности указывают на недостаток влияния на данный процесс со стороны двух важных социальных институтов, таких, как семья и школа.

Первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека – это семья, это первая ступенька социализации и развития самосознания личности. Семья остается важнейшим институтом социализации и воспитании ребенка. Забота родителей о развитии детей в соответствии с индивидуальным своеобразием их возможностей должно содействовать тому, чтобы каждый ребенок смог наиболее полно реализовать свои способности. Некоторые из родителей не представляют, как много в развитии их детей зависит от родительских действий и ожиданий.

[1] Тариева В. А. Социализация и воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС / В. А. Тариева // Преемственность дошкольного и начального образования: проблемы и направления Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 322-326.

К сожалению, как показывают социологические и педагогические исследования, большому числу родителей, не достает педагогических и психологических знаний, воспитательных умений, а не редко и правильного понимания возможности семейного воспитания. Многие родители самоустраняются от решения вопросов воспитания. Зачастую родители не представляют, какие факторы воспитания способствуют развитию способности детей и их адаптации к школе и в обществе, а какие являются тормозящими и, в крайних случаях, отклоняющими развитие от нормы [2].

Эстафету по решению этих вопросов принимает школа. Успешное взаимодействие и сотрудничество семьи и школы в деле сопровождения и поддержки развития индивидуальности ребенка значительно ускоряет процесс социализации.

Эффективность социализации оценивается не по тому, насколько успешно обеспечено воспроизводство унаследованных от прошлого ценностей и навыков, а по тому, насколько успешно готов ребенок к самостоятельной трудовой (учебной) деятельности, к постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений.

Семья формирует личность ребенка в целом, а вторичные группы (школа, производство, государство) воздействуют на ребенка в определенных аспектах через семью. Именно поэтому возникает необходимость в том, чтобы скорректировать деятельность учителей, классных руководителей, родителей в воспитании детей. Семья и школьные учреждения выступают важными институтами социализации в период становления личности ребенка. Они в равной степени могут повлиять на развитие у ребенка тех или иных аспектов социального здоровья, поэтому важно, чтобы процесс формирования этих аспектов был совместным, целенаправленным и давал положительные результаты [3].

[2], [3] Тариева В. А. Социализация и воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС / В. А. Тариева // Преемственность дошкольного и начального образования: проблемы и направления Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 322-326.

Изменения в системе образования, принятие основополагающих документов: Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, проекта нового закона «Об образовании в РФ», определяют необходимость тесного взаимодействия родительской общественности с образовательными учреждениями.

Только вместе с родителями школа может результативно решать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребенка, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью, семье, образованию.

В материалах новых стандартов начального и общего образования, впервые в нормативных документах встречаются такие понятия, как «ориентация на принятие ценностей семьи и нравственных устоев семьи», «ответственность перед семьей». Среди основных результатов воспитания рассматривается такое направление развития личности, как семейная культура.

Через работу школы с родителями (обращение к семейным традициям, привлечение родителей к совместной деятельности, включение их в процесс сотворчества с педагогами) повышается педагогическая культура семьи, эффективно используется ее огромный воспитательный потенциал.

Тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и школы являются залогом успешной социализации личности. Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать, то, что получает формирующаяся личность от родителей. Поэтому важность создания педагогической целенаправленной работы, которая позволит обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Анализ практики социализации в системе образования указывает на недостаточную разработанность проблемы педагогического взаимодействия семьи и школы в аспекте социализации младших школьников, чему подтверждением является противоречие между возросшей значимостью социальных и личностных предпосылок развития младшего школьного возраста и действующей системой педагогического взаимодействия семьи и школы. Социализации младших школьников с точки зрения педагогической науки представляет собой такую системную деятельность, направленную на помощь ребёнку в организации себя, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. Процесс социализации личности младшего школьника не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия, такие как всесторонняя педагогическая диагностика, изучение и широкое использование социума, в первую очередь семьи, гуманность и открытость образовательного учреждения, наличие подготовленных кадров для этой работы – социальных педагогов.

Взаимодействие с семьями учащихся является важным направлением деятельности школы, педагогов, других специалистов. В условиях внедрения новых образовательных стандартов возрастает значимость взаимодействия семьи и школы, что связано:

• с ростом запросов родителей к качеству образования детей;

• развитием коммуникативных навыков, информационной культуры детей и взрослых;

• педагогическим сопровождением семейного воспитания, в котором нуждаются родители в связи с недостаточной компетентностью в вопросах воспитания;

• социальной и педагогической поддержкой детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

• созданием условий для духовно-нравственного развития и воспитания [4].

[4] Тариева В. А. Социализация и воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС / В. А. Тариева // Преемственность дошкольного и начального образования: проблемы и направления Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 322-326.

Для установления педагогической целесообразности взаимодействия семьи и школы, для определения условий его результативности, для выявления особенностей и проблем взаимодействия в условиях реализации новых образовательных стандартов необходимо определить сущностные характеристики категории взаимодействия. Современным вопросам теории и практики развития взаимодействия семьи и школы посвящены работы Е. В. Бондаревской, Л. Н. Давыдова, В. А. Караковского, М. И. Маленковой, М. Н. Недвецкой, Х. Т. Загладиной Н. Ф. Родионовой, И. А. Хоменко. В них разрабатываются вопросы, связанные с системным подходом к организации взаимодействия семьи и школы, социально-педагогической поддержкой детей и их семей, с определением стратегии деятельности администрации, структурных подразделений и специалистов образовательного учреждения в осуществлении основных направлений взаимодействия с родителями.

На основании анализа текстов новых стандартов можно утверждать, что «ориентация на принятие ценностей семьи, нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей» является важной характеристикой выпускника основной и начальной школы, а также составляющей образовательного процесса.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ряду базовых национальных ценностей на приоритетные позиции выходит ценность семьи и семейной жизни. Для семьи важна любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

Эти положения определяют значимость педагогического взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания и обучения учащихся, развитии комфортной внутришкольной и внутрисемейной социальной среды.

Социализации младших школьников с точки зрения педагогической науки представляет собой такую системную деятельность, направленную на помощь ребёнку в организации себя, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. Процесс социализации личности младшего школьника не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия, такие как всесторонняя педагогическая диагностика, изучение и широкое использование социума, в первую очередь семьи, в том числе с помощью виртуальных и реальных игр [5], гуманность и открытость образовательного учреждения, наличие подготовленных кадров для этой работы – социальных педагогов.

Совместная деятельность школы и семьи по воспитанию и социализации учащихся начальной школы ориентирована на создание основных условий повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности в современных условиях, а также определяет задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей.

Значимость взаимодействия семьи и школы в условиях внедрения новых образовательных стандартов связана с ростом запросов родителей к качеству образования детей; развитием коммуникативных навыков, информационной культуры детей и взрослых; педагогическим сопровождением семейного воспитания, в котором нуждаются родители в связи с недостаточной компетентностью в вопросах воспитания; социальной и педагогической поддержкой детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; созданием условий для духовно-нравственного развития и воспитания.

[5] Туйбаева Л. И. Роль виртуальных и реальных игр в процессе адаптации первоклассников //Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 34. С. 101-106.

Публикации по теме:

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОСТворческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС "Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС". С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна» в условиях реализации ФГОС Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна» в условиях реализации ФГОС  В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается, как одна из основ воспитания и обучения детей. Ведь от этого зависит.

Интерактивное пособие «Тематический кейс» «75 лет Великой Победы» в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Тематический кейс» «75 лет Великой Победы» в условиях реализации ФГОС до В канун празднования 75-летия Великой Победы появилась идея о создании кейса в который входят: альбомы, открытки а также 18 заданий на.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 13 сентября 2020 в 12:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД