МААМ-картинки

Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Багдасарян Айкануш Армавировна
Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В настоящее время для педагогов уже становится привычным термин «инклюзивное образование». Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», «…инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». По сути, инклюзивное образование означает обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной природе.

Публикация «Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» размещена в разделах

Необходимость создания условий для консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования, закреплена в главе III ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования».

Детские сады посещают две категории детей с ОВЗ — это дети — инвалиды и дети, не имеющие официального статуса инвалидности, но имеющие особые образовательные потребности.

Родителей этих детей можно разделить на категории:

Портрет родителя психосоматического типа:

Субъективно-индивидуалистичное переживание проблемы является первопричиной особой ранимости.

Предрасположенность к высокой нормативности поведения, поведение корректное, сдержанное.

Сдержанность в проявлении эмоций при реагировании на стресс, отсутствие склонности устраивать скандалы и ссоры.

Склонность скрывать проблему ребенка от посторонних взглядов.

Настроение часто меняется на противоположное.

Портрет родителя невротичного типа :

Повышенная тревожность, различные страхи, депрессия.

Склонность подчиняться сложившимся обстоятельствам, что может проявляться в педагогической некомпетентности и иногда в отторжении ребенка, вызывающего стресс.

Некритичное оценивание возможностей своего ребенка, подсознательное стремление скрыть его дефект, склонность выдавать желаемые результаты за действительные.

Эмоциональное бессилие, не позволяющее позитивно оценить свое будущее и будущее своего ребенка, которое представляется бесперспективным и малоинтересным.

Прожитая жизнь воспринимается как несчастливая, загубленная рождением аномального ребенка.

У матерей часто наблюдаются истерики, подавленное настроение, затяжные депрессивные состояния, стремление уйти от принятия решения, снижение социального статуса, примитивизация поведения.

Портрет родителя авторитарного типа :

Активная жизненная позиция, стремление руководствоваться собственными убеждениями и мнениями.

Некоторые родители этого типа могут отказаться от ребенка, оставив в роддоме. Но чаще всего они проявляют стойкое желание найти выход из проблемы как для себя, так и для своего ребенка. На предложение отказаться от ребенка такие родители реагируют как на личное оскорбление.

Если дефект ребенка принимается, существует стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, и облегчать его участь.

Неумение сдерживать свой гнев и раздражение; отсутствие контроля над собственными поступками, склонность к ссорам и скандалам.

В отношениях с ребенком возможны достаточно жесткие формы взаимодействия вплоть до холодности и отстраненности от его проблем.

Неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение).

Понимание типологии личностных изменений родителей детей с ОВЗ позволяет определить набор необходимых психокоррекционных средств, направленных на оказание помощи семьям.

Для того чтобы начать взаимодействие необходимо разобраться, к какой категории относятся родители. Нужно провести анкетирование.

Вопросы для оценивания семейной сплоченности системы (Черников А. В., 1997) :

1. Насколько эмоционально близкими друг другу чувствуют себя члены семьи (супруги, родители с детьми?

2. Насколько активно участвуют они в жизни друг друга?

3. Проводят ли члены семьи время вместе, когда это возможно, или предпочитают заниматься своими делами?

4. Имеют ли члены семьи общих друзей, или у каждого они свои?

5. Что любят члены семьи делать вместе, есть ли у них общие интересы?

6. Как семья проводит праздники и дни рождения?

7. Что обычно происходит в семье вечером и в выходные?

8. Как соотносится интенсивность взаимоотношений родителей и детей с возрастом ребенка?

Вопросы для оценивания семейной гибкости:

1. Поделено ли руководство между родителями?

2. Строгая ли в семье дисциплина?

3. Как происходит обсуждение разногласий в семье?

4. Выполняют ли супруги и другие члены семьи определенные задачи, или роли в семье строго не определены?

5. Насколько часто в семье меняются правила?

6. Как часто в семье происходят изменения?

7. Кажется ли семья дезорганизованной? Ригидной?

8. Насколько родители осуществляют в семье руководящие функции?

Вопросы интервью для исследования взаимоотношений между родителями и детьми (Алексеева Е. Е., 2005)

1. Какие поощрения вы используете при воспитании ребенка?

2. Какие наказания вы считаете приемлемыми для своего ребенка?

3. Как вы считаете, какие методы воспитания преобладают в вашей семье (наказания, поощрения и др. ?

4. Назовите запреты, ограничения и требования, принятые в вашей семье.

5. Каким образом ваш ребенок проявляет по отношению к вам заботу, внимание, любовь?

6. Как вы справляетесь с неизбежно возникающими негативными чувствами по отношению к вашему ребенку (гнев, чувство вины, раздражение и др. ?

7. Кто или что помогает вашему ребенку справляться с негативными чувствами?

8. Расскажите про самый радостный и самый грустный день в вашей жизни.

9. Какие вопросы в воспитании вашего ребенка представляются вам наиболее трудными?

10. К кому из членов семьи наиболее привязан ваш ребенок?

11. Приведите пример, когда вы не знали, как вам поступить по отношению к вашему ребенку.

12. Расскажите ситуацию, которая осталась для вас непонятной, вас беспокоит. Эта ситуация должна касаться проблем во взаимоотношениях родитель–ребенок.

Проанализировав результаты анкетирования родителей, составляем перспективный план работы с родителями и формы работы.

Для обеспечения конструктивного взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать различные формы работы — как групповые, так и индивидуальные. Целью подобной работы должно стать формирование у родителей детей с ОВЗ адекватного образа собственного ребенка и реальных представлений о возможностях развития его профессиональной карьеры. Кроме того, необходимо проводить формирование у родителей детей с ОВЗ адекватных представлений о возможностях их собственного вклада в профессиональное обучение их детей.

Для реализации данных целей следует при взаимодействии с родителями детей с ОВЗ решать следующие задачи:

формировать у родителей адекватные представления как о возможностях, так и об ограничениях их детей в процессе их профессионального обучения и последующего построения профессиональной карьеры;

создавать у родителей понимание того, что они должны формировать у своих детей ответственность за себя самого, умение самостоятельно принимать жизненно важные решения;

формировать у родителей понимание того, что их собственные жизненные неудачи или успехи не зависят напрямую от заболевания их ребенка.

Родительская неадекватность в принятии ребенка с ОВЗ, недостаточность эмоционально-теплых отношений часто провоцируют развитие у детей неэффективных форм взаимодействия с социумом и формируют дезадаптивные черты личности. Преобладающими негативными личностными чертами становятся агрессивность, конфликтность, тревожность, отгороженность от окружающего мира, коммуникативные нарушения.

В связи с этим необходимо реализовывать следующие направления работы с родителями детей с ОВЗ :

обучение родителей специальным приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;

обучение родителей воспитательным приемам, необходимым для коррекции дезадаптивных черт личности ребенка;

коррекция понимания родителями проблем их ребенка — преувеличения или, наоборот, отрицания наличия проблем;

коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, истерических проявлений, неадекватных поведенческих реакций);

коррекция позиции родителей — переход в позицию поиска реализации возможностей ребенка.

Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Учет эмоциональных, социальных, личностных и других особенностей семьи с “ особым” ребенком увеличивает эффективность использования ее педагогического потенциала, что является одним из важнейших факторов эффективности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

Вроно Е. М. Несчастливые дети — трудные родители : наблюдения детского психиатра. — М., 1997.

Дрожжина Е. С. Сопровождение профессиональной карьеры лиц с ограниченными возможностями здоровья. — М., 2008.

Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. — М., 2008.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Опубликовано: 15 мая 2023 в 13:57
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД