Папки-передвижки

Консультация для логопедов «Роль профилактики нарушений речи в младшем дошкольном возрасте»

оксана ткачук
Консультация для логопедов «Роль профилактики нарушений речи в младшем дошкольном возрасте»

«Роль профилактики нарушений речи в младшем дошкольном возрасте»

В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первое агуканье, первые лепетные слова. Но вдруг родители начинают замечать что-то неладное. Сверстники ребенка начинают говорить словами, фразами, а их малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное.

В настоящее время количество детей, имеющих задержку речевого развития, неуклонно растет. В качестве причин данного нарушения речи можно назвать наследственную предрасположенность, различные заболевания, травмы, инфекции в перинатальном, натальном или раннем неонатальном периодах развития ребенка, педагогическую запущенность, двуязычие в семье и другие.

Публикация «Консультация для логопедов „Роль профилактики нарушений речи в младшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах

Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности. В дальнейшем это приводит к тому, что у ребенка возникают трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.

Однако, детский мозг очень пластичен. Для предупреждения недоразвития речи в дошкольном возрасте большое значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей и своевременное оказание им медико-педагогической помощи. Это две основополагающие задачи, реализация которых способствует максимальной компенсации отклонений в развитии речи. На практике доказано, что коррекционная помощь наиболее эффективна, когда она оказывается в сензитивный для речи период : в возрасте от 2,5 до 5 лет, т. е. в период, когда идет активное становление речевой функции.

Время появления первых слов у детей с нарушениями развития речи не имеют резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течении которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны. Следует отметить, что задержка речевого развития начинает беспокоить современных родителей по достижении ребенком 2,5-3 лет, а не 4-5, как это было совсем недавно.

К группе риска прежде всего можно отнести детей от двух лет, у которых имеется предрасположенность к появлению нарушений речевого развития, в связи с чем они нуждаются в специальном логопедическом, а часто – и в медицинском воздействии. Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности у таких детей можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обуславливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей.

В целях предупреждения возникновения недостатков речи следует с ранних лет заботиться о здоровье ребенка в целом и его органов речи в частности. Следует предупреждать ушибы головы, простуду уха, горла. Необходимо оберегать слух ребенка от лишних и резких звуков, от шума. Также очень важна забота о здоровом развитии нервной системы ребенка, об охране ее от таких раздражителей, как крик, запугивание, резкие переходы в обращении с ним от суровости к чрезмерной ласковости. Речь окружающих, являясь для ребенка образцом, должна быть доступной по содержанию, четкой по артикуляции, правильной, неторопливой и выразительной. В целях предупреждения возникновения недостатков голоса следует с ранних лет соблюдать правила гигиены: оберегать гортань от простуды, бороться с сильными и длительными криками; в случае заболеваний горла своевременно обращаться к врачу.

С ребенком следует говорить голосом средней громкости, с богатой интонацией. Развитию точной артикуляции в некоторой степени помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом схватывать зрением движения рта, губ, языка. Для развития слуха (элементарного и фонематического) и слухового внимания можно приучать ребенка по слуху различать звуки. Сначала дети дифференцируют природные звуки (шум моря, леса, пение птиц и т. д., а затем звуки речи.

Тем не менее следует помнить о том, что в раннем возрасте мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.

Список литературы

1. М. М. Алексеева, В. И. Яшина «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста»

2. О. Е. Грибова «Что делать, если ваш ребенок не говорит?»

3. Н. Ю. Дунаева, С. В. Зяблова «Предупреждение общего недоразвития речи у детей 3-4 лет»

4. Н. В. Рыжова «Логопедические занятия с детьми 2-3 лет»

Публикации по теме:

«Опыт работы по формированию гендерной принадлежности в младшем дошкольном возрасте» Слайд 1 «Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды как одно из условий социального развития дошкольников» Ребенок начинает.

Доклад «Ознакомление с элементами этикета в младшем дошкольном возрасте» (часть I) часть 2 План: 1. Актуальность. 2. Психолого-педагогическое обоснование. 3. Ожидаемый результат. 4. Проводимая работа. 1. Этикет – это воспитанность,.

Доклад «Ознакомление с элементами этикета в младшем дошкольном возрасте» (часть II) часть 1 4. Работа проводится по 6 разделам 1. Первый раздел: “Волшебные слова”. Ознакомление детей с культурой общения, с определенными.

Фольклор и подвижная игра в младшем дошкольном возрасте. Современный ритм жизни и стремление к успеху требуют от человека способности быстро и эффективно реагировать в соответствии с постоянно.

Картотека игр и упражнений по развитию речи в младшем дошкольном возрасте Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания детей Методические рекомендации: в каждом упражнении внимание детей направлено.

Конспект игрового занятия по развитию коммуникативных навыков в младшем дошкольном возрасте Тема: «Весёлый клоун Толик» Цель: Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных.

Конспект занятия по формированию представлений о правильном питании в младшем дошкольном возрасте Конспект занятия по реализации здоровьесберегающей деятельности в младшем дошкольном возрасте. Тема: Познание здорового образа жизни для.

Развитие речи детей в младшем дошкольном возрасте Я работаю по теме самообразования «Развитие речи детей в младшем дошкольном возрасте». Цель моей работы: способствовать своевременному и.

Семинар-практикум для педагогов «Приёмы рисования в младшем дошкольном возрасте» Цель: Познакомить молодых педагогов с особенностями обучения технике рисования, различных методов и приемов в изобразительной деятельности.

Экспериментирование в младшем дошкольном возрасте .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для логопедов «Роль профилактики нарушений речи в младшем дошкольном возрасте»
Опубликовано: 30 сентября 2015 в 09:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД