Папки-передвижки

Консультация «Сущность мотивации к учебной деятельности»

Берковская Наталья Владимировна
Консультация «Сущность мотивации к учебной деятельности»

Концепция учебной деятельности в психологии выступает в качестве одного из подходов к обучению, который реализует положение об общественно-исторической обусловленности психического развития. С точки зрения Б. Р. Мандель, что «соотношение процессов учения и развития составляет одну из важных теоретических проблем психологии обучения. Обучение влияет на умственное развитие учащихся, может ускорить прохождение соответствующих этапов этого развития или даже видоизменить их последовательность. В то же время, результат и процесс учебной деятельности зависят от уже достигнутого учащимся уровня развития и овладения им приемами умственной деятельности» [23, с. 62].

Публикация «Консультация „Сущность мотивации к учебной деятельности“» размещена в разделах

Д. Б. Эльконин считает, что учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, т. е. продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте [33].

Мотивация является одной из главных направляющих сил человеческого поведения, источником жизненной энергии. Учебная мотивация выступает в качестве процесса, создающего и поддерживающего усилия, которые направлены на выполнение учебной деятельности. «Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения», – писал известный психолог П. Я. Гальперин.

Одной из актуальных задач, встающих перед образовательной практикой, является проблема мотивирования учеников к освоению учебного содержания в предметных областях. Педагоги отмечают отсутствие мотивов у школьников как основную причину низкого уровня образовательных результатов.

В трудах современных исследователей из различных областей науки (педагогики, психологии, философии) по проблеме мотивационной сферы имеются неоднозначные выводы по причине многоаспектности проблемы, то есть аспектам, по которым мнение их идентично. В качестве одного из них выступает обобщение, что «основными побудителями многообразной деятельности человека являются внутренние факторы – ценностные ориентации, убеждения, потребности, интересы, желания, ожидания и т. д. ; а также внешние факторы окружающей среды – политические, социальные, экономические и т. д. Если эти факторы совпадают, то человек способен испытывать потребность, связанную с осуществлением возникающих целей, может проявляться убежденность и некая положительная одержимость. Борьба мотивов приводит не только к бездействию или отстаиванию собственных ценностей, но и к негативному психологическому состоянию, которое вызвано действиями противоречащими внутренним убеждениям человека» [5, с. 12].

Тенденция становления личности призвана формировать культуру мотивационной сферы человека с учетом принципа свободы выбора, деятельности, идеологии. Здоровая мотивационная сфера личности является основой здоровой среды общества в целом.

Для понимания проблемы целесообразно разобрать соотношение категорий «мотив» и «потребность». Наиболее полно данный вопрос решен А. Н. Леонтьевым, который считал, что «за мотивом всегда скрывается проблема потребностей, но в понятии «потребность» мотив находится скрыто. Потребность есть предпосылка деятельности, но сама по себе она не придает деятельности определенную направленность. Реальная же направленность деятельности (на выбор трудного или легкого, нового или известного, познания или получения результата) вызывается предметом, отвечающим потребности, то есть мотивом. Мотивы обусловлены потребностями человека» [19, с. 221].

По определению А. Н. Леонтьева, «всякая предметная деятельность отвечает потребности, но всегда опредмеченной в мотиве» [20, с. 94]. То есть существующие (проактивные) потребности формируют мотивы, которые побуждают человека к определенной деятельности. На основании этого традиционно формируется упрощенная схема внутренней мотивации через потребности.

Очевидным является то, что мотивация через потребности имеет свои сложности, так как потребности каждого человека индивидуальны. Эта индивидуальность вторичных (высших) потребностей человека определяется его ранее приобретенным опытом. Кроме того, одни и те же потребности у разных людей могут формировать совершенно разные мотивы. При необходимости активизации этих разных мотивов, соответственно, потребуется применение разных инструментов мотивации в качестве катализаторов.

Е. П. Ильин отмечает, что «огромное количество публикаций по проблеме мотивации и мотивов связано с практической ее неразрешимостью, обусловлено многообразием мнений и точек зрения на эти явления. Общей чертой всех существующих мотивационных теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом». По мнению Е. П. Ильина, «все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций как совокупность факторов или мотивов. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм» [11, с. 42].

Публикации по теме:

Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей в различных видах деятельности»Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей в различных видах деятельности» Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» Как известно,.

Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы «Звуки [М], [М’]» Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы Образовательная область: «Коммуникация» Раздел: «Произношение».

Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы «А на ручках пальчики — девочки и мальчики» Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики».

Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Закаливание является важным звеном в системе.

Консультация для родителей «Зачем учиться? Секреты мотивации»Консультация для родителей «Зачем учиться? Секреты мотивации» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Поздравляю всех с началом нового учебного года и представляю Вашему вниманию.

Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей»Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей» 1. На чудо - дереве появляются листья – поддувалочки. Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их.

Обучающий семинар на тему «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности у дошкольников»Обучающий семинар на тему «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности у дошкольников» Обучающий семинар для молодых педагогов на тему: «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности дошкольников»Инсценирование.

Стимулирование как метод повышения учебной мотивации дошкольниковСтимулирование как метод повышения учебной мотивации дошкольников Стимулирование как метод повышения учебной мотивации дошкольников. Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Конспект организованной учебной деятельности для детей первой младшей группы «Забавный зайка» Группа: 2-3лет Образовательные области: «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Творчество» Раздел: Ознакомление с окружающим, Развитие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Сущность мотивации к учебной деятельности»
Опубликовано: 16 марта 2022 в 05:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД