Татьяна Буяновская
Связь пространственно-временных представлений и развитие психических процессов
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый педагог-психолог в своей практике сталкивался с вопросами "Какая связь между знанием пространственно-временных представлений и развитием памяти, мышления, внимания?", "Вот я путаю лево-право и ничего, выучился и работаю".
Для того чтобы разобраться с ответами, рассмотрим возрастные нормы развития пространственных представлений :
• 2-3 года – ориентировка на своем теле (низ – где ноги, впереди – где лицо, т. д.)
Публикация «Связь пространственно-временных представлений и развитие психических процессов» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2022
• 3-4 года – зрительная оценка расположения объектов (над, под, перед, за, выше, ниже, ближе-дальше, справа-слева)
• 4-5 лет – моделирование расположения объектов, работа с фронтальным видом тела, движение в заданном направлении
• 5-7 лет – ориентировка на листе бумаги, работа с планом, схемой их составления.
Пространственно-временные представления детей 5-7 лет – это блок знаний детей о таких понятиях, как сутки, части суток, настоящее, прошлое, будущее, неделя, дни недели, месяц, год, понимание времени по часам.
Влияют ли пространственно-временные представления на развитие психических процессов детей?
Их отсутствие или недостаточная сформированность или знание на уровне зубрежки без понимания может иметь далеко идущие последствия. Благодаря этой информации, не имеющей наглядных форм, у детей не развивается образное мышление, такие мыслительные процессы, как абстрагирование, не развивается «внутренний будильник», чувства продолжительности единиц времени. Такой ребенок не знает и не чувствует сколько времени длится урок, сколько осталось до его окончания. И если учитель говорит, что до конца урока осталось 5 минут – не может регулировать темп своей деятельности.
Развитие этих навыков позволяет в будущем хорошо овладевать такими науками, как литература, история, геометрия, всеми, где требуется образное мышление и умение абстрагироваться, видеть предметы в трехмерном пространстве. Данные навыки формируются именно сейчас, т. к. для этого возраст 7 лет – является сенситивным, т. е. наиболее чувствительным.
Первичная диагностика детей подготовительной группы:
Частые трудности:
• определение правой и левой стороны;
• путают понятия вверху-внизу, спереди-сзади, далеко-близко. День, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра.
• затрудняются в выполнении действий, изменяющих положение того или иного предмета по отношению к другому (медведь находится под елкой справа от зайцев).
Советы родителям:
Задания для развития пространственно-временных представлений :