Мария Моисеенко
Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста как средство установления эмоционального контакта с воспитателем
▼ Скачать + Заказать документы
Константин Дмитриевич Ушинский сказал: Игра - это «жизненная лаборатория» для ребёнка.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности ребенка. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка, развитие умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот).
Публикация «Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста как средство установления эмоционального контакта с воспитателем» размещена в разделах
Цель сюжетно-ролевой игры - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре).
Взаимодействие взрослых с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Маленький ребенок способен воспринимать обращения взрослых преимущественно тогда, когда они адресованы к нему лично. Занятия, в ходе которых взрослые обращаются не к каждому малышу, а к группе в целом, менее эффективны. Еще одна особенность работы с детьми раннего возраста – опора на практические действия ребенка в конкретной ситуации. Чаще всего объяснение правил игры здесь неэффективны. Мышление и речь маленького ребенка тесно связаны с его непосредственным опытом, его обобщения и суждения зависят от степени овладения предметными действиями. Поэтому многие абстрактные объяснения и требования взрослых могут быть непонятны малышам.
В процессе сюжетно-ролевой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм в раннем возрасте можно отнести : «Дочки – матери», «Семья».
Считаю, что воспитатель не должен безразлично относится к тому, если дети делают попытку внести что-то новое в игру (подмеченное ими дома, в семье). Я заметила на личном опыте, что дети раннего возраста чутко реагируют на отношение воспитателя и они не будут играть, если почувствуют равнодушие взрослого к игре, и если будет фальшь в его поведении, даже вредны постоянные подсказки, это всё усыпляет инициативу ребёнка и ограничивает его активность. Воспитатель должен уметь на время стать ребёнком, умеющим играть увлечённо, интересно. Взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Прежде всего, я создала эмоционально-благополучную атмосферу для детей. В понятие "эмоционально-благополучная атмосфера" я включила: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений. В группе я создала соответствующую предметно развивающую среду, оформила игры.
В результате совместной с воспитателем деятельности ребёнок постепенно учится действовать с предметами самостоятельно, например он лечит зайку, куклу, которую лечил воспитатель или накладывает в машину кубики как показывал взрослый, дети постепенно узнают свойства предметов и это вызывает бурные положительные эмоции (у него получилось одеть кукле шапку, сам построил башенку)
Из выше сказанного делаю выводы:
- Ребёнок откроется и примет взрослого, если взрослый будет искренен и уважителен действиям в игре.
- Нужно учитывать интересы детей.
- Последнее слово в игре пусть останется за малышом.