Лучший педагог года

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста

Гаркавенко Миля Александровна
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста

Аннотация. В статье показано значение сюжетно ролевой игры в формировании взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Так же приведен пример игры, которую можно использовать в собственной работе.

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра; взаимодействие; сверстники; отношения; социализация.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям старшего дошкольного возраста уже недостаточно общения только со взрослым. В ситуации общения со сверстниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность.

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка; в ней развиваются действия и представления, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.).

В сюжетно – ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений между детьми. Но это происходит только при условии умелого педагогического руководства. В противном случае игровые отношения детей, пущенные на самотек, обедняются, приобретают индивидуалистическую направленность, на первый план выступают эгоистические побуждения.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и устанавливать контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Отмечаются сложности в умении сопереживать и радоваться успеху другого человека – все это приводит к различного рода конфликтам и непониманию.

Мы считаем, что детей нужно учить взаимодействовать со всеми окружающими. Чем больше детей будет задействовано в игре, тем интересней будет замысел, сложнее сюжет игры и больше ролей. Каждый участник игры вносит в нее свой жизненный опыт, которым обменивается с другими детьми. Роль педагога в такой игровой деятельности очень важна, ведь именно он направляет игру в нужное русло, помогает приобрести навыки общения со сверстниками, решая следующие задачи:

формирование адекватного поведения детей в различных ситуациях, в том числе конфликтных;

• обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях;

• развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками;

• научить детей контролировать свои эмоции в общении как со сверстниками, так и со взрослыми;

• воспитание в детях сочувствия, умения сопереживать, поддерживать других;

• помощь в освоении детьми социального поведения и норм через сюжетно-ролевую игру.

Воспитатель должен постоянно наблюдать за поведением детей в игре, чтобы правильно судить о характере взаимоотношений между детьми. Так же необходимо обращать внимания детей на интересы и потребности сверстников, что помогает налаживать доброжелательные отношения между детьми. У воспитателя всегда есть опосредованная роль, которой он может пользоваться, чтобы скорректировать детскую игру (директор в школе, который определяет длительность урока, если дети заигрались).

Освоение при поддержке воспитателя организационных умений: определять общий замысел, планировать работу, уметь договориться о распределении обязанностей в небольшой подгруппе, распределять роли, материалы, согласовывать свои действия со сверстниками, оценивать результат и взаимоотношения. [2, с. 110] Только при умении детей взаимодействовать с другими людьми, можно ожидать положительных результатов социализации воспитанников в обществе.

Вот пример игры, которая будет способствовать активному взаимодействию детей между собой :

Сюжетно-ролевая игра "Пираты"

Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Большое значение имеет создание у ребенка ощущения реальности происходящего, поэтому необходима "пиратская" атрибутика: повязка на один глаз, игрушечный меч или кинжал у пояса и т. д. Конкретное место проведения, как правило, не важно: дети легко "превращают" в пиратский корабль участок любой территории. Во время приготовления к игре дети будут взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности, понимая значимость каждого.

Перед началом игры ребятишки должны придумать название для своего корабля. Затем создается команда (от 5 до 10 человек) и распределяются роли "боцмана", "юнги", "кока", "матросов". Капитаном, конечно, будет "харизматический" лидер данной группы. Следует, однако, объяснить играющим, что остальные роли не менее важны: судьба корабля зависит от сплоченности команды.

Цель "пиратов" – найти "клад", который может быть чисто символическим, а еще лучше – заранее подготовить и спрятать призы для победителей, которые и будут своеобразным "кладом". Рекомендуется также заранее нарисовать "карту", а именно – начертить несложный план местности или помещения, в котором проводится игра. Каким-либо значком на "карте" отметьте место, где "зарыт клад". "Пираты" должны найти "сокровище" за определенный промежуток времени. В этой игре дети будут учиться понимать друг друга, ощущать значимость каждого участник игры.

В заключение можно сказать, что роль сюжетно-ролевой игры очень важна в жизни любого ребенка, которая влияет на будущее отношение ребенка не только к окружающим людям, но и к окружающему миру. Именно в сюжетно-ролевой игре дети полностью раскрепощены и готовы к общению со сверстниками и взрослыми. Не только воспитатель, но и родители должны поддерживать игру детей и развивать замыслы, созданные ими. Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте является основой воспитания полноценной личности.

Литература:

1. ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки № 1155 от 17 октября 2013 года. - 28 стр.

2. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В и др., Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования – СПб. : - 321с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Дидактическая игра, как средство формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.» Так сложилось, что мы с вами.

Сюжетно-ролевая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Введение Игра – основная форма организации жизни.

Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний Аннотация: В статье рассматривается проблема.

Консультация «Сюжетно-ролевые игры как средство развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как, во-первых, в последнее время педагоги все чаще с тревогой отмечают,.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста Игра — это основной вид деятельности дошкольника. Ведь через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Вместе с тем, игра —.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования интереса к труду у детей дошкольного возраста В настоящее время существуют объективные проблемы, затрудняющие воспитание трудолюбия у дошкольников: экономический кризис, отток детей.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений в коллективе детей с нарушением интеллекта Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений в коллективе детей 3 года обучения с нарушением интеллекта.

Сюжетно ролевая-игра как средство развития личностных качеств детей дошкольного возраста Средством для воспроизведения социальной действительности является игровое действие, предполагающее определенную степень условности. Сюжетно-ролевая.

Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является активным периодом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 марта 2018 в 18:13
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД