Анна Рудова
Консультация «Такие разные малыши!»
▼ Скачать + Заказать документы
Родителям хочется видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребёнку самому удаётся разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом. Способность к общению включает в себя:
1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»).
2. Умение организовывать общение («Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
Публикация «Консультация „Такие разные малыши!“» размещена в разделах
С самого рождения дети отличаются друг от друга особенностями нервной системы, накладывающими отпечаток на поведение ребёнка. Эти особенности сказываются на общей подвижности малыша, быстроте движений, темпе речи, на том, как скоро и легко возникают чувства и насколько они сильны. Вследствие этого дети очень рано начинают проявлять себя. Одни шустрые, энергичные, другие более пассивные, третьи хотя и активны, но медлительны. Идеал большинства взрослых – послушный ребёнок. Но, из сказанного выше понятно, что не каждому малышу подходит этот эпитет. Драчун и «паинька», «сорви голова» и робкий, боязливый, неумелый, требующий постоянной опеки и самостоятельный – вот какие они разные, наши малыши!
Многое, безусловно, решает воспитание. Ребёнок не рождается добрым или жадным, послушным или капризным, самостоятельным или неумелым. Эти особенности складываются постепенно, под влиянием условий жизни и воспитания. Имеет значение и состояние здоровья ребёнка.
Чрезмерная строгость в отношении к ребёнку, злоупотребление наказаниями, постоянные запреты также могут привести к маскировке типа высшей нервной деятельности, при которой ребёнок с сильными нервными процессами, подвижный может стать робким, тихим, малоактивным. Однако в первые годы жизни типологические особенности проявляются наиболее отчётливо.
Важным компонентом благополучного развития ребёнка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не отдавая себе отчёта в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.
Советы родителям по формированию адекватной самооценки:
- оберегайте своего ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребёнок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
- не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает.
-поощряйте в ребёнке инициативу.
-не забывайте поощрять и других в присутствии ребёнка. Подчеркните достоинство другого и покажите, что ваш ребёнок может также достичь этого.
- не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра)
Принципы общения с агрессивным ребёнком
- для начала поймите причины, лежачие в основе агрессивного поведения ребёнка.
- помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса не самые лучшие средства преодоления агрессивности;
-дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты (например, поколотить подушку);
-показывайте ребёнку пример миролюбивого поведения. Не допускайте при ребёнке вспышек гнева или нелестных высказываний о своих знакомых.
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Это отдельная группа детей. Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чём-либо, что необходимо усвоить в течение определённого промежутка времени. Гиперактивность – слабый контроль побуждений, чрезмерная активность. Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект.
- проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;
-не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;
-не навязывайте жёстких правил, когда контролируете ребёнка;
-повторяйте свою просьбу теми же словами много раз;
-реагируйте на действия ребёнка неожиданным образом (шутите, сфотографируйте его);
-уделяйте ребёнку достаточно внимания;
-проводите досуг всей семьёй;
-установить твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
-чаше показывайте ребёнку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
-избегайте больших скоплений людей;
-помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, гиперактивный ребёнок не готов к такой форме работы.
Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенным будут средства убеждения «через тело» :
- лишения лакомства, удовольствия
- запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры
-внеочередное дежурство на кухне и т. д.
Надеемся, что наши рекомендации помогут семьям в вопросах воспитания детей.