МААМ-картинки

Технология обучения рассказыванию по картине

Ковалева Алена
Технология обучения рассказыванию по картине

В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие

окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские

представления о социальных, природных и бытовых явлениях, но и

воздействует на эмоции, поддерживает интерес к окружающему миру и

обогащает познавательную деятельность детей.

Технология использования картинок в работе с детьми достаточно подробно

разработана и активно используется в ДОО. Для обучения рассказыванию по

картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и

Публикация «Технология обучения рассказыванию по картине» размещена в разделах

понимания картин детьми. Этот процесс рассматривался в работах С. Л.

Рубинштейна, Е. А. Флёриной, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной. В

исследованиях отмечается, что уже в 2 года ребенок с удовольствием

рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым.

Е. А. Флёрина считала, что у дошкольников восприятие картинки

значительно опережает их изобразительные возможности, дети реагируют на

содержание и характер изображения – цвет, форму, построение. Она

выделяет в детском восприятии следующие тенденции: тяготение ребенка к

яркому красочному рисунку; желание видеть на картинке все существенные

признаки предмета, неузнавание ракурсных построений и

неудовлетворенность ими детей 3-6 лет; затруднения при восприятии

светотеневого рисунка; затруднения детей 3-5 лет при восприятии рисунка с

ярко выраженной перспективной деформацией предмета; положительное

отношение к ритмической простоте построения (композиции).

В ДОО используются специально разработанные серии дидактических

картин разных типов : предметные картины, сюжетные картины, серия или

набор картин, связанных единым сюжетом типа рассказ в картинках,

привлекаются и репродукции настоящих произведений живописи (пейзаж,

натюрморт, детский портрет, женский портрет и др.).

При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований:

содержание картины должно быть интересным и понятным, картина должна

быть высокохудожественной, изображение персонажей должно быть

реалистическим, следует учесть доступность не только содержания, но и

изображения. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением

деталей, с сильным сокращением или заслонением предметов, с излишней

штриховкой, набросочностью, незаконченностью рисунка.

Роль картинки для детей младшего дошкольного возраста состоит в

закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его

расширении. Картинка для малышей должна приближаться к упрощенной

реальности. Рассматривание начинается с внесения картины и некоторого ее

созерцания. Малыши не могут длительное время молча смотреть на картину,

педагог поддерживает их общение, обращает внимание на предмет или

персонаж и постепенно разворачивает разговор по картине. Основным

методическим приемом является вопрос. Вопросом педагог сразу выделяет

центральный образ на картине (Кого вы видите на картине, затем

рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Последовательно

идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь,

развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на

установление связей между частями картины, на постепенное усложнение.

Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы (детям

предлагается мысленно поставить себя на место изображенного ребенка; дать

имя персонажу; дидактические игры типа «Кто больше увидит?»). Логика и

последовательность вопросов обеспечивают целостное восприятие картины,

игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание

картины составляет суть разговора воспитателя с детьми.

В среднем дошкольном возрасте методика в значительной мере сохраняется,

но для рассматривания рекомендуются более сложные предметные и

сюжетные картины («Подарки маме в день 8 Марта», «Дорогие гости», «На

реке», «В гости к бабушке»). Одни из них предлагаются только для

рассматривания, другие – для рассматривания и последующего

рассказывания.

В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание

обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности

содержания. Сложная картина рассматривается по частям. Вначале

выделяется главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для

последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон,

пейзаж. Важно, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное

отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу, животным. В связи с

этим можно подобрать с детьми эпитеты, сравнения.

Целесообразны такие приемы, как задание детям подумать (О чем бы вы еще

хотели узнать, указания (Задайте нужный вопрос, побуждение детей к

обобщению (Что нового вы узнали). Развитию творчества способствует

прием придумывания и обсуждения названия картины, выбора наиболее

удачного, сравнения с настоящим названием.

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Фотоотчёт о проведении занятия по обучению рассказыванию по сюжетной картине детей средней группы 4–5 летФотоотчёт о проведении занятия по обучению рассказыванию по сюжетной картине детей средней группы 4–5 лет Занятие подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Бальзамова Наталья Григорьевна. ЦЕЛЬ: обучение детей рассказыванию.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков» Конспект НОД по развитию речи в средней группе. "Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков». Цель: учить детей составлять.

Конспект РОД «Обучение рассказыванию» по развитию речи Конспект РОД по развитию речи На тему: Обучение рассказыванию: описание кукол Цель. Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников,.

Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!»Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!» Цель: формировать умение у детей составлять рассказ из нескольких предложений, отображающих содержание картины, по плану, предложенному.

Методическая разработка по рассказыванию «Игры зимой»Методическая разработка по рассказыванию «Игры зимой» Доброго времени суток, друзья, уважаемые коллеги и гости, заглянувшие на мою страницу! Предлагаю вашему вниманию материал, который можно.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста»Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста» 2. слайд. В программе «От рождения до школы» не ставится специальная задача обучения детей младшего дошкольного возраста рассказыванию,.

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

Технология личностно — ориентированного обучения дошкольника на примере тематической творческой деятельностиТехнология личностно — ориентированного обучения дошкольника на примере тематической творческой деятельности Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования школы раннего развития "Звездочка" МБУ ФОСЦ "ОРИОН" высшей квалификационной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология обучения рассказыванию по картине
Опубликовано: 28 ноября 2022 в 10:57
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД