Лучший педагог года

Сказкотерапия как средство средство воспитания нравственных качеств у младших дошкольников

Юлия Туркина
Сказкотерапия как средство средство воспитания нравственных качеств у младших дошкольников

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ

«Сказкотерапия как средство воспитания нравственных качеств у младших дошкольников»

Автор: Туркина Юлия Александровна

2020-2021 г. г.

Актуальность.

Для гармоничного развития личности маленького человека нужны и важны сказки.

Публикация «Сказкотерапия как средство средство воспитания нравственных качеств у младших дошкольников» размещена в разделах

Сказкотерапия дает детям возможность поучаствовать в интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах… Это же мечта любого ребенка! Воплощая её, мы используем сказку, как инструмент для исправления беспокоящей ребенка младшего дошкольного возраста ситуации, корректируем модель его поведения, набело переписывая сценарий разбушевавшихся в его маленькой, но личной жизни проблемы.

Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.

Все чаще педагоги и психологи используют термины «эмоциональная неадекватность», «эмоциональные нарушения». За этим стоят страхи и тревоги, чрезмерная плаксивость и агрессивность, обидчивость, чувство подавленности и одиночества и многое другое. Не только детям, но и взрослым часто не разобраться в своих эмоциях и чувствах.

Ребенка приводят к психологу для избавления от страхов, тиков, плохой успеваемости, замкнутости, «заторможенности» и для решения других проблем. Однако это лишь поверхностные симптомы другой проблемы – недостаточно сформированной Я – концепции.

Именно в этом случае эффективным психокоррекционным методом становится метод сказкотерапии. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности ребенка в окружающий мир, для целостного развития личности ребенка.

Сказкотерапия для детей – это способ, при котором без истерик, ругани и нотаций поможет ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества.

Этим определяются и основные задачи:

- снятие эмоционального напряжения и тревоги;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развития внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

- способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности;

- формировать понимание добра и зла;

- развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь.

Воспитатель является непосредственным активным участником занятия – заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.

На занятиях мы с детьми, по сюжету сказки, делали небольшие физминутки (полетали как пчёлки, проскакали как зайчик). В сказках, где персонажами выступают животные, добавила немного театрализации с использованием игрушек животных и кукол – рукавичек.

Целью работы является воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством сказок.

Выполнение цели достигается путем решения следующих задач:

Задачи:

1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования сказок в формировании нравственных качеств у младших дошкольников;

2. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых сказок.

3. Воспитывать бережное отношение к книге. Учить правилам пользования книгой.

4. Создать поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев

5. необходимые условия для знакомства детей со сказками.

6. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других

приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью сказок.

Методы работы со сказкой

1)Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

2)Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

3)Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

4)Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

5) Беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Во время заключительной беседы акцентируется внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах преобладают такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы:

1. Изучение литературы, подбор сказок.

2. Диагностика нравственных качеств детей.

3. Проведение работы с детьми, родителями.

4. Повторная диагностика.

5. Вынос итогов темы самообразвания на педсовет.

Проведение диагностики детей 3-4 лет.

Характеристика уровней проявления социальных эмоций и их влияние на поведение детей младшего школьного возраста

1. Высокий

Оказание помощи: Помощь оказывают во вех случаях по собственному желанию. Мотивируют свое поведение добрым отношением к своим сверстникам, чувством товарищества.

Отношение к сверстникам: Доброжелательное отношение к сверстникам. Пытаются объяснить, в чем прав или не прав товарищ. Вежливо обращаются друг к другу; всегда готовы уступить товарищу. Мотивируют свое поведение.

Забота о животных: Проявляют заботу и чуткость во всех случаях по собственному желанию. Мотивируют свое поведение.

Реакция на успех и неудачу других: Признают удачу других, радуются за товарищей. В случае неудачи поддерживают друг друга, проявляют сочувствие. Могут мотивировать свое поведение.

Реакция на эмоциональное состояние других: Умеют определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых, родственников, сопереживают или сорадуются. Мотивируют свое поведение.

2. Выше среднего

Оказание помощи: Помощь оказывают во всех случаях по собственному желанию, но не мотивируют свое поведение.

Отношение к сверстникам: Доброжелательное отношение к сверстникам. Пытаются объяснить, в чем прав или не прав товарищ. Вежливо обращаются друг к другу.

Забота о животных: Проявляют заботу и чуткость, но не всегда мотивируют свое поведение.

Реакция на успех и неудачу других: Признают удачу других, радуются за товарищей, в случае неудачи поддерживают друг друга, проявляют сочувствие, но не мотивируют свое поведение.

Реакция на эмоциональное состояние других: Умеют определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых, родственников, сопереживают или сорадуются в зависимости от ситуации, но не мотивируют свое поведение.

3. Средний

Оказание помощи: Помощь оказывают во всех случаях, иногда прибегают к помощи взрослых.

Отношение к сверстникам: К сверстникам относятся неоднозначно, в зависимости от ситуации. Проявляют чувство жадности.

Забота о животных: Проявляют заботу о животных во всех случаях, но иногда стараются возложить ответственность за животных на других (родителей, друзей, ветеринаров).

Реакция на успех и неудачу других: Проявляют заботу без особой радости, потому, что «так надо».

Реакция на эмоциональное состояние других: Различают эмоциональное состояние других людей в зависимости от ситуации, если это выгодно для субъекта. Иногда переживают за товарищей.

4. Низкий

Оказание помощи: Не осознает необходимости оказания помощи, все делает ради себя.

Отношение к сверстникам: Недоброжелательное, злое отношение к сверстникам.

Забота о животных: Отсутствует проявление заботы. Проявляют чувство жадности.

Реакция на успех и неудачу других: Не могут смириться с тем, что к то-то лучше них; ставят себя на первое место.

Реакция на эмоциональное состояние других: Не обращают внимания на эмоциональное состояние окружающих. Не способны радоваться и переживать за других.

Терапевтические сказки для детей :

«Слоненок Тоша идет в детский сад»

«Как Илюша животик кормил»

«Сказка про колю и его друзей»

«Как костя стал умываться»

«Сказка про мышку Машку»

«Сказка про непослушных цыплят».

«Как Андрюша гостей встречал».

«Как Оля полюбила садик».

«Как Егорка одевался».

«Сказка про лисёнка, который брал чужие вещи».

«Как Ваня научился дружить и не отбирать игрушки».

«Сказка про мишку и порядок».

«О Иришке и ее сонных глазках».

«Про кузнечика Кузю, который не любил рано вставать».

«Как Алла полюбила в садик ходить» .

«сказка о грустной тарелочке».

«О невоспитанном медвежонке»

Заключение

Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:

• образное мышление;

• активную речь;

• внимание;

• умение связно выразить мысль;

• творческие способности и фантазию;

• все виды памяти;

• умение правильно использовать мимику.

Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов.

Многочисленные варианты использования литературного материала дают крохе возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.

Важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.

Дети дошкольного возраста воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.

Сказкотерапия, позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Ребенок представляет себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников. Калачева Л. А. Во все времена и эпохи подлинное искусство оказывало.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольниковПатриотический уголок как средство воспитания дошкольников Патриотический уголок, как средство воспитания дошкольников. Автор: Баландина М. В., воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 224», г. Новокузнецк,.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как средство средство воспитания нравственных качеств у младших дошкольников
Опубликовано: 15 февраля 2022 в 09:23
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД