Дуракова Олеся Валерьевна
Диагностическая методика «Продолжи сказку» (для младшего дошкольного возраста)
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностическая методика «Продолжи сказку…»
(для младшего дошкольного возраста)
Цель: наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений на фоне детско-родительских отношений.
Инструкция: для проведения диагностики следует выбрать подходящий момент, необходимо, что бы ребенок находился в хорошем настроении, был здоров. При проявлении первых признаков тревоги или излишней возбудимости, а также безразличии, невнимательности следует прервать наблюдение.
Публикация «Диагностическая методика „Продолжи сказку“ (для младшего дошкольного возраста)» размещена в разделах
Важно обратить внимание на тон голоса ребенка, на то, насколько быстро или медленно он реагирует, не дает ли поспешных ответов. Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами. Обратите внимание, в какой мере его поведение во время проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения.
Такие нетипичные реакции ребенка и особенности поведения, как просьба прервать рассказ, стремление перебить рассказчика, предложение необычных, неожиданных окончаний историй; торопливые и поспешные ответы, изменение тона голоса, признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики); отказ отвечать на вопрос; возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку сначала, - все это признаки патологической реакции на тест и сигналы психологического расстройства.
Первая сказка «Птенец».
Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от их обоих.
В гнездышке на дереве спали птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер. Ветка, на которой держалось гнездо, - сломалась, и гнездышко упало вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?
Нормальные ответы:
«Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку», «Полетит к маме, потому что испугался», «Полетит к папе, потому что он сильней», «Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (мама) прилетит и заберет его».
Ответы, требующие внимания:
«Не умеет летать, поэтому останется на земле», «Попытается взлететь, но у него ничего не получится», «Погибнет во время падения», «Умрет от голода (или от дождя, холода и т. д.)», «О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т. д.
Позитивные ответы свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью, способен принимать решения. Верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях.
Негативные ответы:
Ребенок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях.
«Годовщина свадьбы родителей»
Цель: выяснить, как ребенок видит свое положение в семье, какова, по его мнению, его роль во взаимоотношениях мать – отец; узнать не испытывает ли он чувство ревности к союзу своих родителей.
Отмечается годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник. Они пригласили всех друзей и своих родителей. Во время праздника их ребенок встает, и один уходит в сад. Что произошло, почему он ушел?
Нормальные ответы:
«Пошел за цветами для мамы», «Пошел немного поиграть», «Ему стало с взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один», «Ему надоело находиться на празднике», «Ему сделали замечание по поводу того, как он ест (сидит, ведет себя и т. д.)».
Другие ответы, касающиеся скуки на празднике должны рассматриваться как нормальные, поскольку встречаются довольно часто.
Ответы, на которые следует обратить внимание:
«Ушел, потому что разозлился», «Хотел остаться один», «Ему стало грустно (одиноко)», «Никто не обращал на него внимание, и он решил уйти».
При негативных ответах, следует задать дополнительные, уточняющие вопросы, попросив ребенка дать более подробное объяснение. Вполне возможно, что ребенок не захочет продолжить разговор или объяснять свои ответы, но может дать уточнения.
Третья сказка «Страх»
Один мальчик сказал себе тихо-тихо : «Как страшно!» Чего он боится?
Нормальные ответы:
«Вел себя плохо и теперь боится, что его накажут»; «Прогулял урок в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать»; «Боится темноты»; «Боится собаки»; «Ничего не боится, просто пошутил» и т. д.
Ответы, которые требуют внимания:
«Боится, что его украдут»; «Боится чудовища, которое хочет украсть его и съесть»; «Боится, что его оставят одного»; «Боится дьявола»; «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать»; «Боится, что придет вор и ударит его ножом»; «Боится, что умрут мама или папа»
Столкнувшись с подобными ответами, вам следует задать дополнительные, наводящие вопросы, чтобы получить от ребенка более детальное описание и объяснение его страхов.
Четвертая сказка «Песочный замок»
Цель: выяснить отношение ребенка к собственности и его способность к проявлению альтруистического поведения.
Рекомендуется проводить с детьми в возрасте от 2 до 4 лет. Дети старшего возраста обладают большим диапазоном поведенческих реакций и могут находить компромиссные решения.
Один мальчик построил из песка большой красивый замок, очень просторный, где мог играть один. Он построил его сам, и очень гордился этим. Мама попросила подарить ей замок, потому что он ей понравился. Что сделает мальчик, оставит его себе или подарит маме?
Нормальные ответы:
«Немножко поиграет, а потом подарит маме»; «Прежде чем подарить замок маме, покажет его папе (любому другому человеку)»; «Поделит его с мамой»; «Отдаст маме, но иногда будет просить обратно, чтобы поиграть» и т. д.
Ответы, требующие внимание:
«Захочет оставить себе, потому что замок очень красивый»; «Никому его не отдаст»; «Поиграет, а потом разрушит его»; «Будет играть всегда один»; «Почему он должен отдавать замок маме?» и т. д.
Пятая сказка «Новость»
Цель: попытаться выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного беспокойства и чувства страха, а также скрытых желаний и ожиданий, о существовании которых взрослые родители могут не догадываться.
Один мальчик вернулся домой с прогулки (здесь возможны различные варианты, из которых рассказчику следует выбрать тот, который будет наиболее близок конкретному ребенку, например, пришел из школы, со двора, где играл в футбол, от своего друга, в гостях у которого он был, и т. д., и мама ему говорит: «Хорошо, что ты пришел. Мне надо сказать тебе кое-что». Что именно хочет сообщить ему мама?
Нормальные ответы:
«Сегодня к нам придут гости»; «Вечером мы пойдем к бабушке»; «Папа принес тебе щенка»; «По радио объявили, что будет гроза»; «Позвонила учительница и сказала, что завтра ваш класс едет на экскурсию»; «Мама хотела, чтобы мальчик сходил в магазин за молоком» и т. д.
Ответы, требующие внимание:
«Кто-то умер»; «Мама хочет наказать мальчика, за то, что он ушел гулять без разрешения»; «Мама хочет запретить ему играть с соседом с 3 этажа»; «Мама и папа уезжают»; «Они с папой идут в кино, а его оставляют дома»; «Папа пришел домой пьяный и ударил маму»; «Завтра его поведут к врачу»; «Мама сказала, что пойдет завтра вместе с ним в школу» и т. д.
Шестая сказка «Плохой сон»
Цель: данная сказка дает полную свободу самовыражения, что должно стимулировать его к тому, чтобы затронуть здесь важную и актуальную тему. Степень этой актуальности будет выражаться в том, была ли затронута данная тема в предыдущих ответах ребенка. Связав ответы, полученные ранее с реакцией ребенка на эту историю, можно будет получить более объективную картину детских проблем, переживаний и т. д.
Однажды утром один мальчик внезапно проснулся и сказал : «Мне приснился очень плохой сон». Что увидел во сне мальчик?
Нормальные ответы:
«Не знаю, что ему приснилось»; «Сначала помнил, а потом забыл, что снилось»; «Один страшный фильм ужасов»; «Ему приснился страшный зверь»; «Ему приснилось, как он падал с высокой горы» и т. д.
Ответы, требующие внимание:
«Ему приснилось, что мама (любой другой член семьи) умерла»; «Ему приснилось, что он умер»; «Его забрали незнакомые люди»; «Ему приснилось, что его оставили одного в лесу» и т. д.
Следует иметь в виду, что страшные сны снятся всем детям. Основное внимание в ответах следует обратить на повторяющиеся мотивы. Если в ответах затрагиваются темы, уже озвученные в предыдущих сказках, значит, вероятно, мы имеем дело с тревожным фактором
Образец
Бланк ответов к тесту-сказке
Имя ребенка: Алефтина З.
Полных лет: 4 года
№ сказки Нормальные ответы Ответы, требующие внимания Негативны ответы
1 Попробовать взлететь самому. Один-два раза не получится, на третий раз обязательно взлетит.
Сначала к маме, потом к папе. --- ---
2 Ушел, потому что в саду тоже был праздник. --- ---
3 --- Что он потерял маму, на улице, когда они гуляли. ---
4 Оставит себе, потому что очень красывый, но даст поиграть маме. --- ---
5 Что бы он не гулял на улице один. --- ---
6 --- Что его кто-то заберет и он один останется в лесу.
---