Лучший педагог года

Тренинги общения как форма повышения толерантности среди подростков

Татьяна Савина
Тренинги общения как форма повышения толерантности среди подростков

С 1 сентября 2017 года в школе были объединены 2 класса, бывшие 6А и 6Б. В новом классе, естественно, начались эмоциональные притирки. Нужно сразу отметить, что большинство учащихся бывшего 6А просто и спокойно приняли изменения внутри класса, новых одноклассников. Вместе с тем, появились неадекватные эмоции и агрессивное поведение в адрес новеньких: один подросток стал проявлять себя как активный агрессор, а еще двое примкнули к нему. Поэтому классный руководитель 7А класса Е. В. Гриппа обратилась с просьбой: поработать с классом в психологическом ключе, так как только педагогических инструментов было уже недостаточно.

Публикация «Тренинги общения как форма повышения толерантности среди подростков» размещена в разделах

Мы договорились, что начнем с родительского собрания на тему «Авторитаризм как средство манипулирования в подростковой образовательной среде», где озвучили проблему новых взаимоотношений в классе и предложили план мероприятий по нейтрализации авторитаризма/агрессии, а именно, – адаптированную тренинговую программу на основе программ А. С. Прутченкова «Социально-психологический тренинг в школе» М. 2008 и программы на сплочение и командообразование «Лицом к лицу» С. Прониной М., 2013., цель которой – повышение уровня толерантности семиклассников. К моменту ноябрьского родительского собрания в классе уже была проведена входная диагностика эмоционального состояния учащихся, с результатами которой родители познакомились, просмотрев тетради своих детей. Тренинги общения проводились в рамках классных часов весь декабрь 2017года. Было проведено 4 тренинга. Все тесты, главные выводы по каждому тренингу дети фиксировали в тетрадях.

Работа велась и в кругу, и в группах. Весело, на эмоциональном подъеме прошло упражнения «Скороговорки», когда фразу «На дворе трава, на траве дрова» нужно было воспроизвести : как будто это военная тайна, как доклад у начальника, как лиса Алиса, как трусливый заяц, как Бармалей, как ослик ИА, с завистью, с пренебрежением и т. д. Проговаривание по кругу - друг за другом - высветило актерские данные многих, но были и те, кто не мог преодолеть свою скованность. Но здесь ценно то, что дети видели и слышали друг друга в живом общении, что, конечно, пошло им на пользу. Реакция на упражнение «Испорченный телефон» была однозначно позитивной. Но результат оказался печальным: исходная фраза «Коля любит Олю, а Оля любит колу» потерялась уже после третьего проговаривания по кругу и последний из участников буквально сказал: «Я ничего не понял». Ко всем пришло осмысление того, что игра, конечно, игрой, но проблема внятности проговаривания слов и умения слышать другого, актуальна для большинства. Думаю, самым любимым оказалось упражнение «Карусель». В него мы играли на 2х тренингах. Сначала была дана фраза «В людях я люблю…», а на другом – фраза «Больше всего в одноклассниках меня раздражает…». По первой фразе разброс мнений был огромный. По второй две трети класса сказали, что их раздражает ложь.

Познавательными для подростков оказались такие задания, как выработка списка качеств, полезных для общения, групповое обсуждение преимуществ/недостатков 4х стилей разрешения любого конфликта, и, в частности, возможные варианты разрешения конфликта в сказке «Заюшкина избушка». Здесь 2 группы работали над выработкой вариантов выхода их конфликта от имени сказочного героя «зайца», а 2 другие группы - от имени «лисы». Озвучивали поочередно. После прочтения притчи «Лотерейный билет» в тренинге «Путь к успеху», учащиеся сформулировали мораль притчи («Помоги себе сам, сделай шаг в нужном направлении») и дописывали фразы «Я могу…», «Я думаю…».

После заключительного тренинга все семиклассники в тетрадях писали свои размышления о том, что они получили полезного на этих тренингах, изменилось ли их отношение к одноклассникам, и какими навыками при возникновении конфликта они будут пользоваться. С детскими размышлениями родители также будут ознакомлены на следующем родительском собрании.

Анализ проведенной мной работы в 7А показал, что 47% детей изменили свое отношение к одноклассникам на более позитивное. Оставшиеся 53% -отношения не изменили, но агрессии в их записях нет.

Все учащиеся отметили преобладание положительных эмоций на тренингах («Можно, оказывается, учиться общению, но при этом легко себя чувствовать»). Многие написали, что в общении нужно первым делать шаг навстречу, учиться понимать чувства другого, не быть эгоистом, договариваться, быть более позитивным человеком.

Высказывания детей после проведенной работы:

«Начала меняться».

«Конфликт из сказки – это конфликт из жизни».

«Мое отношение к одноклассникам не изменилось, потому что не вижу изменения в них».

«Мое отношение изменилось: мне стало приятно общаться с большинством».

«Работа в группе дала мне возможность понять, что некоторые мои одноклассники меняются, а вместе с тем и мое отношение к ним».

«Вначале я вообще не поняла, зачем нужен тренинг. А потом я получила удовольствие от всего».

Публикации по теме:

ИКТ-Как средство повышения квалификации педагогов ДОУ Цель: создание условий по освоению и использованию в практике работы ИКТ для управления процессом эффективного развития профессионализма.

Конспект НОД в подготовительной группе «День толерантности в стране Толерантности» Конспект НОД а подготовительной группе «День толерантности в стране Толерантности» Составил воспитатель: Тимофеева Анастасия Алексеевна.

Консультация для родителей подготовительной группы «Профилактика курения среди детей и подростков» Консультация для родителей подготовительной группы Профилактика курения среди детей и подростков. Каждому из нас с самого детства рассказывают.

Консультация для родителей «Профилактика правонарушений среди подростков» «Не из страха, а из чувства долга должно воздержаться от дурных поступков». Демокрит. Проблема подростков-правонарушителей в современном.

Мастер-класс как форма повышения педагогического мастерства. ФотоотчетМастер-класс как форма повышения педагогического мастерства. Фотоотчет Что такое мастер-класс? Мастер-класс - это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания, центральным.

Мастер-класс: Социоигровая технология как средство коррекции установок поведения у подростков группы «социального риска» Цель: Создание условий для развития гибкости мышления и толерантного отношения к окружающим у подростков «группы риска». Автор-составитель:.

Предварительная игра для младших подростков «Как мы можем выразить себя?»Предварительная игра для младших подростков «Как мы можем выразить себя?» Подходит для первого занятия в тренинге для подростков для того, чтобы дети быстрее раскрылись и проявили интерес к изучению себя и.

Семейный клуб как форма повышения уровня педагогической компетенции родителей в вопросах профилактики речевых нарушений Семейный клуб «Коррекционная мозаика» направление «Ладушки»Актуальность: По данным специальных исследований, доля здоровых новорожденных.

«Люди рождены, чтобы жить». Семинар для педагогов «Деструктивное поведение среди детей и подростков» Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня на нашем семинаре речь пойдет о деструктивном поведении, а конкретно о детском и подростковом суициде.

Воспитание межнациональной толерантности и межнациональной культуры общения в мультикультурном образовательном пространстве Наилучшее воздействие на формирование дружеских чувств к детям других национальностей оказывает общение с ними в быту и детском саду. М. И. Богомолова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинги общения как форма повышения толерантности среди подростков
Опубликовано: 12 января 2018 в 11:03
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД