Урок русского языка в 1 классе «Ударение. Ударные и безударные слоги»

Бесханум Исмаилова
Урок русского языка в 1 классе «Ударение. Ударные и безударные слоги»

Открытый урок по русскому языку

Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги.

Красота слова и души.

Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению понятия «ударение», формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги, упражнять в разграничении слов, различающихся ударением.

Задачи:

Предметные:

- организовать работу учащихся по закреплению понятия «ударение», его смыслоразличительной функции, свойства разноместности;

- обеспечить формирование умения различать в словах ударные и безударные слоги;

- обеспечить закрепление приема в разграничении слов, различающихся ударением;

- способствовать обогащению лексического словаря учащихся на уроке; развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения.

Личностные УУД:

- способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности;

- знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;

- иметь представление о причинах успеха в учебе;

Метапредметные задачи: содействовать формированию УУД:

регулятивных:

- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - оценивать совместно с учителем результат своих действий,

- вносить соответствующие коррективы;

познавательных:

- на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи; -

- соотносить изучаемый материал с собственным опытом;

коммуникативных:

- адекватно реагировать на обращение учителя;

- использовать в общении правила вежливости;

- участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);

- иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Оборудование: Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - 8-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016; карточки с загадками; карточки со словами для работы в парах, карточки с групповыми заданиями, тетради, презентация по теме урока, песенка

Ход урока

l. Организационный момент.

Учитель заходит с «большим сердцем»

– Дети, как по-вашему, зачем я пришла на урок с сердцем. Господин Урок ежедневно наполняет ваши сердца жизненными ценностями. А вот какими именно узнаем в ходе нашего занятия. Успех любой работы зависит от самого человека. Всё в ваших руках. Перед письмом надо подготовить наши пальчики к письму. Перед вами лежат бумажные ладошки. Если у вас отличное настроение и у вас есть жажда получать новые знания, возьмите зелёный карандаш и раскрасьте большой палец, а если плохое – мизинец, аккуратно ровно по контуру. Пальчики готовы и поэтому смело приступаем к учебной работе. Давайте зафиксируем дату прибытия этого Господина. (Шестое марта. Классная работа).

ll. Минутка чистописания.

Из отрезка натурального ряда чисел выберите число, которое начинается со звука (в)

- Восемь.

- Какой буквой обозначим этот звук? (В)

-А сколько звуков обозначает буква «В»

-Что еще можете нам рассказать об этой букве?

- Пишем её красиво в чередовании со строчной буквой (Вв).

III. Мотивация учебной деятельности.

И опять возвращаемся к отрезку чисел. Каждое число знаменует какое - то событие или праздник, как по - вашему какой праздник таит в себе восьмой день марта?

К доске выходит заранее подготовленный ученик с информацией об истории праздника 8 марта.

-8 Марта-международный женский день. История 8 Марта - это история борьбы женщин за свои права. Для современного человека – это день любви и тепла, выражения своих чувств и благодарности самым близким и любимым женщинам, а также праздник женской красоты и пробуждающейся ото сна природы. 8 марта выбрали не случайно. В этот день в 1908 г. в Нью-Йорке тысячи женщин вышли на улицу. Многие шли с детьми на руках. Женщины требовали справедливости и равных с мужчинами прав. Клара Цеткин предложила проводить подобные акции ежегодно по всему миру, рассчитывая пробудить в женщинах тягу к свободе, равенству и братству.

В память об этом событии с 1911 г. 8 марта стали отмечать как праздник солидарности женщин всего мира.

-Наш урок будет посвящён этому празднику, и пришла пора узнать самые дорогие и ценные слова, которые связаны с ним. Давайте напишем слово «праздник», выделим в нём орфограммы и проведём фонетический разбор.

lV.Орфографическая работа

Актуализация знаний и фиксация

- Прежде чем начать работу над темой урока, поработаем над словами.

Работа на интерактивной доске

Упражнение «Впечатай пропущенную букву»

- один ученик работает на доске, остальные в тетрадях (поочерёдно)

- докажи выбор буквы (какая орфограмма)

(слова: магазин, одежда, пальто, платок, посуда, сапоги)

V. Изучение нового материала

-Посмотрите на запись слова и найдите в ней ошибку: пОдарит (ошибка в постановке ударения). Ребята, значит над какой темой мы будем сегодня работать?

-Тема нашего урока «Ударение»

Определение целей урока:

- А теперь определим цель урока.

- Что мы должны узнать на уроке? Чему должны научиться?

- Что такое ударение;

- Какую роль играет ударение.

- В каких словах ставится ударение.

Сегодня мы с вами будем исследовать ударение, для чего же нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.

1.- Итак, начинаем наше исследование. (Я произношу слова и обучающиеся делают вывод о том, что ударение-это долгое произношение слога в слове:

цветЫ, рАдость, улЫбка, счАстье). Записываем слова под диктовку.

- Кто из вас знает, каким значком обозначается ударение?

- Верно, чёрточкой с наклоном вправо над гласным звуком.

- А как вы думаете, как называется гласный звук, на который падает ударение? (Ударный.)

- А слог, в котором находится ударный гласный, как называется?

(Ударный.)

- Догадайтесь, как называется слог, в котором гласный без ударения?

(Безударный.)

- А как называется гласный без ударения?

(Безударный гласный.)

- Над ударным гласным мы всегда будем ставить знак ударения, а безударную гласную будем выделять одинарным подчёркиванием.

2.-Я говорю слово, а вы на следующей строчке с маленькой буквы будете писать только ту букву, которая обозначает ударный гласный звук, то есть, какой звук я тяну, такой же буквой и обозначаем: лАсковая, Искренняя, нЕжная, лЮбящая, изЯщная, рОдненькая, Умная, малЫш, весЁлая, мЭтр)

-Посмотрите в ваши тетради. Что вы заметили?

- Записаны все буквы гласных звуков. (а, и, е, ю, я, о, у, ы, ё,э)

-Значит, какой вывод напрашивается?

Ударение обозначается только над буквами гласных звуков.

-А почему?

- Потому что они тянутся и поются.

-Все представители женского пола очень нежные существа. Посмотрите на экран и скажите: почему в слове «нежность» я могу предложить вам два варианта расстановки ударения?

- Потому что в этом слове две буквы гласных звуков.

-Значит, какой вывод напрашивается здесь?

- Сколько в слове гласных, столько и вариантов расстановки ударения, но только один из них верный.

3.-А теперь посмотрите на эти предложения, вдумчиво почитайте и найдите слова одинаковые по написанию.

-Чай пили в саду. Пили скорей дрова.

-Какой смысл в этих двух предложениях? Каким образом можно изменить эти два слова по смыслу этого предложения?

- Обозначив ударение.

- Правильно. Тогда какой вывод напрашивается здесь?

- От места ударения зависит значение или смысл слова.

- Молодцы, ребята, вы самые лучшие маленькие исследователи.

Vl. Физкультминутка. Проигрывается песня о маме с представлением слайд-шоу. Песня в исполнении учителя. Мама счастлива, потому что поёт колыбельную, потому что маленькие ручки путают её волосы, потому что на руке засыпает смысл её жизни, потому что целует каждый вечер пухленькую щёчку. Счастлива, потому что мама.

-А теперь напишем слова, которых так любят все женщины, и будем учиться правильно обозначать ударение.

ЦветЫ, забОта, зОлото, подАрки, лАска, внимАние, красИвее.

Vll.Работа по учебнику

Упражнение №2, стр. 40

- Почему в последней схеме нет знака ударения? – Потому что там только одна буква гласного звука, и она итак ударная.

- Подберите слова к каждой схеме и напишите их. Один ученик у доски. Остальные в тетрадях.

Проверка: сверьте свою запись с записью на доске. Есть ли другое мнение?

- Прочитайте слова и подумайте, какое слово лишнее?

Добро, уважение, зло, мудрость, терпение.

- Зло.

- Почему?

- Потому что оно односложное.

- А ещё почему?

Потому что остальные слова называют хорошие качества человека.

- Умницы

Vlll. Закрепление изученного материала

-Я думаю, вы свои знания закрепили. Сейчас эти знания вы будете использовать на практике. Мы будем работать в парах. Для этого повторим правила работы в парах.

Правила работы в парах.

1. Думаю сам.

2. Высказываю своё мнение.

3. Слушаю соседа.

4. Приходим к общему мнению

1) Задание для парной работы: соотнеси слово и картинку

ГвОздики-гвоздИки, стрЕлки-стрелкИ, крУжки-кружкИ

Взаимопроверка в парах.

2) Работа в группах

- Я предлагаю вам поработать в группах. Выберите капитана. В группе работаем под девизом: Одно дерево- не сад, один камень -не стена.

Вам просто необходимо внимательно прочитать эти строки и обозначить ударение во всех словах.

Мамочка, пусть Бог хранит

Каждый день в твоей судьбе.

Долго, радостно живи!

Ты всегда в моей душе.

Взаимопроверка.

XlX.Рефлексия «Букет настроения»

Материал: готовые бумажные цветочки трёх цветов.

Зеленый – я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Настроение было хорошее.

Желтый – урок был интересен. Я принимал в нем участие. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий, но иногда испытывал затруднения. Настроение моё менялось.

Красный – пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. К ответу на уроке я был не готов. Настроение в ходе всего урока было плохое.

Подведение итогов.

- Мы достигли целей нашего урока? Докажите.

- Что мы сделали на уроке? Почему мы говорим, что цель достигнута?

- Что мы теперь знаем?

- Что умеем?

- Мы с вами подвели итог нашего урока.

- Мне удалось Вам подарить интересный урок?

-Наши мальчики подготовили стихи для милых и красивых гостей (по две строчки читают все мальчики)

Из года в год Вас поздравляют,

Желают счастья и тепла,

А в этот год и мы желаем

Сказать Вам теплые слова.

Весенний праздник пусть приносит

Лишь радость, счастье, теплоту.

Пускай исчезнут все печали,

Не будет лишних ссор в дому.

Вы улыбнитесь, и тревоги уйдут,

Как вешняя вода.

Пускай лишь радость будет рядом

Всегда, всегда, всегда, ВСЕГДА!

(Дети дарят гостям цветы)

- Спасибо за урок.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 3 классе «Различие падежей» Урок русского языка в 3-м классе "Различие падежей" Цели урока: 1. Закрепление умения определять у существительного падеж, по вопросу и.

Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.

Конспект урока русского языка в 5 классе «Урок-кроссворд. Обобщение и закрепление темы «Синтаксис» Методическая разработка урока русского языка Тема: Урок-кроссворд Обобщение и закрепление темы «Синтаксис» Учитель: Новакова В. П. Цель.

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Фразеологизмы» Технологическая карта урока Общая часть Предмет Русский язык 4 класс ФИО учащейся Тема урока Фразеологизмы Тип урока Комплексное применение.

Урок русского языка во 2 классе «Какие слова пишутся с заглавной буквы?» Урок русского языка 2 класс Составила: Волкова Елена Владимировна Тема урока: Какие слова пишутся с заглавной буквы? Цель: - расширить.

Урок русского языка во 2 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в 3 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных» ТЕМА: Род имен существительных. ЦЕЛЬ: Создать условия для знакомства учащихся с родом имен существительных. ЗАДАЧИ: 1. Создать условия.

Урок русского языка в 1 классе «Обучение письму. Строчная и заглавная буквы Е, е» Тема: Строчная и заглавная буквы Е, е Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся успешно выполнят тест-игру, позволяющий определить.

Урок русского языка для начальной школы «Приставка» ТЕМА: Приставка, её роль в слове. Цель: сформировать понятие “приставка”, научить определять место приставки в слове, выделять приставку.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Урок русского языка в 1 классе «Ударение. Ударные и безударные слоги»
Опубликовано: 6 мая 2018 в 10:11
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

День именинника в средней гиуппе
Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о празднике, который сегодня прошел в нашем детском саду . Так получилось, что в октябре, только у...
Дидактическая игра из фетра «Подбери наряд»
Мастер-класс. Дидактическая игра "Подбери наряд" Цель: развитие творческих способностей, научиться подбирать стиль к особенностям фигуры человека на рисунке,...
Дидактическая игра-судоку «Компас»
Дидактическая игра Судоку «Компас» для детей 5-7 лет Аннотация: Настольная дидактическая игра Судоку «Компас» предназначена для детей 5-7 лет. Игра может...