Наталья Валентиновна Павлова
Устное народное творчество Дагестана
▼ Скачать + Заказать документы
Устное народное творчество Дагестана.
Одним из лучших способов понять традиции и обычаи народа, страны или города является изучение устного творчество этого самого народа или страны. С давних времен устное народное творчество бытует среди людей и является первым проявлением культуры народа. Устное творчество расскажет гораздо больше, чем памятники архитектуры или живописи.
Что же такое устное творчество?
Публикация «Устное народное творчество Дагестана» размещена в разделах
Это, конечно, всевозможные сказки, притчи, эпосы, пословицы, поговорки, напевы,прибаутки, песни,считалки, загадки и так далее. Как разнообразны народы Дагестана, так и разнообразен его фольклор. Но, не смотря на все языковые, традиционные и другие особенности, фольклор народов Дагестана имеет схожие черты и мотивы. Народное творчество всегда душевно и проникновенно. Так как это устное творчество, оно передавалось из уст в уста, поэтому обладает особой теплотой и духом. Оно отражает самобытность каждого народа и в то же время его единство и силу.
Устное народное творчество Дагестана складывалось под влиянием исторических событий. Памятники устного творчества являются отличными образцами для изучения истории. Так, по песням и сказаниям можно узнать о тех этапах, которые прошел народ: войны, набеги неприятелей, феодальный гнет, несправедливость правителей и так далее. В 18 веке были особо популярны героические песни, посвященные мужественному народу Дагестана, который сражался с противниками и захватчиками. Наряду с песнями слагались героические эпосы и легенды о горцах.
Но наряду с героическими песнями существовали лирические напевы и сказы о любви и верности, песни — повествования, песни – раздумья. Веселые песни, которые пелись на гуляниях, праздниках и собраниях для развлечения и поднятия духа. Ни один народный фольклор не обходится без сказок. Сказки народов Дагестана преимущественно бытовые, восхваляющие силу людей, попрекающие власть, с некоторым вплетением в конструкцию иранских мотивов. Позднее к иранским бытовым мотивам присоединяются волшебные мотивы русских сказок. И народные сказки Дагестана блистают таинственностью, волшебством и красками.
Дагестанские эпосы.
Эпос – один из наиболее древних жанров фольклора. Эпос - это героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве мир героев-богатырей. Повествование ведётся от лица повествователя — реального или вымышленного рассказчика, наблюдателя, участника или героя события. Самым эпичным и масштабным эпосом Дагестана является эпос "Шарвили". Это — лезгинский народный героический эпос, а также имя героя эпоса.
Согласно местному преданию, герой эпоса Шарвили, собственно сам Шарвили, несмотря на мистификацию его образа, был реальной исторической личностью, жившей в III веке н. э. Родом был он из селения Ахты ныне Ахтынского района Республики Дагестан. А самыми известными примерами историко-героического повествования являются: аварский эпос «О разгроме Надир-Шаха», эпос «Хан Муртузали».
Дагестанские сказки.
Сказка – один из самых популярных и распространенных жанров в фольклоре народов Дагестана. Возникнув позже мифа, сказка отразила новую ступень в развитии народно - поэтического творчества. В процессе длительного исторического развития сказка обрела свою устойчивую традиционную форму и содержание, особые поэтические приемы и выработанный на протяжении веков особый сказочный стиль.
Волшебная сказка.
Поистине богат и многообразен мир дагестанской волшебной сказки. Здесь фигурируют всевозможные фантастические предметы и явления. Это чудесные кольца, платки, палки, яблоки, камни, волшебные перья, волосы, иглы, деревья и другое, многие из которых носят специфический характер, определяющий национальные особенности народов Дагестана. Герои волшебных сказок вступают в борьбу с фантастическими персонажами - дэвами, драконами, аждахами. Иногда эта борьба носит длительный характер, но чаще всего герой с легкостью побеждает своих противников. Герои волшебных сказок борются и с ханами, шамхалами, царями. Проявляя исключительную силу, храбрость и мудрость, они завоевывают себе счастливую жизнь.
Сказки о животных
Специфика сказки о животных – в её особой системе образов, поэтических приемов и средств. Перенесение свойств человека на животных, их живая разговорная речь в сказках создают особую атмосферу эмоционального настроя, психологической напряженности, поэтизируют привычный для человека окружающий мир. Показывая животных в конкретных жизненных ситуациях, взаимоотношениях и конфликтах, сказки объясняют сущность многих жизненно важных явлений, способствуют раскрытию их причинно-следственной связи. Именно эта познавательная сущность сказок о животных делает их особенно доступными для детского восприятия, для воздействия на психику и сознание ребенка.
Бытовые сатирические сказки.
В бытовых сатирических сказках народов Дагестана своеобразно выражена мечта народа о разумных социальных отношениях. В них создан обобщенный образ народного борца – выразителя интересов трудового народа. Герои бытовых сказок – искатели счастья и социальной справедливости, они воплощают в себе лучшие черты характера своего народа. Во многих бытовых сказках герои хитростью, обманом, с помощью искусного воровства, одурачивания расправляются с представителями господствующих классов. В главном герое бытовых сказок народов Дагестана сконцентрированы те качества, которые, переходя от сказки к сказке, создают обобщенный образ народного борца, выражающего интересы трудового народа. Юмористические сказки
В репертуаре дагестанских бытовых сказок наибольшее распространение получили юмористические сказки, тесно связанные с традицией смеховой культуры, генезис и корни которой восходят к древним обрядам, магическим актам и ритуалам. Жизнь и быт горцев во всех их многообразных проявлениях издавна были питательной средой для возникновения различных шуток, насмешек, остроумных выражений. Они подсказывали сюжеты, ситуации, конфликты, которые в процессе длительного бытования обретали поэтические формы, складывались в сказки, анекдоты.
Дагестанские сказки – это произведения высокой культуры народного мышления, богатейший источник народной мудрости и таланта. Они еще долго будут пленять нас своим удивительным и бесконечно прекрасным миром фантастики и воображения, открывая просвет в жизнь добра, справедливости и счастья.
Дагестанские притчи.
Притча — это короткая история, в которой заключена мудрость предков. Зачастую притчи для детей являются поучительными рассказами на какую-либо нравственную тему. Раньше они использовались как один из способов воспитания детей, поскольку понятны каждому ребенку, легко запоминаются и максимально приближены к реальности.
Например: притча "К кому идёт удача"
После того, как Творец создал мир, дошло дело до Удачи.
— Куда пойдёшь? — спрашивает её.
— Пойду, найду самого ленивого и с ним останусь, — ответила та.
— Как же так? Ведь на свете столько достойных тружеников, а ты к ленивому?
Удача молвила в ответ:
— Трудолюбивый меня сам найдёт.
Дагестанские пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные народами, а также переведённые из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли народов. Многие пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью. Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Например: - Не приложишь труда, и шапки не заимеешь.
- Не сев на коня, кнутом не стегай.
- Как крикнешь, так эхо и отзовется.
- Лентяй сидя спит и лёжа работает.
- Одна головешка не горит, человеку в одиночестве не прожить.
Дагестанские прибаутки.
Одним из жанров игровой поэзии являются прибаутки. В прибаутках предметы домашнего обихода и хозяйства, работы по дому, двору и в поле обрисованы предельно кратко, только в главных, определяющих чертах. Так же прибаутку можно использовать для закрепления в порядковом счете.
Прибаутки носят познавательный и воспитательный характер, они учат добру, делиться с ближними, не быть корыстными, жадными, развивают ум ребенка, способность к образному и самостоятельному мышлению, развитию речи. Например: Лейся, дождик по лесу -
Подарю тебе овцу!
Если хлынешь, как река,
Подарю тебе быка! (авар.).
Дагестанские загадки.
Например: - Не игла, да уколю, не огонь, да опалю! (авар.) (Крапива)
- До утра глядели в потолок, а утром уходили за порог (лаке.) (Обувь)
- Плавал и плескался, а сухой остался (кум.) (Гусь)
Дагестанские считалки.
Считалки – один из многочисленных жанров народного устного творчества. Считалки — это небольшие стихотворные тексты с четкой рифмо-ритмической структурой. Возникли считалки ещё в глубокой древности. Предполагается, что с помощью считалок определяли, кто возьмёт на себя выполнение трудной и опасной для жизни работы. В наши дни считалки используют для распределения очередности и ролей. Например: На льду барашек танцевал
Барашек рожки потерял
Шел мимо старый хитрый волк
Барашка он зубами щелк. (авар.).
Устное народное творчество Дагестана несет в себе эстетическую функцию, воспитательную, познавательную, патриотическую, образовательную. Помогает понять культуру, мировоззрение, мироощущение народов Дагестана. Его духовность, историю, самовыражение и красоту.