Папки-передвижки

Виды работ по развитию дифференциации звуков и формированию фонематической системы языка у старших дошкольников с ОНР (ч.2)

Оксана Шкруднева
Виды работ по развитию дифференциации звуков и формированию фонематической системы языка у старших дошкольников с ОНР (ч.2)

20. Выделить из предложения слова, состоящие из одного, двух или трёх слогов.

21. По сюжетной картинке назвать слова из одного, двух, трёх слогов. Предварительно называются предметы, изображённые на сюжетной картинке.

22. Придумать слова с двумя или тремя слогами.

23. Придумать слово с определённым слогом в начале слова, затем в конце слова.

24. Составление слогов из букв разрезной азбуки, изменить порядок звуков в слоге, например: ам - ма и т. п.

25. Работа по таблицам :

Вставляется

согласная

буква

26. Добавить слог с заданным звуком, чтобы получилось слово.

Публикация «Виды работ по развитию дифференциации звуков и формированию фонематической системы языка у старших дошкольников с ОНР (ч,2)» размещена в разделах

27. Определить, в каком слоге, названного логопедом слова, заданный (указанный) звук - во втором или в третьем, произнести всё слово, уточнить место звука в слове.

28. Дополнить предложение словами, в которых содержится заданный звук с опорой на картинку. Например: логопед называет часть предложения, а дети выбирают картинку с заданным звуком и дополняют предложение, со звуком [л] - Мама посадила на грядке… (картинки - лук, морковь, капуста, огурцы). Вначале ребёнок произносит недостающее слово, а затем всё предложение полностью.

29. Игра в звуковое лото. Можно сделать на первый звук слова или последний звук слова, а можно просто на наличие в слове заданного звука или нет. Детям предлагаются карточки с картинками, буквы и цветные квадратики. Логопед называет слова, дети находят на карточке соответствующую картинку, определяют, есть ли в названии заданный звук и закрывают картинку буквой, если в слове есть звук и цветным квадратиком, если в слове нет данного звука.

30. «Найди картинку» - детям предлагаются две карточки, на одной из них нарисован предмет, другая пустая. Дети называют предмет, определяют первый звук в его названии, находят соответствующую букву и кладут между карточками. Затем они выбирают среди других картинок ту картинку, название которой начинается с этого же звука, кладут на пустую карточку. В другом варианте, можно это задание использовать на конечный звук слова.

31. «Назови звуки по порядку «или» цифровой ряд» - перед ребёнком карточка с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6. Услышав, названное логопедом слово, ребёнок, последовательно произнося все звуки, ведёт палец от цифры к цифре, соответствующий порядковому номеру звука в слове. Можно использовать звуковую линейку и открывать окошки - звуки.

32. «Моя буква» - каждый ребёнок получает карточку с буквой. Логопед называет предложение или читает текст, каждый из детей должен запомнить два - три слова, в которых он напишет «свою» букву.

33. «Кубик» - кубик с цифрами или точками, придумать слово из такого количества звуков, можно в другом варианте - слогов, сколько точек или какая цифра выпали на кубике.

34. Выбрать и назвать из предложения или на сюжетной картинке, слова с определённым количество звуков.

35. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором и т. д. месте.

36. Добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова. Например - па - пар, пары, парад, паруса.

37. Выбрать предметные картинки, в названии которых определённое количество названии которых определённое количество звуков.

38. Преобразовать слова:

а) добавляя звук вначале слова, логопед задаё т вопрос: «какое получится слово, если к данному слову добавить один звук в начале слова

например: рот - крот, мех - смех, чёлка - пчёлка, Оля - Коля, Аня - Ваня, осы - косы, луг - плуг, игры - тигры, дочка - удочка, еда - беда, пушка - опушка:

б) добавляя звук в конце слова, например: бок - бокс, вол - волк, пар - парк, пол - полк, стол - столб, лис - лист;

в) изменяя один звук слова (цепочка слов) : сом - сок - сук - суп - сух - сох - сыр - сын;

г) переставляя звуки :

пила-липа карп-парк кот-кто

палка-лапка гора-рога дар-рад

В работе по преобразованию слов можно использовать разные четверостишия, например:

Звуки в слове исчезают,

Слова появляются,

Звуки слово изменяют,

Сами изменяются.

В слове дочка Д пропала,

Т на это место встала.

Было дочка - стала точка,

Так слова менялись:

Т на Н и стала ночка,

Н на Б и стала бочка,

Б на П и стала почка,

П на К и стала кочка,

К на М и стала мочка.

39. Какие слова можно составить из букв слова:

- ствол - стол, вол;

- крапива - ива, пар, парк, Ира, рак, икра, арка, Кира;

- картина - тина, кит, рана, нитка, карта, танк, Кира.

40. От названного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего : дом - мак - кот - топор - рот и т. д.

41. Составление графических схем предложений и слов:

___ предложение;

___ ___ ___ слова;

__ __ __ __ __ __ __ __ __ слоги;

оо оо о оо оо оо оо оо оо звуки.

42. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке:

нос - сон лес - сел сор - рос

кот - ток дар - рад топ - пот.

43. Из названий изображённых предметов выделить первый звук и собрать из них слово, например: слива, утка, муха, карандаш, астра - сумка.

44. Разложить предметные картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии.

45. Какой звук выпал из слова :

крот - кот, лампа - лапа и др.

46. Назвать общий звук в словах, сложить из букв разрезной азбуки слово, например:

луна - стол - Л

кино - игра - И

лампа - мыло - М

окна - дом - О

нос - Надя - Н

47. Добавить картинку.

а) найти картинку, в названии которой столько же звуков, сколько и в названии предметов, изображённых на карточке.

б) найти картинку, в названии которой, на один звук больше, чем в названии предыдущей картинки на карточке.

Предварительно определяется количество звуков в названии предметов, изображённых на карточке.

48. Определить количество звуков в названии предметов на картинке и положить под картинки соответствующие цифры.

49. Определить последующие и предыдущие звуки в названии картинок на карточках.

50. Придумать слово, можно выбрать картинку, чтобы заданный звук стоял после (перед) другим заданным звуком.

51. «Помири буквы - сложи слово» - о - с - н - нос и др.

52. «Найди картинку» - логопед называет слово по звукам, ребёнок показывает соответствующую картинку.

53. «Составь слово» - предлагается мольберт, на нём расположены геометрические фигуры с прорезями - круг, треугольник, квадрат, в них вставляются разные буквы. Составить слово из букв расположенных в треугольниках, затем из букв в квадратах, из букв расположенных в круге.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова Т. В. Живые звуки или Фонетика для дошкольников. - СПб. ,2005

2. Н. Е Арбекова Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР –М., 2011

3. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. - СПб. ,1999

4. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2003

5. Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки. - СПб., 1999

6. Горчакова А. М., Трефилова Ю. А. Игровые упражнения по формированию фонематических представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду. - 2004. - №1 - с 58-69.

7. Горчакова А. М. Принципы коррекционно-логопедической работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду. - 2004. - №3 - с 4-16.

7. Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой –М. 1988 8. Громова О. Е Инновации в логопедической практике – М 2008

9. Дурова Н. В. Фонетика. - М., 2003

10. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе. - М., 2000

11. Я. В. Кузнецова Рабочая тетрадь логопеда и воспитателя коррекционных групп. – Ростов. ,2005

12. Новиковская О. А. Программа развития и обучения дошкольника. Найди букву. Профилактика дисграфии. - СПб., 2003

13. Парамонова Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб., 2006

14. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей. - М., 2003

15. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб., 1998

16. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М. ,2001

Публикации по теме:

Конспект группового занятия по дифференциации звуков [Р] и [Л]. Цель: дифференцировать звуки [Р] и [Л] изолированно, в слогах, словах. Задачи: образовательные: повторение и закрепление артикуляции звуков.

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по дифференциации звуков [р]-[л] 1. Различение звуков на слух (по акустическим признакам): «Р» - тигр рычит (язык поднят наверх и там пляшет); «Л» - самолёт летит высоко.

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по дифференциации звуков [Р’]-[Л’] .

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по дифференциации звуков [р]-[р’] 1. Различение звуков на слух (по акустическим признакам) «Р» - тигр рычит своим твёрдым голосом; «Рь» - маленький тигрёнок рычит своим мягким.

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с.

Конспект занятия по автоматизации и дифференциации звуков [р]-[л] Конспект занятия в подготовительной группе. «Путешествие веселого Язычка». Цель: закрепление правильного произношения звуков в речи. Задачи:.

Логопедическое занятие по дифференциации звуков [P] и [P’] «Птицы». Цель: Дифференциация звуков [P] и [Р’].Задачи:• Образовательные: Уточнить характеристику звуков [P] и [P']; обобщить словарь по лексической.

Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи старших дошкольников Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи. Планета «Детство» Цели занятия - Совершенствовать.

Практический материал по дифференциации звуков (свистящих и шипящих) Практический материал по автоматизации и дифференциации звуков (свистящих и шипящих) в словосочетаниях, может быть использован воспитателями.

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков З-Ж. Индивидуальное занятие на тему «Дифференциация звуков З-Ж» Цель занятия: дифференциация звуков З-Ж. Задачи: 1. уточнение артикуляции звуков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виды работ по развитию дифференциации звуков и формированию фонематической системы языка у старших дошкольников с ОНР (ч.2)
Опубликовано: 8 июля 2015 в 12:36
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД