Татьяна Александровна Потекина
Выступление на конференции «Волшебный телефон-современная технология для социализации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебный телефон»
- современная технология эффективной социализации дошкольников»
педагог-психолог: Потекина Татьяна Александровна
МБДОУ «Иланский детский сад № 20», г. Иланский
rybakova.t@mail.ru,
8-913-171-74-06
В настоящее время особое значение приобретает вопрос социализации детей дошкольного возраста.
Публикация «Выступление на конференции „Волшебный телефон-современная технология для социализации дошкольников“» размещена в разделах
Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе, также это отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом.
Основной целью детского сада является – создание условий для формирования социализации воспитанников.
В течение двух лет в детском саду для эффективной социализации детей реализуются технологии Н. П. Гришаевой: «Клубный час», «Ежедневный рефлексивный круг».
С начала учебного года мы начали внедрять технологию «Волшебный телефон». Суть ее заключается в том, что это телефон доверия для детей, который дает возможность им открыть сказочному персонажу то, что они не доверили бы никому из взрослых. Данная технология является ещё и диагностикой проблем ребёнка. Дети более подробно и открыто сообщают о своих потребностях, проблемах, делятся своими переживаниями.
В рамках данной технологии были поставлены такие задачи:
1) развивать у детей умение самостоятельно выражать свои чувства и мысли;
2) развивать социальную активность;
3) понимать педагогу, что глубинно волнует ребёнка, в какой помощи он нуждается, над чем необходимо работать с ребёнком;
4) своевременно реагировать на запросы воспитателей и родителей для решения детских проблем.
Технология «Волшебный телефон» пока апробируется на воспитанниках старших и подготовительных групп, ведь известно, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки становления личности, начинается развитие саморегуляции (произвольность) поведения.
Особым достоинством этой технологии является то, что, ребёнок имеет возможность самостоятельно выбирать любимого сказочного персонажа для общения; раскрывается в ходе диалога, а отсутствие прямого контакта «глаза в глаза» со сказочным героем побуждает ребёнка свободно исследовать и проявлять своё «Я». Дети испытывают чувство безопасности и дозволенности в процессе общения.
Технология «Волшебный телефон» проводится один раз в неделю, после дневного сна. Разговор по телефону занимает от 5 до 10 минут.
Проведению технологии «Волшебный телефон» предшествовала большая подготовительная работа и с педагогами, и с детьми.
I этап (работа с педагогами) :
- проведение семинара с педагогами по ознакомлению с данной технологией;
- подготовка рекомендаций по внедрению этой технологии в образовательный процесс;
- обсуждение организационных мероприятий;
- создание условия для реализации технологии;
- выяснение, какие герои популярны у детей на рефлексивном круге (Какие передачи, мультфильмы и какие герои мультфильмов, компьютерных игр нравятся тебе больше всего? Почему? С какими героями мультфильмов и компьютерных игр ты бы стал дружить и почему? Каких героев сказок ты знаешь? Кто из них тебе нравятся и прочему). Также в кругу решается вопрос, кто будет сегодня разговаривать по телефону, кому важней. Всё это записывается воспитателем и доносится до сведения психолога.
II этап (работа с детьми)
- ознакомление детей в группах с технологией «Волшебный телефон»;
- создание и изучение правил о пользовании Волшебный телефоном, о соблюдении времени во время разговора с использованием песочных часов;
- ознакомление с местом расположения «Волшебного телефона».
III этап – запуск технологии
Педагогом-психологом ведется журнал, куда записываются проблемы ребенка и свои дальнейшие действия в отношении коррекции его развития или поведения, а также рекомендации родителям в обобщённой форме. (Например, одна из девочек, разговаривая с Эльзой из мультфильма «Холодное сердце», пожаловалась ей, что ее папа не играет с ней, только на неё кричит, а ей так хочется с ним поиграть, она хочет, чтобы он, также как родители Эльзы и Анны любили её, жалели). Мы нашли повод для встречи с мамой и деликатно проинформировали её о том, что у ребёнка, возможно, есть проблема – ему не хватает внимания.
Вся информация конфиденциальна. В ходе общения по «волшебному телефону» мы постарались помочь детям решить ряд проблем и ответить на интересующие их вопросы: «как научиться не заплакать, если ударился?», «как выдернуть зуб, если качается?», «девочки не принимают в игру?», «что делать, если не хочется спать …», «не хочется идти в детский сад» и многие другие.
Технология «Волшебный телефон», также является средством диагностики психического развития ребёнка. Это позволяет исследовать у ребёнка состояние когнитивных процессов; особенности эмоционально-волевой сферы; уровень развития межличностных отношений со взрослыми и сверстниками; сформированность коммуникативных умений и навыков и т. д.
В ходе реализации технологии наблюдалось, что дети открываются перед «сказочным героем», рассказывают ему то, что их беспокоит, доверяют сказочному персонажу самые сокровенные, волнующие переживания. А какой они испытывают восторг от беседы с персонажем! Ребёнок делится своими незабываемыми впечатлениями с друзьями и родителями, более подробно и открыто сообщают о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада.
При общении с детьми на «Круге рефлексии» ребенок выражает желание стать лучше, работать над собой, чтобы сообщить о достигнутых результатах любимому герою во время следующего сеанса.
В ходе внедрения (апробации) технологии мы столкнулись с трудностями: многие дети сомневались, «а правда ли всё это», не все верили, что этот герой существует на самом деле и что телефон на самом деле волшебный. Надо было их убедить в этом.
Очень важно для ведущего волшебного телефона знать детскую субкультуру, персонажей мультфильмов, которыми увлечены в данный период дети, а также обладание актёрскими способностями.
Родители детей и воспитатели отмечают, что дети охотно делятся с ними впечатлениями после каждого общения с героем по волшебному телефону и с большим удовольствием идут в сад. (Сопровождается презентацией)