Получи документы

Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи детей с ОВЗ

попова людмила
Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи детей с ОВЗ

(Слайд №2) В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными патологиями, которых объединили в одну группу «дети с ограниченными возможностями» (ОВЗ). Это дети, с разными отклонениями психического и физического плана, которые обуславливаются нарушением общего развития, не позволяющим вести полноценный образ жизни. Они лишены предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, а это негативно сказывается на формировании высших психических функций. Зачастую преобладает агрессивность, или чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижена память и работоспособность. В зависимости от нарушения выдвигаются специальные задачи, связанные с преодолением дефекта и его последствий.

Публикация «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи детей с ОВЗ» размещена в разделах

(Слайд № 3) В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п. 2.11.2, коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Известно, что у детей с ОВЗ отмечается недоразвитие речи, которое характеризуется нарушением всех ее сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря.

Своевременная и целенаправленная работа по развитию речи у детей с ОВЗ способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению программы, улучшению межличностного общения и для дальнейшей успешной социальной адаптации. Работая с такими детьми, имеющими нарушения речи, педагогу необходимо учитывать возрастные особенности и индивидуальные возможности ребенка. Поэтому в системе работы должны применяться разные методы и приемы.

(Слайд №4) К традиционным методам, которые мы используем в работе с детьми компенсирующей группы, относятся наглядные, словесные, игровые. Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

(Слайд №5) Прием является основным элементом метода. Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Педагоги нашей группы пользуются разными приемами в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Современный период развития системы дошкольного образования характеризуется изменением содержания и педагогических технологий работы по развитию речи детей. Одним из важных направлений в коррекционной педагогике на современном этапе развития дошкольного образования является применение новых образовательных технологий.

Использование нетрадиционных методов в коррекционной педагогике на сегодняшний момент представляет особую актуальную значимость, так как наблюдается тенденция недостаточной эффективности традиционных приемов и форм. Включение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс. Разнообразные нетрадиционные методы и приемы предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей и повышают эффективность логопедической работы в целом.

(Слайд №6) Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ : фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия или цветотерапия, рефлексотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия.

Здоровьесберегающие технологии наиболее актуальны для детей с ОВЗ. Цель данных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

(Слайд №7) Совместно с артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастиками мы используем при проведении занятий различные виды массажа. К нетрадиционным видам можно отнести методику А. Уманской и К. Динейки – игровой массаж. Например: «Погреем ручки». Применяем также массаж рук карандашами.

(Слайд №8)С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие ребенка, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Покатаю карандаш меж своих ладошек,

А потом возьму и карандашик пальцами кручу.

Буду пальцами крутить – значит, буду говорить.

Также мы применяем в своей работе игры с грецкими орехами.

Я катаю свой орех, (катаем по ладони одной руки)

Чтобы был круглее всех. (по ладони другой руки)

И с обратной стороны мы орех катать должны (по тыльной стороне одной руки)

Чтоб крепка была ладошка, покатай орех немножко (по тыльной стороне другой руки)

(Слайд №9) Прищепковая терапия, тоже достаточно распространённая методика, очень благоприятно воспринимается детьми за счёт яркости цветов прищепок, да ещё и в речевом сопровождении.

Использование оздоровительных технологий происходит в игровой форме : обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоравливающие техники остаются в памяти ребенка на долгое время.

(Слайд№10) Для развития мелкой моторики рук у детей используем нетрадиционные техники рисования и аппликации. Вместе с детьми работали по таким темам : «Золотая береза» (обрывание, «Осенняя картинка» (выдуванием, «Разноцветная поляна» (печатание губкой, овощами) «Красивая бабочка». Очень детям интересны поделки из соленого теста: «Фоторамка», «Медальон» Работа с нетрадиционными техниками развивает мелкую моторику рук, правильное дыхание, стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей.

Использование игровых технологий в детском саду на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи.

(Слайд №11,12) Игровые технологии мы используем в подвижных играх, где зазывалки, «выручалочки» формируют четкость, ритмичность произношения. В сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента распределения ролей, выполнения ролевых действий, игры в корреспондентов - телерепортёров помогают раскрепостить детей, приобрести навыки публичных выступлений, научить говорить выразительно, четко и правильно. В процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Игры-драматизации оказывают эффективное влияние на развитие речи детей. В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. Участие детей в конкурсах, выступлениях повышает речевую активность, воспитывает раскрепощенность, коммуникативность.

Для развития речи детей дошкольного возраста в нашей группе используется такая методика, как сказкотерапия. Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

-Выявление творческих способностей ребенка.

- Снижение уровня агрессивности и тревожности.

- Развитие коммуникативных способностей.

- Развитие способности к грамотному выражению эмоций.

Во время сочинения сказок я использую следующие приемы:

-«Салат из сказок» (смешивание разных сказок);

- «Что будет, если. (сюжет задает воспитатель);

-«Изменение характера персонажей (сказка на новый лад);

- «Введение в сказку новых атрибутов, героев».

(Слайд №13) Одним из эффективных методов для развития связной речи у детей с ОВЗ является наглядное моделирование, мнемотехника. В своей работе с детьми по пересказу сказок, рассказов, я использую предметное и предметно – схематическое моделирование.

«Мнемотехника» в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую при обучении составлению рассказов. (Слайд №14)

Информационные компьютерные технологии (ИКТ) стали перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. (Слайд №15)

В своей работе я широко применяю компьютерные презентации, непосредственно в ходе проведения занятий по ознакомлению с окружающим, во время проведения физминутки, игр на развитие фонематических процессов. Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к развивающим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность детей дошкольного возраста с ОВЗ.

(Слайд №16,17) При работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ одной из новых современных инновационных технологий является использование педагогом синквейна. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. 1 строка — одно ключевое слово — название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.); 2 строка — два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. Слова можно соединять союзами и предлогами. 3 строка — три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме. 4 строка — четыре слова — предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строка — одно слово — слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное. Меня очень заинтересовала эта технология, и хорошо ее изучив, я планирую использовать ее в своей работе.

Все перечисленные современные формы и методы работы педагогов по развитию речи детей с ОВЗ принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей. Данные методы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции, способствуют оздоровлению всего организма. Могут быть использованы как в виде самостоятельных занятий, так и индивидуальных и групповых. Упражнения выполняются детьми и их родителями дома. Для этого в компенсирующей группе на каждого ребенка заведена тетрадь, в которых дети закрепляют материал. Для успешного развития речи детей нашей группы с родителями проводятся консультации, мастер- классы, подбирается картотека игр и упражнений, массажный материал для нетрадиционных технологий при логопедическом воздействии. В целях повышения результативности по развитию речи в компенсирующей группе, мы работаем в тесном взаимодействии с логопедом Ольгой Васильевной, используя интегрированный метод. Схема взаимодействия представлена на слайде. (Слайд №18)

Новые образовательные технологии привносят в логокоррекционную работу новые способы взаимодействия педагога и ребенка, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей; оптимизируют процесс коррекции речи детей, помогают повысить результативность логопедического воздействия; служат для создания благоприятного эмоционального фона; способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, оздоровлению всего организма.

Прикреплённые файлы:

ovz_ckev4.pptx | 6858,98 Кб
 
Публикации по теме:

Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Инновационный проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста». Автор проекта: зав. отделением.

Цикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителямиЦикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителями Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». С введением Федерального государственного стандарта.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Консультация для родителей «Особенности профилактики интернет-аддикции как одной из форм зависимого поведения у детей с ОВЗ» Современный мир невозможно представить без гаджетов: смартфонов, планшетов и прочей цифровой техники, однако специалисты отмечают, что с.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Пособие по развитию речи посредством малых фольклорных форм «Бабушка-говорушка»Пособие по развитию речи посредством малых фольклорных форм «Бабушка-говорушка» «Бабушка-говорушка». Пособие: Цель: развитие слухового внимания и понимания речи, снятие эмоционального напряжения. Задачи: формирование.

Разнообразие форм и методов экологического воспитания в старшей группе ДОУРазнообразие форм и методов экологического воспитания в старшей группе ДОУ Как часто мы от природы берем все, не отдавая взамен ничего? Обычное потребительское отношение. К окружающему миру, людям, иногда даже самому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи детей с ОВЗ
Опубликовано: 17 сентября 2022 в 21:24
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД