Лучший педагог года

Программа дополнительного образования по развитию эмоциональной сферы детей «Я и мой мир»

Наталья Кацевалова
Программа дополнительного образования по развитию эмоциональной сферы детей «Я и мой мир»

1. Актуальность программы

Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.

Программа составлена на основе программ Пазухиной И. А. «Давай познакомимся!» и Крюковой С. В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Данная программа поможет ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.

Публикация «Программа дополнительного образования по развитию эмоциональной сферы детей „Я и мой мир“» размещена в разделах

2. Таким образом, целью программы является эмоциональное развитие детей и формирование психологического здоровья дошкольников.

3. Организация занятий

Программа реализуется в течение восьми месяцев: октябрь – май. Программа включает 32 занятия, которые проводятся один раз в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 20-25 минут во второц половине дня. Оптимальное количество детей в группе — 10-12 человек.

4. Возраст и критерии отбора детей

Так как программа является профилактической, в группу включаются дошкольники в возрасте 4-6 лет с нормой развития, без отборов. Также занятия по данной программе могут быть рекомендованы детям с незрелой эмоционально – волевой сферой.

В группе не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.

Работа на занятиях основана на свободном выборе и доброжелательном участии в ней детей, на совместном продуктивном сотрудничестве.

5. Структура занятий

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Часть 1. Вводная

Цель вводной части занятия — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами.

Часть 2. Рабочая

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры:

— элементы сказкотерапии с импровизацией;

— элементы психодрамы;

— игры на развитие навыков общения;

— игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;

— рисование, создание коллажа и т. п.

Часть 3. Завершающая

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Поскольку дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по много раз, занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер, как правило, они индивидуальны в каждой группе.

Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

6. Условия проведения.

Первые два занятия программы являются вводными. Их основу составляют подвижные, динамичные действия, дающие возможность детям привыкнуть к новой для них групповой форме работы, поэтому рекомендуется проводить их в физкультурном или музыкальном зале. Последующие занятия можно проводить в помещении группы детского сада, рассаживая детей на стульчики, поставленные в круг или на ковре. Круг — это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Не должно быть лишних предметов, атрибутов, отвлекающих внимание ребят.

7. Краткая характеристика разделов

Система работы по эмоциональному развитию состоит из 5 разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребенка. Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые). Окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребенок учится определять настроения, владеть своими чувствами. Затем в мир ребенка входят животные. Они по праву занимают одно из важных мест в его жизни и постепенно подводят к самому сложному пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими.

Раздел 1.«Я и Я»

В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол, свои мышечные и эмоциональные. ощущения.

Раздел 2. «Я и другие»

В этом разделе представлены игры и упражнения, на-травленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к другу;

развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.

Раздел 3. «Я и мои эмоции»

Здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Раздел 4. «Я и животные»

Здесь собраны игры и упражнения, направленные на развитие умения видеть отличия человека от животного, особенности общения разных животных между собой; умения изображать животных, используя различные выразительнее средства; умения переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми; на снятие страха перед животными.

Раздел 5. «Я и моя семья»

В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полно-равного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи. Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку маме.

Итоговые занятия

Подобраны игры и упражнения, направленные на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течение года, принятие ребенком самого себя и оптимизацию самооценки ребенка.

8. Методы проведения занятий:

• развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);

• упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);

• этюды;

• рассматривание рисунков и фотографий;

• чтение художественных произведений;

• рассказ психолога и рассказы детей;

• сочинение историй;

• беседы;

• моделирование и анализ заданных ситуаций;

• слушание музыки;

• рисование;

• мини-конкурсы, игры-соревнования.

9. Ожидаемые результаты:

Пройдя подготовку по программе дети будут знать и уметь следующее.

Знать:

имена всех детей в группе;

для чего нужны глаза, уши, рот, нос, руки в процессе познания окружающего мира и общения;

чем отличаются мальчики и девочки по манере держаться и внешности;

названия некоторых базовых эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес, отвращение, стыд, брезгливость);

отличия человека от животного;

как можно выражать свою любовь к маме и радовать членов своей семьи добрыми делами и хорошими поступками;

состав своей семьи.

Уметь:

отмечать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол) и свои отличия от других детей;

опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих; правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;

оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности;

делиться с друзьями сладостями и игрушками;

различать эмоции по схемам-пиктограммам;

передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации; наблюдать за животными;

изображать их голоса, характерные движения, настроения;

употреблять в речи «волшебные» слова (спасибо, пожалуйста, извините и т. п.);

правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка).

Литература.

1. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 46 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И. А. Пазухина СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 272 с, ил.

2. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М. : Генезис. 2002. — 208 с., ил.

3. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М. : Генезис, 2004. —175 с.

Публикации по теме:

План-программа дополнительного образования детей «Субботняя игротека» «Субботняя игротека» Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: дети от 1,5 — 3 лет Пояснительная записка Дополнительная образовательная.

План-программа дополнительного образования детей «Субботняя игротека» (часть 2) «Субботняя игротека» (часть 2)Примерное перспективное планирование деятельности с детьми ГКП с января по май. ЯнварьДата 2 неделя Зимушка.

Программа дополнительного образования по формированию навыков безопасного поведения для детей 4–5 лет «Берегись бед, пока их нет» Пояснительная записка Безопасность ребенка – главное, о чем переживают родители. Малыш по своим физиологическим.

Программа дополнительного образования детей по обучению конструированию и ручному труду 1.1. Пояснительная записка Термин «конструирование» (от латинского слова CONSTRUERE) означает приведение в определённое взаимоположение.

Программа дополнительного образования детей в ДОУ «Волшебный мир лепки» Содержание I. Пояснительная записка 2 II. Учебно-тематическое планирование 4 III. Содержание дополнительной образовательной программы.

Программа дополнительного образования «Оригами» для детей 5–6 лет (срок реализации 1 год)ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Все дети умеют складывать из бумаги кораблики, пилотки, самолётики. Но из обычного бумажного.

Программа дополнительного образования «Пластилиновая сказка» для детей 5–7 с ЗПР Программа дополнительного образования «Пластилиновая сказка» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, имеющего задержку.

Программа дополнительного образования по бисероплетению для детей с ЗПРПрограмма дополнительного образования по бисероплетению для детей с ЗПР Программа дополнительного образования дошкольников МБДОУ детского сада№8 (комбинированного вида) Г. Вязьмы Смоленской области по бисероплетению.

Программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Познавай-ка» Авторы - составители: Беспомощнова Ирина Анатольевна, воспитатель Кругомова Татьяна Александровна, воспитатель 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА1.1.

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» Пояснительная записка. «Ум ребёнка находится на кончиках.

Автор публикации:
Программа дополнительного образования по развитию эмоциональной сферы детей «Я и мой мир»
Опубликовано: 26 сентября 2015 в 00:40
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД