Получи документы

Интегрированное занятие по формированию представлений о различных средах обитания «Экологическая сказка «Тундра»

Марина Апаназова
Интегрированное занятие по формированию представлений о различных средах обитания «Экологическая сказка «Тундра»

Интегрированное занятие по формированию представлений о различных средах обитания для детей старшего дошкольного возраста

Апаназова Марина Николаевна, педагог-психолог МБДОУ № 236 г. Кемерово Скалон Татьяна Андреевна, ПДО эколог МБДОУ № 236 г. Кемерово

Цель: знакомство с природой Севера.

Публикация «Интегрированное занятие по формированию представлений о различных средах обитания „Экологическая сказка „Тундра“» размещена в разделах

Задачи: содействовать расширению знаний детей о многообразии экосистем Земли, неповторимости и уникальности различных сообществ растений и животных, познакомить с условиями для жизни на Севере, с растениями и животными, их особенностями приспособления к данным условиям среды обитания.

Материал и оборудование: карта природных зон Земли, иллюстрации тундры в летний и зимний период, иллюстрации животных (белый медведь, тюлень, песец, волк, северный олень, полярная сова, гуси) и растений (карликовая береза, мхи и лишайники, фланелеграф, карточки с условными обозначениями: много воды, мало тепла, мало света, почва бедная и карточка белого цвета, обозначающего тундру. В зависимости от варианта практической работы – соответствующее оборудование

Ключевые слова: Север, мерзлота, карликовая берёза, мох, ласты.

Ход занятия

Педагог-психолог

1. Беседа.

Ребята, давайте вспомним, что нужно для жизни растений и животных? (Свет, тепло, еда, вода, почва). Как мы обозначали свет? (Лампочкой). Чем мы обозначали температуру? (Градусником) Как мы обозначали воду? (Каплей) А как обозначали почву. (Горкой земли).

Дети, вы слышали сказку “Путешествие Нильса с дикими гусями”? Я коротко напомню её содержание. Жил-был мальчик по имени Нильс. Мальчик был ленивый, не хотел учиться, животных не любил, дразнил, а кота за хвост дёргал. Однажды он сидел дома, вдруг видит, по столу бежит маленький человечек – гном. А Нильс знал, что гномы – волшебники, которые могут исполнить любое желание. Взял сачок. Хлоп и поймал гнома. Гном попросил: “Отпусти меня”. “Ха-ха, - сказал Нильс, - отпущу, если ты исполнишь мои желания…” Вдруг видит Нильс ножки стола и вся мебель стали увеличиваться. Оказывается, это Нильс стал очень маленьким. Гном же бесследно исчез. Вышел Нильс во двор, где ходили домашние птицы, и слышит голоса пролетающих диких гусей: “Летите с нами на Север в тундру…”. Превратившись в маленького человечка, Нильс начал понимать голоса животных. Домашние белые гуси ответили, что не хотят лететь с ними. Только самый большой и умный гусь по кличке Мартин замахал крыльями, разбежался и попытался взлететь. “Стой, Мартин, стой! – закричал Нильс, ухватившись за гусиную лапу. Взлетевший Мартин повернул голову и сказал: “Забирайся на спину и сиди смирно, а не то сброшу на землю». Поглядел Нильс вниз – страшно стало. Пришлось сидеть тихо. Так и начал свое путешествие на Север с дикими гусями. К Северу относится Северный ледовитый океан (почему он так называется, как вы думаете) и тундра – узкая полоса земли, прилегающая к океану. Самая холодная точка на Севере – это Северный полюс. Зимой на Севере все покрыто снегом и льдом (демонстрируется иллюстрация тундры зимой). Поэтому север обозначим квадратом белого цвета. Когда стая гусей с Нильсом прилетела в тундру, наступило лето (демонстрируется иллюстрация тундры летом). Снег таял, появилось много озер и травы. “Скорее, скорее”, - торопились гуси. “Чего там хорошего?”, - подумал Нильс. Когда прилетели, Нильс огляделся и спросил у старой гусыни предводительницы стаи, почему здесь нет деревьев и столько много озер.

-А это потому, - отвечала гусыня, - лето здесь короткое, света и тепла мало (выкладывается схема условий среды на фланелеграфе). Оттаивает только верхняя узкая полоса земли, а дальше – вечная мерзлота. Она-то и не пропускает воду вглубь. Вот растаявший снег и превращается в озера, где по берегам начинает расти трава. Здесь для гусей раздолье. А больших деревьев нет потому, что корни не могут прорастать через мерзлоту. Поэтому растут тут только маленькие карликовые березки. Гусыня показала Нильсу растение, похожее больше на маленький кустик, чем на дерево. Есть здесь мох (можно показать засохшие мхи и лишайники) и северная ягода.

Вдруг Нильс увидел большого зверя. “Это же медведь, - догадался Нильс, - только почему он белого цвета? В нашем лесу живут бурые медведи”.

-Эй! – закричал Нильс, - зачем тебе белая шерсть?

- А посмотри, - ответил медведь, - если я закрою глаза и лягу на снег, да нос лапой прикрою, видно меня на снегу?

- Ух, ты, - удивился Нильс, совсем не видно.

- Так я маскируюсь, чтобы меня не заметили, - продолжал медведь. Кроме того, шерсть у меня очень длинная и густая, поэтому мне не страшны морозы. От морозов меня еще спасает толстый слой жира под кожей. Ну, разговаривать мне долго некогда, надо отправляться за добычей.

Тут на льдине Нильс увидел необычных зверей (демонстрируется иллюстрация тюленя). Нильс таких ещё не видел. Лежат на берегу бочонки неуклюжие.

- Ой, Мартин, отнеси меня к ним, - попросил Нильс. Я хочу с ними познакомиться. У них же ног нет.

- Ног нет, зато есть ласты. А называют нас тюленями, -доброжелательно ответил “бочонок”.

- А почему вы не мерзнете, лёжа на льду? – спросил Нильс

- А посмотри, какие мы толстенькие, у нас под кожей как у медведя толстый слой жира. Он нас спасает от холода. На земле мы неуклюжие, зато очень хорошо плаваем, - ответил тюлень, подполз к краю льдины и ловко нырнул.

- Мы приспособлены в жизни в воде, нам нужны ласты, как вёсла для лодки. Ну, больше разговаривать некогда, пара рыбу ловить, да и медведя остерегаться нам надо, - проговорил тюлень и нырнул в глубину.

Увидел Нильс еще северного оленя, за которым гнался полярный волк (демонстрируются иллюстрации). Увидел он и полярную лисичку – песца, который в отличие от рыжей родственницы был белого цвета. Недалеко на кочке сидела белая полярная сова.

- А где твой дом? - спросил Нильс.

- А вот рядышком в ямке. Здесь нет деревьев, поэтому выращиваю совят в гнезде на земле.

Пока Нильс знакомился с обитателями Севера, короткое северное лето подошло к концу. Стали гуси собираться в обратное путешествие. Они вырастили в заводи птенцов, которые превратились уже во взрослых птиц.

- А почему мы улетаем? – спросил Нильс, - Я не со всеми жителями Севера познакомился.

- Но скоро станет очень холодно, - ответила старая гусыня, - Здесь наступит долгая, суровая зима. Все звери и птицы откочуют южнее в тайгу. Мы здесь замёрзнем и умрём с голоду

- Га-га-га! - громко закричала гусыня, - Гуси, собирайтесь в ста-а-аю, мы летим на ю-ю-юг.

ПДО эколог

А вот пингвинов на Севере нет. Они живут в сходных условиях, но у Южного полюса. Здесь также снег и холод. Пингвины откладывают всего одно яйцо, которое по очереди самец и самка обогревают, держа на лапах под складкой кожи. Один из родителей в море ловит рыбу, а другой на берегу обогревает яйцо или маленького птенца. Потом родители меняются. Пингвины, как и тюлени, неуклюжи на суше, но также ловко, хорошо плавают в воде, для жизни в которой они хорошо приспособлены.

А теперь скажите, какие условия в тундре? Какие там растут растения и живут животные. Почему нет больших деревьев? Как животные защищаются от холода?

2. Практическая работа

Опыт «Почему летом в Арктике солнце не заходит? (по Дыбиной, 2004). Демонстрируется вращение Земли вокруг Солнца, обращается внимание на то, что часть времени Земля повернута к Солнцу так, что постоянно освещается Северный полюс. На Южном полюсе в это время долгая ночь.

Опыт «Почему в тундре летом много воды?» (по Дыбиной, 2004). Для проведения опыта необходима ёмкость с водой и прозрачная ёмкость с замёрзшей почвой. Промёрзшую почву вносят в помещение, дают подтаять и наливают воду, она остается на поверхности (многолетняя мерзлота не пропускает воду). В нашем краю озёра не образуются, потому что теплее и почва сильно не замерзает. Поэтому часть воды просачивается вглубь – в подземные озёра, а часть испаряется.

3. Коллективная работа “Пингвины в Антарктиде”.

Проводится совместно двумя специалистами.

Лепка пингвинов из пластилина.

Скатывается шар – «голова».

«Туловище» – толстая колбаска.

На голове глаза и красный клюв (маленькая морковка).

Ноги – две толстые маленькие колбаски из красного пластилина. На груди – белая манишка (лепёшка, две маленькие колбаски из чёрного пластилина – «крылья», загнутые кверху. Вот пингвин и готов.

Изготовленные фигурки расположить на пенопласте – “льдине”.

Коллективная работа располагается в приемной группы для ознакомления родителей.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Космическое путешествие на созвездие Сказка» с камешками МарблсИнтегрированное занятие в подготовительной группе «Космическое путешествие на созвездие Сказка» с камешками Марблс «Космическое путешествие на созвездие «Сказка» (интегрированное занятие в подготовительной группе детского сада) Интеграция образовательных.

Дидактическая экологическая игра для детей старшей и подготовительной группы «Животные разной среды обитания»Дидактическая экологическая игра для детей старшей и подготовительной группы «Животные разной среды обитания» Дидактическая игра для детей старшей и подготовительной группы «Животные разной среды обитания» Экологические игры являются одним из действенных.

Опыт работы по формированию временных представленийОпыт работы по формированию временных представлений Цель: Создать необходимые условия и систему эффективной работы с детьми дошкольного возраста по формированию временных представлений. Задачи:.

Интегрированное занятие с использованием инновационной технологии В. Проппа «Вот как сказка складывалась» (младшая группа)Интегрированное занятие с использованием инновационной технологии В. Проппа «Вот как сказка складывалась» (младшая группа) "Вот как сказка складывалась. " ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о знакомых сказках, умение следить за появлением персонажей в сказках; продолжать.

Итоговое занятие по формированию математических представлений в группе раннего возраста «Путешествие на паровозике»Итоговое занятие по формированию математических представлений в группе раннего возраста «Путешествие на паровозике» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», («Формирование элементарных математических представлений); «Речевое развитие»,.

Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений с детьми в средней группе с использованием ТРИЗ Тема занятия «Спасаем Иванушку» Программное содержание: Образовательные задачи. Учить детей находить выход из жизненной ситуации, используя.

Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений за III квартал во второй младшая группе Тема: Итоговое за III квартал. - Совершенствовать: умение ориентироваться в пространстве относительно себя; умение различать и называть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие по формированию представлений о различных средах обитания «Экологическая сказка «Тундра»
Опубликовано: 12 ноября 2023 в 15:52
+49Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД