Получи документы

Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников в игровой деятельности

Юлия Нумцова
Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников в игровой деятельности

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Разметелевская средняя общеобразовательная школа»

Учреждение №3 (дошкольное отделение)

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников в игровой деятельности»

Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории: Нумцова Юлия Сергеевна

2021г.

Слайд 2

Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников в игровой деятельности» размещена в разделах

Дошкольники – прирожденные исследователи. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Информация об окружающем мире усваивается прочно и надолго в том случае, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.

Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательной активности.

Слайд 3

Основной особенностью познавательно-исследовательской деятельности в детском саду считается организация экспериментирования в игровой форме. Так как в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, то и детское экспериментирование должно содержать элементы игры. Так детям легче усваивать даже сложные понятия. Если начинать с длительных объяснений, пусть даже с наглядными материалами, ребенок может отвергнуть данный вид деятельности. Следует, заинтересовать детей экспериментированием и тогда они будут возвращаться к такому роду деятельности снова и снова. И даже смогут выстраивать свои личные исследования и опыты.

Слайд 4

Для развития познавательной активности у детей я использую следующие формы организации деятельности :

- Специально организованная образовательная деятельность;

- Совместная деятельность педагога с детьми;

- Самостоятельная деятельность детей.

Слайд 5

Для эффективной организации данных видов деятельности в нашей группе создан центр экспериментирования, который постоянно обновляется.

Слайд 6

Основным оборудованием в центре являются: приборы-помощники, разнообразные сосуды из различных материалов, природный материал, утилизированный материал, разные виды бумаги.

Слайд 7

Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда, приобретена для детей форма лаборанта. Данные атрибуты активно используются детьми в сюжетно-ролевой игре «Лаборатория»

Слайд 8

Для закрепления и систематизации знаний детей в группе подобрана детская познавательная литература по ознакомлению детей с живой, неживой природой. В уголке размещены дидактические игры, разнообразные карты, атласы, глобус - что позволяет детям путешествовать.

Слайд 9

В группе открыт мини музей коллекций, где дети размещают собранные ими различные коллекции. (шишек, ракушек, пуговиц, камней).Тематика коллекций зависит от интересов детей.

Слайд 10,11

Предлагаю рассмотреть несколько примеров экспериментирования в игровой форме, которые я использую в своей работе с детьми.

Игры – эксперименты

Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметами на основе заданного воспитателем сюжета. Такие игры направлены на изучение свойств знакомых детям объектов неживой природы.

Игры – эксперименты можно включать, как и в специально-образовательную деятельность, так и в режимные моменты. Началом таких игр может служить проблемная ситуация или проблемный вопрос, возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях.

Далее следует подвести детей к постановки цели (что нужно сделать) и выдвижению гипотез (как, с помощью чего, что получается). Реализовать предположения в действии и сформулировать выводы.

В процессе игр – экспериментов у детей развивается познавательная, исследовательская активность, формируется умение устанавливать причинно – следственные связи, делать умозаключения, выводы, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

Например, игра "Цветовая симфония», была проведена с целью подвести детей к понимаю того, что акриловые или пищевые краски растворяются в воде. Но, плохо растворяются в молоке, которое содержит много жира. Жир хорошо растворяется жидким мылом.

В итоге игры - эксперимента «Живые цветы», дети пришли к выводу, что бумага впитывает в себя воду и лепестки под тяжестью воды раскрываются и ложатся на поверхность воды.

Цель игры «Заговор воды» подвести детей к правильному ответу: вода смешалась с красками, которая была нанесена на внутреннюю сторону крышки. Открою секрет фокуса, я заранее покрасила крышку краской.

После проведения эксперимента «Послушный ключик», дети пришли к правильному ответу: вода смешалась с красками, которая была нанесена на внутреннюю сторону крышки.

Еще одним примером организации экспериментирования в игровой форме являются игры-путешествия.

Слайд 12

Игры – путешествия

Путешествия эффективны при ознакомлении детей старшего возраста с физическими процессами в мире неживой природы, со свойствами веществ. Они позволяют детям «погрузиться» в интересный для них мир, узнать новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт. В форме путешествий дети учатся выражать свое отношение к происходящему, погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в «путешественников», «капельку воды», «огонёк», «песчинку» и т. д.

Дети подготовительной группы вместе с педагогами совершили путешествие на вулкан.

Чтобы вовлечь детей в деятельность использовался прием : моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации.

В детский сад пришла посылка с картинками, на которых изображены природные явления, в том числе и извержение вулкана, а также письмо от научных исследователей, в котором они приглашают детей совершить путешествие на вулкан и познакомиться с ним.

Дети, изучив карту, выяснили, что в нашей местности нет гор и вулканов, а ближайший находится на острове Камчатка.

Построив самолет из геометрических фигур, дети «полетели» на остров. По пути с помощью презентации они познакомились с понятием «вулкан», узнали о происхождении и строении вулканов, об их пользе и вреде.

По прибытию детей на место их встретил экскурсовод (психолог детского сада). Выполняя задания, в процессе которых, дети познакомились с понятиями пемза, магма, прослушали легенду о старом вулкане, подошли к пещерной лаборатории. Где превратились в волшебников и попытались разбудить спящие вулканы. И конечно же им это удалось. Старый вулкан оказался добрым и вместо лавы изверг конфеты. Подведя итоги, дети отправились обратно в детский сад.

Слайд 16

Аналогично нами была проведено путешествие в прошлое карандаша.

На мой взгляд одна из наиболее интересных игровых форм представления детям целостной картины мира, это- игры – путешествия в прошлое различных вещей.

Ребенку важно интересоваться причинно-следственными связями и экспериментировать. Для этого необходимо способствовать познавательному развитию, представление об историческом времени – от прошлого к настоящему. Отправным моментом исследования могут быть как реальные события, так смоделированные.

Мы побывали путешественниками - исследователями и окунулись в прошлое карандаша, где познакомились с его различными видами, качествами и свойствами, историей его появления.

Слад 17,18,19

Квест-игра

Следующей формой организации экспериментирования в игровой форме является квест-игра.

Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету, это путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Вашему вниманию представляется квест-игра «Помоги фокуснику».

Проблемная ситуация: фокусник хотел показать фокусы, но у него не получилось. Дети нашли письмо от колдуна, который заколдовал фокусника и спрятал 5 волшебных спичек. Спички найти можно, выполнив задание и открыв шкатулку с найденной цифрой. Собрав 5 спичек и произнеся заклинание, к фокуснику вернется дар.

Дети выполняя различные опыты находили цифру – подсказку и открывали нужные шкатулки.

Собрав, все спички и произнеся заклинания, к фокуснику вернулось волшебство!

Слайд 20

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, я не забываю о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Я не стремлюсь к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Я убеждена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательной активности, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Слайд 21

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

prezentacija-dlja-mo_rab0q.pptx | 11973,16 Кб
 
Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников»Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников» Уважаемые коллеги! В рамках проекта "Посткроссинг на МААМ" мои ребята впервые узнали о писателе Павле Петровиче Бажове. Оксана Николаевна.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольниковМакеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Фотоотчет о проекте «Региональный компонент как одно из условий развития познавательной активности старших дошкольников»Фотоотчет о проекте «Региональный компонент как одно из условий развития познавательной активности старших дошкольников» Одной из задач патриотического воспитания нашей образовательной программы является приобщение дошкольников к традициям родного края путём.

Экспериментирование как средство развития познавательной активностиЭкспериментирование как средство развития познавательной активности Экспериментирование как средство развития познавательной активности Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников в игровой деятельности
Опубликовано: 16 декабря 2021 в 20:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД