Юлия Нумцова
Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Разметелевская средняя общеобразовательная школа»
Учреждение №3 (дошкольное отделение)
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников в игровой деятельности»
Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории: Нумцова Юлия Сергеевна
2021г.
Слайд 2
Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников в игровой деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольники – прирожденные исследователи. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Информация об окружающем мире усваивается прочно и надолго в том случае, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.
Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательной активности.
Слайд 3
Основной особенностью познавательно-исследовательской деятельности в детском саду считается организация экспериментирования в игровой форме. Так как в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, то и детское экспериментирование должно содержать элементы игры. Так детям легче усваивать даже сложные понятия. Если начинать с длительных объяснений, пусть даже с наглядными материалами, ребенок может отвергнуть данный вид деятельности. Следует, заинтересовать детей экспериментированием и тогда они будут возвращаться к такому роду деятельности снова и снова. И даже смогут выстраивать свои личные исследования и опыты.
Слайд 4
Для развития познавательной активности у детей я использую следующие формы организации деятельности :
- Специально организованная образовательная деятельность;
- Совместная деятельность педагога с детьми;
- Самостоятельная деятельность детей.
Слайд 5
Для эффективной организации данных видов деятельности в нашей группе создан центр экспериментирования, который постоянно обновляется.
Слайд 6
Основным оборудованием в центре являются: приборы-помощники, разнообразные сосуды из различных материалов, природный материал, утилизированный материал, разные виды бумаги.
Слайд 7
Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда, приобретена для детей форма лаборанта. Данные атрибуты активно используются детьми в сюжетно-ролевой игре «Лаборатория»
Слайд 8
Для закрепления и систематизации знаний детей в группе подобрана детская познавательная литература по ознакомлению детей с живой, неживой природой. В уголке размещены дидактические игры, разнообразные карты, атласы, глобус - что позволяет детям путешествовать.
Слайд 9
В группе открыт мини музей коллекций, где дети размещают собранные ими различные коллекции. (шишек, ракушек, пуговиц, камней).Тематика коллекций зависит от интересов детей.
Слайд 10,11
Предлагаю рассмотреть несколько примеров экспериментирования в игровой форме, которые я использую в своей работе с детьми.
Игры – эксперименты
Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметами на основе заданного воспитателем сюжета. Такие игры направлены на изучение свойств знакомых детям объектов неживой природы.
Игры – эксперименты можно включать, как и в специально-образовательную деятельность, так и в режимные моменты. Началом таких игр может служить проблемная ситуация или проблемный вопрос, возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях.
Далее следует подвести детей к постановки цели (что нужно сделать) и выдвижению гипотез (как, с помощью чего, что получается). Реализовать предположения в действии и сформулировать выводы.
В процессе игр – экспериментов у детей развивается познавательная, исследовательская активность, формируется умение устанавливать причинно – следственные связи, делать умозаключения, выводы, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.
Например, игра "Цветовая симфония», была проведена с целью подвести детей к понимаю того, что акриловые или пищевые краски растворяются в воде. Но, плохо растворяются в молоке, которое содержит много жира. Жир хорошо растворяется жидким мылом.
В итоге игры - эксперимента «Живые цветы», дети пришли к выводу, что бумага впитывает в себя воду и лепестки под тяжестью воды раскрываются и ложатся на поверхность воды.
Цель игры «Заговор воды» подвести детей к правильному ответу: вода смешалась с красками, которая была нанесена на внутреннюю сторону крышки. Открою секрет фокуса, я заранее покрасила крышку краской.
После проведения эксперимента «Послушный ключик», дети пришли к правильному ответу: вода смешалась с красками, которая была нанесена на внутреннюю сторону крышки.
Еще одним примером организации экспериментирования в игровой форме являются игры-путешествия.
Слайд 12
Игры – путешествия
Путешествия эффективны при ознакомлении детей старшего возраста с физическими процессами в мире неживой природы, со свойствами веществ. Они позволяют детям «погрузиться» в интересный для них мир, узнать новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт. В форме путешествий дети учатся выражать свое отношение к происходящему, погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в «путешественников», «капельку воды», «огонёк», «песчинку» и т. д.
Дети подготовительной группы вместе с педагогами совершили путешествие на вулкан.
Чтобы вовлечь детей в деятельность использовался прием : моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации.
В детский сад пришла посылка с картинками, на которых изображены природные явления, в том числе и извержение вулкана, а также письмо от научных исследователей, в котором они приглашают детей совершить путешествие на вулкан и познакомиться с ним.
Дети, изучив карту, выяснили, что в нашей местности нет гор и вулканов, а ближайший находится на острове Камчатка.
Построив самолет из геометрических фигур, дети «полетели» на остров. По пути с помощью презентации они познакомились с понятием «вулкан», узнали о происхождении и строении вулканов, об их пользе и вреде.
По прибытию детей на место их встретил экскурсовод (психолог детского сада). Выполняя задания, в процессе которых, дети познакомились с понятиями пемза, магма, прослушали легенду о старом вулкане, подошли к пещерной лаборатории. Где превратились в волшебников и попытались разбудить спящие вулканы. И конечно же им это удалось. Старый вулкан оказался добрым и вместо лавы изверг конфеты. Подведя итоги, дети отправились обратно в детский сад.
Слайд 16
Аналогично нами была проведено путешествие в прошлое карандаша.
На мой взгляд одна из наиболее интересных игровых форм представления детям целостной картины мира, это- игры – путешествия в прошлое различных вещей.
Ребенку важно интересоваться причинно-следственными связями и экспериментировать. Для этого необходимо способствовать познавательному развитию, представление об историческом времени – от прошлого к настоящему. Отправным моментом исследования могут быть как реальные события, так смоделированные.
Мы побывали путешественниками - исследователями и окунулись в прошлое карандаша, где познакомились с его различными видами, качествами и свойствами, историей его появления.
Слад 17,18,19
Квест-игра
Следующей формой организации экспериментирования в игровой форме является квест-игра.
Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету, это путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Вашему вниманию представляется квест-игра «Помоги фокуснику».
Проблемная ситуация: фокусник хотел показать фокусы, но у него не получилось. Дети нашли письмо от колдуна, который заколдовал фокусника и спрятал 5 волшебных спичек. Спички найти можно, выполнив задание и открыв шкатулку с найденной цифрой. Собрав 5 спичек и произнеся заклинание, к фокуснику вернется дар.
Дети выполняя различные опыты находили цифру – подсказку и открывали нужные шкатулки.
Собрав, все спички и произнеся заклинания, к фокуснику вернулось волшебство!
Слайд 20
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, я не забываю о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Я не стремлюсь к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Я убеждена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательной активности, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Слайд 21
Спасибо за внимание!