Занятие по интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Воздух-невидимка»

Анастасия Сергеева
Занятие по интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Воздух-невидимка»

Конспект

интегрированной непосредственно образовательной деятельности по

познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

«Воздух-невидимка»

Программные задачи:

1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха (имеет вес, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, обладает силой) и способами их обнаружения;

2. Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы;

3. Закреплять знания о способах получения информации, навыки работы по схеме при конструировании вертушки из бумаги;

4. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Активизация словаря: воздух, лёгкий, прозрачный, бесцветный, без запаха, охлаждается, нагревается, заполняет, внутри, исследователь, лаборатория.

Обогащение словаря: расширяется, сжимается, вес, аэростат, сила.

Материал:

• Карточки-модели «Свойства воздуха», «Методы исследования»

• Большие игрушечные весы, 2 пары одинаковых надутых шариков (одна пара маленького размера, вторая большого)

• 2 тазика для горячей и холодной воды (наполненные на половину, 2 термоса (с горячей водой и льдом, пластиковая бутылка, шарик

• 4 больших надутых шара (завязанные прищепками, 4 трубочки для коктейля, 4 верёвки по 4-5 метров (верёвки продеты в трубочки, трубочки приклеены скотчем к шарикам вдоль)

• Деревянные палочки с гвоздиками, выкройки вертушек, схема изготовления

• Картинки (парашют, мыльные пузыри, шарик, мяч, свисток, воздушный змей, аэростат, парусник, дудочка, свистулька, фен, пылесос, бумажный самолётик, вертушки, мельница, насос, обруч для д/и «Что с воздухом дружит

• Большой конверт, письмо, чертёж аэростата

• Наклейки для детей

Предварительная работа:

• Чтение рассказов о Незнайке Н. Носова

• Наблюдения за воздухом и ветром на прогулке

• Игры и опыты с воздухом

• Рисование в нетрадиционной технике «кляксография» (раздувание красок воздухом через трубочку)

• Беседа «Как мы дышим»

Ход:

- Ребята, жители Цветочного города конструируют новый летательный аппарат. Он называется аэростат. Знайка прислал его чертёж и просит нас исследовать свойства воздуха, которые помогут аэростату хорошо летать. Где можно узнать о воздухе? (спросить у специалиста, позвонить, прочитать в книге, посмотреть передачу по телевизору, найти в интернете, понаблюдать, провести опыт или эксперимент).

- А где мы с вами проводим исследования – опыты и эксперименты? (в научной лаборатории). Я приглашаю вас в нашу лабораторию.

- Мы уже проводили некоторые исследования с воздухом. Вспомнить свойства воздуха вам помогут карточки-модели. Выберите карточку и назовите свойство воздуха (по моделям дети рассказывают о свойствах воздуха: без цвета, без запаха, есть везде вокруг нас, есть в нас и в разных предметах, у воздуха нет формы, он заполняет предметы и принимает их форму, воздух легче воды). Замечательно!

- Сегодня в нашей лаборатории мы продолжим исследования воздуха с помощью опытов. Всё, что мы увидим и узнаем, будем обозначать с помощью картинок.

Напомните мне правила работы в лаборатории (правило тишины, правило внимания, прежде чем сказать поднять руку, нельзя перебивать товарища, отвечать, делать выводы полным предложением, чётко).

- Для проведения первого опыта я предлагаю вам подойти к столу. Нам нужно узнать, имеет ли воздух вес. Посмотрите и назовите, что я приготовила для проведения этого опыта (дети называют предметы, находящиеся на столе). Мне нужны два помощника.

- Как вы думаете, что внутри каждого шарика? (воздух).

- Проверим - сдуйте один шарик, направив струю воздуха на ладонь. Что вы почувствовали? (прохладный ветерок – это поток воздуха)

-В каком шарике теперь воздуха больше! (в надутом шарике воздуха больше).

-Положите оба шарика на весы и внимательно посмотрите. Расскажите, что произошло? (надутый шарик перевесил сдутый). Почему? (он тяжелее, внутри него много воздуха, а в сдутом шарике очень мало).

- Проверьте с помощью других шариков (надутый шар снова перевесил сдутый). Что мы делали? (взвешивали воздух в шариках). И что увидели? воздуха есть вес, его можно взвесить – показ модели). Отлично!

- Переходим ко второму опыту!

- Вспомните, каким воздухом Знайка и его друзья наполняли воздушный шар, тёплым или холодным? Почему? (тёплый воздух легче холодного – показ модели).

- Для чего Знайка использовал это свойства воздуха? (чтобы воздушный шар поднимался вверх).

Сейчас мы проверим, правда ли это и что происходит с воздухом, когда он нагревается и охлаждается (дети рассаживаются на стульчики вокруг стола).

- Для этого добавим в один тазик горячей воды, а в другой добавим лёд. Назовите, что вы видите на столе? (дети перечисляют предметы, приготовленные для опыта). В этом опыте мне нужна помощь одного из вас (приглашаю ребенка).

- Что внутри пластиковой бутылки? (воздух). Нужно надеть на горлышко воздушный шарик. В какую воду нужно опустить бутылку, чтобы охладить в ней воздух? Опускай (ребенок выполняет действие).

- Что происходит с бутылкой? (сжимается). А с шариком? (весь сжался) Почему сжимаются бутылка и шарик? (Бутылка сжалась, потому что сжался воздух). (спросить 2-3 детей).

- Теперь я опущу бутылку в горячую воду. Что происходит? (бутылка расправляется, шарик надувается).

- Что происходит с воздухом от горячей воды? (Воздух нагревается). Почему надулся шарик? (потому что воздух расширился). А почему он расширился? (потому что нагрелся). Давайте снова опустим бутылку в холодную воду. Что произошло? (шарик сдулся).

- Что мы теперь знаем? (Когда воздух нагревается, он расширяется, а когда охлаждается, сжимается – показ модели).

- А как это свойство поможет Знайке? (чтобы аэростат мог подняться вверх и, если надо, опуститься вниз к земле – показ модели).

- Это очень полезное свойство. Обязательно сообщим о нём Знайке. Какие замечательные у меня сегодня исследователи! Впереди у нас ещё один опыт с воздухом!

- Как вы думаете, ребята, кто или что сильнее всех на свете?

Сейчас мы с вами проверим, есть ли у воздуха сила? Проведём этот опыт в парах. Нам понадобиться помощь наших гостей. Возьмите концы верёвок, которые находятся около Вас. Другие у моих исследователей. Натяните верёвки. Для этого опыта мы взяли большие шары. Чем наполнен каждый шар? (воздухом).

-Снимите прищепки с шариков? Что произошло? (шарики быстро полетели по верёвке). - Почему шарики полетели? (воздух выходит из шарика и толкает его вперёд).

- Какой вывод сделаем? воздуха есть сила).

- Как это свойство воздуха может использовать наш друг Знайка? (дети рассуждают).

Вы замечательные исследователи и помощники. Предлагаю поиграть (дети садятся на коврике вокруг обруча с картинками).

- Для чего человеку нужен воздух? (для дыхания). И не только. Вокруг нас много предметов, которые тоже дружат с воздухом. Найдите эти предметы в обруче, и объясните, как они с ним «дружат» (дети выбирают картинку и объясняют взаимосвязь этого предмета с воздухом).

- Умнички! Вы всё замечательно рассказали! Я вижу, вы немного устали, давайте, отдохнём!

ФИЗМИНУТКА

С воздухом очень дружит мельница. Давайте её покажем.

Ветер дует, завывает,

Нашу мельницу вращает (вдох, наклон вперёд, выдох, руки в стороны).

1 - 2 – 3 – 4, завертелась, закружилась (повороты).

А теперь насос включаем (руки на пояс,

Воду из реки качаем.

Влево – раз, вправо – два (вдох - выдох,

Потекла ручьём вода (плавные движения руками перед собой).

1 – 2 – 3 – 4, будет полита земля (наклоны влево - вправо).

- Я знаю, что вы у нас очень любите мастерить. Винтик и Шпунтик прислали вам в подарок новую идею. Схему, как сконструировать вертушку. Я приглашаю вас в лабораторию Умелых ручек. Проходите за стол. Сядьте правильно, красиво! Посмотрите внимательно на схему, теперь на модель. Кто догадался, что нужно сделать, чтобы получилась вертушка? (выслушать одного ребёнка, при необходимости пояснить этапы на схеме, индивидуальная помощь).

- Что нужно, чтобы вертушка крутилась? (подуть на неё).

- А чтобы сильнее крутилась? (дуть сильнее).

- Где мы можем её использовать, для чего? (на прогулке измерять силу ветра).

- Молодцы, вы всё сделали правильно, ваши вертушки работают, и помогает им в этом воздух-невидимка. Назовите еще раз все, что вы знаете о воздухе (дети берут карточки, называют свойства воздуха).

- Ребята, наше исследование подошло к концу. Кем мы с вами сегодня были? Что делали? Что изучали? Что узнали нового? Что понравилось? Что было трудно? Что было особенно интересно? Что хотелось бы повторить?

- Вы меня очень порадовали, потому, что были великолепными помощниками, внимательными, очень старались, были настоящими исследователями. За что вам хотелось бы похвалить себя и товарищей? (дети говорят, педагог приклеивает наклейки).

Спасибо вам ребята! Впереди у нас с вами ещё много интересного!

Публикации по теме:

Фотоотчёт об итоговой НОД по познавательному развитию «Воздух-невидимка» в средней группеФотоотчёт об итоговой НОД по познавательному развитию «Воздух-невидимка» в средней группе Цель:Развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе проведения элементарных опытов с воздухом. Задачи:Развивать.

Конспект интегрированной НООД «Воздух-невидимка» Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе. Интеграция образовательных областей:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух-волшебник» Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух-волшебник» Программное содержание:.

Конспект непосредсвенно-образовательной деятельности для средней группы «Воздух –невидимка» .

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Занятие по интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Воздух-невидимка»
Опубликовано: 23 сентября 2019 в 02:28
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Мастер-класс «Панно «Три кота, два хвоста» из камушков
Данный мастер -класс предназначается для сстарших дошкольников и совместного творчества родителей и детей. Нам понадобится: камушки нужной формы,...
Отчёт о проведении мастер-класса для родителей и детей «Наша ромашка»
Отчёт о проведении мастер - класса для родителей и детей " Наша ромашка " . Возраст : вторая младшая группа . Участники : дети , родители , педагоги...
План проведения тематического дня «Слуцкий пояс — символ Беларуси» в старшей группе
В каждой стране есть предметы, которые свято почитаются ее жителями. Такие вещи являются реликвиями. Одна из национальных реликвий белорусов - знаменитые на...