Эльфера Маликова
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему «Звук (ч) и буква Чч»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук (ч) и буква Чч.
Цель: Уточнить артикуляцию звука (ч); упражнять в умении изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Учить заканчивать слово одним звуком или слогом.
Образовательные задачи: ознакомить с буквой Чч; закреплять образы букв. ; закрепить навык употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов –чик-, -чек-, чок.
Развивающие задачи: развитие речи; мелкой и общей моторики; слухового внимания.
Воспитательные задачи: Воспитывать усидчивость, внимание, навыки самоконтроля, самостоятельность.
Ход занятия.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему „Звук (ч) и буква Чч“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Организационный момент.
Ребята, к нам в гости на поезде приехал кое – кто, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать. (слайд 2)
Может плавать в океане,
Может ползать по саванне,
Панцирь в клетку, как рубаха…
Кто же это? … (черепаха! (слайд 3)
Воспитатель: Правильно, это черепаха. У неё есть любимая скороговорка. Ребята, послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней. (слайд 4)
«Черепаха не скучая,
час сидит за чаем»
Дети: Чаще всего слышится звук (ч).
Воспитатель: Правильно, ребята. Как вы думаете, какой у неё самый любимый звук? (ч)
Черепаха хочет рассказать об этом звуке: какой характер у этого звука, какой буквой его обозначают, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры.
Станция «Игровая»
Воспитатель: А давайте поиграем с этим звуком, ведь он так красиво звучит, послушайте как: ч-ч-ч. Давайте вместе произнесем: ч-ч-ч.
-С помощью какого предмета можно узнать, который час? (часы)
-Как называется книга Джанни Родари о приключениях храброго мальчика-луковки? (Чиполлино)
- как человек чихает? [ пчхи, пчхи ]
-Как поют ножницы? (чик-чик-чик)
- Как поезд едет? [ чух, чух, чух ]
Станция «Звуковая»
Воспитатель: - Кто может сказать нашей гостье - какой звук [Ч]? (слайд 5)
Воспитатель: Звук (ч) можно пропеть?
Дети: Звук (ч) нельзя пропеть. Он согласный. Произносить этот звук нам помогают губы (они округлены) и язык.
Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук (ч). Наше горлышко спит или работает?
Дети: Горлышко спит.
Воспитатель: Если горлышко спит, значит звук (ч) какой?
Дети: Звук (ч) глухой.
Воспитатель: Молодцы, все правильно. А еще звук (ч) всегда мягкий.
Ребята, давайте дадим полную характеристику звука (ч).
Вывод: Звук (ч) –согласный, глухой, всегда мягкий.
Воспитатель: Ребята, предлагаю выполнить артикуляционное упражнение (слайд 6)
Ча-ча-ча-ча, - на столе горит свеча.
Чо-чо-чо-чо, - ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу-чу, - я подую на свечу.
Чи-чи-чи-чи, - пламя сдую у свечи.
Воспитатель: А теперь попробуем изобразить чашку (слайд 7)
Станция «Угадай-ка»
Воспитатель: Помогите нашей гостье выбрать правильный ответ. Д/и «Четвертый лишний». (слайд 8-10)
Необходимо выбрать предметы, в названии которых нет звука (ч).
(ключ, машина, очки, мяч, бочка, стол, пчела, чайник, часы, бабочка, Чебурашка, трамвай).
Воспитатель: Отлично вы справились с заданием. А какие слова вы сможете придумать со звуком (ч).
Дети называют слова.
Станция «Физкультурная»
– Хорошо вы придумываете слова. Давайте отдохнем немного.
Физкультминутка «Посуда» (речь с движением) (слайд 11)
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. (сделать большой круг)
Станция «Ласковая»
Воспитатель: Помогите нашей гостье назвать ласково следующие слова. Д/ игра «Скажи ласково» (слайд 12)
(стул, замок, шнурок, узелок, носок, блин, диван, батон, знак, внук, бак, крюк; птица)
Воспитатель: Молодцы, ребята. У нас есть ещё одно задание. Д/и «Закончи слово» (слайд 13)
Червяк, черешня, черепаха.
Часы, чайник, чашка.
Воспитатель: Все справились с заданием. Как наша гостья довольна вами!
Воспитатель: Сравните звук ч и букву ч. Дети вы помните с каким звуком мы сегодня познакомились? А вы знаете какой буквой обозначается звук (ч) на письме? Ребята, звук (ч) обозначается буквой Ч.
(Показ буквы ч. Прописать в воздухе.)
Воспитатель: ребята, кто уже знакомы с буквой Ч, помогите нам ее изобразить. Как можно ее изобразить? (нарисовать, выложить из фишек, счетных палочек, семян) Дети букву Ч выкладывают из предложенных предметов. (слайд 14)
Рефлексия.
Воспитатель: Что мы сегодня делали? Кто у нас в гостях побывал? Какие задания вам понравились больше?
Вы - умнички, говорили уверенно, отвечали правильно, полными предложениями.