МААМ-картинки

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»

Татьяна Новгородова
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте

Тема: «Звуки [л], [л’]. Буква Л».

Возрастная группа : старшая группа.

Воспитатель: Новгородова Татьяна Владимировна.

Форма НОД: познавательная.

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Публикация «Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте „Звуки [Л], [Л’], Буква „Л“» размещена в разделах

Учебно-методический комплект: примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой.

Средства:

наглядные: кукла Мила, картинки для определения количества слогов в слове, домики с одним, двумя и тремя окнами;

раздаточные: зеркала, счетные палочки, бархатная бумага и нитка, круги синего и зеленого цвета, карточки для определения места звука в слове и фишки, буквы, коробочки с кружками красного, синего и зеленого цветов для выполнения звукового анализа слова;

мультимедийные: презентация.

Методы обучения : наглядные, словесные, практические.

Цель: продолжать знакомить детей со звуками [л], [л’], буквой Л.

Задачи образовательной программы

Образовательные:

- закреплять представления о правильной артикуляции звуков [л], [л’];

- учить давать характеристику звукам [л], [л’];

- учить различать звуки по твердости-мягкости;

- учить определять место звука в слове, количество слогов в слове;

- учить выполнять звуковой анализ слова СТОЛ;

- учить составлять предложения по схеме.

Развивающие:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата;

- развивать мелкую моторику через выкладывание буквы Л;

- развивать плавный, длительный вдох и выдох через дыхательную гимнастику;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать память, внимание, мышление, речь.

Воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, помогать друг другу в случае необходимости;

- воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

- оказывать помощь детям, испытывающим трудности при выполнении заданий.

Ход занятия

1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Сегодня я пришла не одна. Вместе со мной пришла кукла Мила. Ей в этом году предстоит пойти в школу. Но перед школой Мила хочет многому научиться, поэтому пришла к вам. Ребята, поможем Миле подготовиться к школе?

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика

- Как всегда, начнем наше занятие с зарядки для язычка.

Возьмите зеркала. Покажем Миле, как нужно выполнять упражнения:

Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты и видны.

Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Качели. Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубки. Челюсть не двигается.

Индюк. Улыбнуться, открыть рот, показать зубки. Положить язык на верхнюю губу и передний край языка загнуть вверх. Совершать движения языком вперёд – назад, произнося «бл-бл-бл».

Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Пароход гудит. Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы».

- Выполним дыхательную гимнастику «Цветок» :

На лугу расцвел цветок, ты не рви его, дружок.

3. Объявление темя занятия

- Ребята, вы, конечно же, догадались, что у нас сегодня занятие по обучению грамоте, а о каком звуке пойдет речь, вы узнаете чуть позже.

- Давайте сначала расскажем Миле, на какие две группы делятся все звуки.

- Какие звуки мы называем гласными?

- А какие – согласными?

- Какими бывают согласные звуки?

- Итак, чтобы узнать, о каком звуке мы сегодня будем говорить, вам нужно разгадать загадки.

1. Дом – стеклянный пузырек, и живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется – ярким пламенем зажжется (лампочка). (Слайд 2)

2. Она под крышами живет, гнездо своё из глины вьет. Целый день суетится, на землю не садится, высоко в облаках летает, мошек на лету поедает. В черном фраке лапочка, а зовется? … (ласточка). (Слайд 2)

3. Я вырос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слёз доведу (лук). (Слайд 4)

4. Сама не ест, а людей кормит (ложка). (Слайд 5)

- С какого звука начинаются слова?

- Со звука «л».

- О каком звуке мы сегодня будем говорить?

- Верно, сегодня на занятии мы вспомним все, что уже знаем про звук Л и познакомим с этим звуком нашу гостью. (Слайд 6)

4. Анализ артикуляции звука, его характеристика

- Посмотрите внимательно, как я произношу звук «л».

Педагог произносит звук «л».

- А теперь вы произнесите звук «л».

Дети произносят, педагог следит за правильностью произношения.

- Скажите, что делают губы, зубы и язык, когда мы произносим звук Л?

Дети рассказывают об артикуляции звука Л. (Слайд 7)

- Звук Л какой, гласный или согласный?

- Почему?

- Звук Л звонкий или глухой? (Слайд 8)

- Какими еще бывают согласные звуки?

- Звук Л может быть твердым? Может быть мягким?

- Произнесите звук Л мягко (твердо).

5. Формирование фонематического слуха

- Скажите Миле, каким цветом обозначается твердый согласный звук, а каким – мягкий согласный.

- Я буду произносить слоги, вы должны поднять кружок синего или зеленого цвета. Слоги: ла, ло, ли, лу, ле, ля, лы, ял, ил, лэ, ал. (Слайд 9)

6. Развитие высших психических функций

Дидактическая игра «Какая буква лишняя

- Ребята, а теперь проверим, кто из вас самый внимательный. Посмотрите на экран и скажите, какая буква лишняя? На слайде дети видят буквы М, Н, Л, А, Р. (Слайд 10, 11)

7. Пальчиковая гимнастика (выкладывание буквы)

- А теперь покажем Миле, как можно разными способами выложить букву Л.

- Покажите букву Л с помощью пальчиков.

- Выложите букву Л из счетных палочек.

- С помощью нитки выложите букву Л на бархатной бумаге.

8. Формирование фонематического восприятия

1. Определение места звука в слове.

- Я буду называть слова, а вы должны показать, используя карточку и фишку, в каком месте находится звук в слове. Слова: стол, лампа, молоко, халат, лак, бокал, лошадь, пенал, малыш.

2. Определение количества слогов в словах.

- На столе лежат картинки. На доске домики с одним, двумя и тремя окнами. Вам нужно взять одну картинку, посчитать количество слогов в слове, прикрепить на доску. Картинки, в названии которых один слог, под домиком с одним окном, с двумя слогами – под домик с двумя окнами, с тремя слогами – под домик с тремя окнами.

3. Звуковой анализ слова

- У вас на столе лежат буквы. Составьте из них слово.

Загадка:

Час обеденный пришёл – ждёт семью наш круглый…СТОЛ. (Слайд 12)

- Выложите слово СТОЛ из букв. (Слайд 13)

- Сколько слогов в слове стол?

- Значит, сколько гласных букв в слове? Какая это буква? Кружком какого цвета ее обозначим? (Слайд 14)

- Остальные буквы какие? Гласные или согласные? Твердые или мягкие? Кружками какого цвета их обозначим? (Слайд 15)

4. Составление предложения по схеме со словом СТОЛ. (Слайд 16)

- Ребята, расскажите нашей гостье, что это такое? Схема предложения.

- Сколько слов в предложении?

- Что означает вертикальная черта у первого слова?

- Что означает точка?

- Составьте предложение по схеме.

9. Итог

- О каком звуке мы сегодня говорили?

- Звук Л какой? Гласный или согласный.

- Твердый или мягкий?

- Звонкий или глухой?

- Скажите, какие задания вам было легко выполнить? При выполнении каких заданий вы испытывали трудности?

10. Оценка работы детей

- Ребята, вы молодцы! Мила сегодня много узнала про звук Л, ей очень понравилось, как вы работали. Думаю, она еще придет к вам в гости.

- До свидания!

Прикреплённые файлы:

zvuki-l-l-bukva-l_tonkb.pptx | 903,92 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа)Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа) Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: -Уточнить произношение звуков [б] и [бь]. -Дифференцировать звуки [б] и [бь]. -Упражнять детей в звуковом анализе.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа)Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа) Цель: познакомить детей с буквой П, и звуками [п] и [п’]. Задачи: формировать умение и желание активно участвовать во время занятия, отвечать,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [М], [М’]. Буква «М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Дети сидят полукругом на ковре. 1. Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости кто-то пришел. Отгадайте загадку:.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений»Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений» Тема: «Звуки Х - ХЬ. Буква Х. Чтение слогов, слов и предложений» для старшей группы Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа,.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»
Опубликовано: 10 октября 2022 в 19:21
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД