Получи документы

Занятие в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [ж]-[ш]»

Людмила Коробицына
Занятие в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [ж]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие в старшей группе на тему

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»

Задачи: Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах. Совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание, работать над ритмом.

Публикация «Занятие в старшей группе „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [ж]-[ш]“» размещена в разделах

Развивать фонематический слух, логическое мышление, мелкую моторику.

Воспитывать уважительное отношение к друзьям и дружеские чувства, любовь к животным.

Материалы:

Игрушки жука и змеи, мяч, предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах, презентация к заданию «Повтори чистоговорки» и «Артикуляционная гимнастика», звуковые дорожки,фломастеры.

Приемы и методы: загадки, мотивация предстоящей деятельности, игра, практический прием (физкультминутка, артикуляционная гимнастика, звуковые дорожки, наглядный (картинки и презентация, метод контроля.

Ход занятия:

1. Орг. момент

-Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, посмотреть на вас, какие вы у меня большие, умные и трудолюбивые. Давайте с ними поздороваемся. (дети садятся полукругом)

-Сегодня мы будем учиться правильно говорить.

(дети вместе)

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

-О чем это стихотворение?

- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.

-Ребята, сегодня к нам еще гости пришли, а кто пришёл вы узнаете, отгадав загадки.

- Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК (игрушка)

- Правильно ребята, это жук, а зовут его Жак.

А давайте пожужжим как жук. (ж-ж-ж)

-А сейчас встретим другого гостя.

-Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я,

Потому что Я - (ЗМЕЯ) (игрушка)

-Молодцы, это змея. Зовут её змейка Шуша.

-Как шипит змея? (шшш)

-Жук Жак жужжит, змейка Шуша шипит, ребята кто догадался, с какими звуками мы будем играть сегодня? (Ж-Ш).

-Сегодня мы будем различать звуки ш-ж, правильно и чётко их произносить.

2. Основной этап

1) Дидактическая игра «Поймай звук»

Дети встают в круг

- Какой звук слышится в песенке жука? (ж-ж-ж)

- В песенке змеи? (ш-ш-ш)

-Сейчас я буду называть разные звуки, если услышите звук – ж, хлопайте в ладоши (как будто ловите жука) ,а если звук –ш, топайте ногами (как будто отгоняете змею)

К,п,ш,л,ф,ж,н,ш,д,ж,м,р,ш,т,ж…

2)-Ребята, а вам не кажется, что наши гости чем-то расстроены, по- моему они поссорились.

Жук Жак: -Да, мы в ссоре. Шуша говорит, что она главнее, потому что она шипит, и её звук «Ш» главный, а я говорю, что главнее звук «Ж» и лучше жужжать чем шипеть.

- Я думаю, что вам не стоит ссориться из-за того кто главный, ведь в русском языке все звуки важны и нужны. Мы с ребятами докажем вам, что и звук «Ш» и звук «Ж» необходимы в речи.

-Для начала вспомним, что нам помогает произносить звуки (губы,зубы,язык)

-Давайте споем песенку змеи. Что делают губы, зубы и язык. (губы как бублик, между зубами небольшая щелочка, язык поднимается к верху чашечкой, а посередине языка идет теплая, широкая струя воздуха)

- Споем песенку жука. Что делают губы, зубы и язык. (губы как бублик, между зубами небольшая щелочка, язык поднимается к верху чашечкой, а посередине языка идет теплая, широкая струя воздуха, работает горлышко-звенит)

-Молодцы ребята! Чтобы нам легче было играть со звуками, сначала предлагаю выполнить зарядку для наших язычков.

Артикуляционная гимнастика.

(под счет до 5сек. 3раза)

C Шушей и Жаком вместе

Не будем мы сидеть на месте

Упражнения выполняем

Язычок поразминаем.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем. 1,2,3,4,5 «заборчик» можно убирать

Бублик мы изобразили-

Плавно губы округлили. 1,2,3,4,5 «бублик» можно убирать

Язычок наш как лопатка-

Закругленный, плоский, гладкий. 1,2,3,4,5 «лопатку» можно убирать

-Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки. А теперь давайте поиграем.

3)–Дети, вы любите играть в мяч, а стихи?

«Добавь слово»(с мячом)

-Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавив слово, которое подходит. Отвечать будет тот, кому я кину мяч.

1. И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по… (животикам).

-Чья песенка слышится в этом слове?

-Спой песенку жука.

2. И беседовал с ужами, заяц хлопая (ушами)

-Чья песенка слышится в этом слове?

-Спой песенку змеи.

3. Как на тоненький ледок выпал беленький (снежок)

-Чья песенка слышится в этом слове?

-Спой песенку жука.

4. Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на… (машине).

-Чья песенка слышится в этом слове?

-Спой песенку змеи.

–Жук Жак услышал свою песенку и захотел спеть ее с вами и поиграть.

Физминутка

На лужайке, на ромашке Руки на поясе, повороты в стороны

Жук сидел в цветной рубашке Приседание руки на пояс.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу хлопки

Тихо по ветру качаюсь, Движения по тексту.

Низко - низко наклоняюсь.

4) «Собери друзей»

Ребята, как вы думаете, много ли слов со звуками ж и ш? Жак и Шуша принесли с собой любимые картинки. В названии одних есть песенка жука, в названии других- песенка змеи. Но эти картинки случайно перепутались. Помогите их разделить на две группы.

-Если в названии предмета слышна песенка жука-значит это картинка жука и вы отдаете ее ему, если песенка змеи- змее. (показываю пример)

5)Игра на развитие логического мышления «Четвертый лишний»

Детям выставляется на полотно четыре картинки, в названии которых есть [Ж] [Ш]: шуба шапка шарф ежик. Дети должны выделить лишнюю картинку (ежик - это животное, шуба, шапка, шарф – одежда)

6)- Вы хорошо справились с заданием, мне кажется, змейка и жук уже почти помирились, сдружить их помогут веселые чистоговорки.

ДИ «Повтори чистоговорки».

-Сначала я произнесу чистоговорку, потом вы повторите ее четко и громко. (Презентация)

Ша-Ша-Ша наша Маша хороша (хором, прохлапывая, шепотом)

Жи-Жи-Жи у меня ножи (хором, только девочки, только мальчики)

Шу-Шу-Шу шубу я ношу (хором, мальчики начинают, девочки заканчивают)

Же-Же-Же -эта песня о еже (хором, индивидуально 2 чел)

Жок-Жок-Жок скушай вкусный пирожок (хором, грустно, радостно)

7) Упражнения на развитие моторики «Звуковые дорожки»

На столах звуковые дорожки, давайте еще раз споем песенки жука и змеи, но теперь поработают и наши пальчики. (дети обводят дорожки и поют песенки). Совместное рассматривание работ.

3. Итог

-Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Посмотрите наши гости Жук Жак и змейка Шуша улыбаются, они помирились. Мы с вами доказали им, что и звук «Ж» и звук «Ш» важны и нужны в речи.

-Давайте еще раз споем песенку жука. Как летит жук. Споем песенку змеи, как ползет змея.

-Что больше всего вам сегодня понравилось?

-Я думаю, что Жак и Шуша никогда не будут ругаться и спорить, кто главнее. Они даже решили целый день провести с вами и немного поиграть.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук [М]» во второй младшей группеКонспект НОД «Звуковая культура речи. Звук [М]» во второй младшей группе Цель: Упражнять в четком и правильном произношении звуков «М» и «Мь». Задачи: Обучающие: Закреплять умение правильно произносить звуки «м».

Конспект ООД «Звуковая культура речи «Звук А» в младшей группе Конспект организованно – образовательной деятельности. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. «Звук А» (младшая группа) Цель:Закрепление звука «а»; упражнять.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Пособие «Звуковая культура речи»Пособие «Звуковая культура речи» Пособие для развития звуковой культуры речи. По трафарету вырезаю буквы на букве рисую картинки на этот звук. Буквы вырезаю из картона.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [ж]-[ш]»
Опубликовано: 11 октября 2021 в 13:51
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [ж]-[ш]»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Коробицына (УИ 450659) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД