Папки-передвижки

Знакомство с многозначными словами  как средство формирования словарного запаса у детей с ОНР

Светлана Бушуева
Знакомство с многозначными словами  как средство формирования словарного запаса у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Знакомство с многозначными словами – как средство формирования словарного запаса у детей с ОНР

Бушуева С. В.

Учитель-логопед МБДОУ № 168, г. Кемерово, Кемеровская область

Одна из важнейших задач в обучении детей – развитие и обогащение словарного запаса. Богатый словарный запас поможет ребенку легко отвечать на вопросы, активно выражать свои мысли в беседе, ярко проявлять себя в литературном творчестве.

Публикация «Знакомство с многозначными словами  как средство формирования словарного запаса у детей с ОНР» размещена в разделах

Одним из важных факторов подготовки к школьному обучению является своевременное развитие словаря ребенка. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей, и именно достаточный словарный запас способствует полноценному общению, формированию познавательных процессов, позволяет успешно овладеть знаниями. Поэтому развитие словаря у детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач. Целесообразно привлекать внимание дошкольников к слову. Подбор слов с противоположным значением (антонимов, слов с похожим значением (синонимов) существенно расширяет детский словарь, т. е. развивает смысловую сторону речи. (Ф. Н. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина и др.).

Своеобразие развития словарного запаса при различных речевых нарушениях показано в исслдованиях: М. В. Богданова – Березовского (1909); Н. Н. Трауготт (1940); Р. Е. Левиной (1959, 1968); Н. А. Никашиной (1968); С. Н. Шаховской (1971); О. В. Правдиной (1973); Г. А. Каше (1985); Т. В. Филичевой; Г. В. Чиркиной (1968, 1991); Б. М. Гриншпуна (1988); В. К. Воробьевой (1995).

В своих работах названные авторы отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи различного генеза наблюдается ограниченный словарный запас. Организация эффективной коррекционно-воспитательной работы – актуальная проблема. Для ее решения необходимо: расширять объем словаря ребенка, уточнять значение слов, активизировать словарный запас детей. Немаловажное значение имеет поиск эффективных средств для формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР. Использование в работе с детьми дидактических игр, на мой взгляд, является одним из оптимальных средств, для решения данной проблемы.

Особенность словарной работы, в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа, над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Большое значение имеет определенная последовательность работы над словом. Речевой образец педагога, так же, имеет особое значение. Новые слова должны произноситься четко, внятно. Необходимо использовать специальные приемы привлечения внимания детей к слову, к наименованию: интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми. Речевой образец педагог должен сопровождать пояснением слов, толкованием их смысла. Словарная работа в детском саду строится на основе возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а так же текущих воспитательных задач.

Таким образом, работу по формированию словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи, необходимо строить в соответствии с задачами и принципами словарной работы, которые определяют ее характер, содержание, формы организации, используя различные методы по обогащению, закреплению и активизации словаря.

В данном пособии мы хотим обратить внимание детей на многозначность слова – слова с одинаковым звучанием, но разным значением.

Многозначные слова – это слова, имеющие два и более лексических значений. В этом случае одно лексическое значение является основным, исходным, а остальные – вторичным, производным.

Многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия, в чем-либо сходные между собой, то есть значение многозначных слов связаны друг с другом по смыслу.

Чтобы определить, сколько значений есть у слова, попробуй составить с ним несколько словосочетаний. Например, ножка стула, ножка гриба, ножка ребенка, ножка стола, стебелек на котором держится цветок и т. д.).

А теперь рассмотрите рисунки и назовите те части, на которые показывает стрелка (рис. 1).

Что заметили? Картинки разные, предметы разные, а слово одинаковое. Везде написано слово «ножка». Почему?

Оказывается, у одного слова может быть не одно, а сразу несколько значений. Это одна из особенностей нашего русского языка. Если у слова только лексическое значение – его называют однозначным, если два и более – многозначным.

Многозначных слов в русском языке больше, чем однозначных. В толковых словарях отдельные значения многозначных слов выделяются цифрами.

Но все значения многозначных слов связаны по смыслу и имеют что-то общее.

Сколько значений слова «ножка» подсказали вам рисунки? Перечислим.

1. Ласковое название нижней конечности ноги человека.

2. Стебелек, на котором держится цветок или нижняя часть гриба под шляпкой.

3. Опора мебели.

4. Одна из раздвижных частей измерительного прибора, например циркуль.

А что можно представить, когда слышишь слово «звезда»? Вы что представили? Посмотрим, какие значения слова «звезда» указаны в толковом словаре. Сколько значений вы видите?

Звезда:

1. Небесное тело, видимое на ночном небе. Полярная звезда (рис. 2).

Вечерами землю укрывает мгла,

Ночь на небе синем звездочку зажгла.

Крохотная звездочка! Яркие лучи!

Путнику дорогу освети в ночи.

Рис. 2. Звезда в небе

2. О знаменитом человеке. Звезда балета (рис. 3).

Перед великим умом я склоняю голову, перед великим сердцем — преклоняю колени. (В. Гюго)

Рис. 3. Звезда балета

3. Геометрическая фигура с остроконечными выступами. Кремлёвская звезда. Орден, имеющий такую форму (рис. 4).

Хорошо живется мне

В вышине и в глубине.

Отгадать меня вам просто -

Пять углов тупых, пять острых.

Рис. 4. Геометрическая фигура

5. Морская звезда (рис. 5).

В синем море море есть звезда,

Что не гаснет никогда.

Привлекательная с виду

Не дает себя в обиду.

Вывод: звезда – слово многозначное.

Таким образом, для выяснения сущности работы по формированию словаря очень важно подчеркнуть, что значение слова можно определить на основе установления трех сторон:

1) соотнесенности слова с предметом;

2) связи слова с определенным понятием;

3) соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка.

Усвоить значение слова – значит, овладеть всеми его сторонами.

Ключ:

1. Инструмент для соединения (рассоединения) путем закручивания (раскручивания) гаек, болтов и др. деталей (рис. 2).

Я замков не открываю,

Хоть и называюсь ключ.

Но, работая, бываю

Во все стороны верчусь.

Мной легко закрутишь ты

Эти гайки и болты.

Все поломки нипочем

С этим гаечным ключом.

Рис. 2. Гаечный ключ

2. Инструмент для открытия (закрытия) замков (рис. 3).

Первоклассник нынче я,

Ключ на шее у меня.

Я почти уже большой

И иду к себе домой.

Рис. 3. Ключ

3. «Водяная жила, источник, отпирающий недра земли» (по Далю) (рис. 4).

Мы родник в лесу нашли.

Бьет вода из-под земли.

-Это ключ, - сказала Рая, -

И вода в нем ключевая.

Рис. 4. Ключ

Сделаем вывод: слово «ключ» - многозначное.

«Найди пару»

(сопоставление картинок с одинаковым звучанием, но с разным значением)

Логопед читает стихотворение:

Многозначные слова!

Их необычность такова.

Они – двойняшки, близнецы,

Озорные хитрецы!

Эти шустрые ребятки

Поиграть решили в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять –

Выходите их искать!

На доске выставляется картинка-схема с клоунами-близнецами.

Картинки подбираются в зависимости от возраста детей. Тщательно анализируются с точки зрения звукового и смыслового состава.

«Раздели картинки»

Дети должны разделить предложенные картинки на две группы. В первой: картинки, имеющие одно значение, а во второй: многозначные.

Лед, листок, хвост, скакалка, сосна, кенгуру, бабочка, гитара, груша, ручка, лук, кран, блины, молния, кисть, месяц, зеркало.

Проверьте себя.

Однозначные слова : лед, скакалка, сосна, кенгуру, гитара, зеркало.

Многозначные слова : листок (бумаги и дерева, хвост (животного и самолета, бабочка (насекомое и галстук, молния (застежка и разряд в воздухе, груша (снаряд для бокса и фрукт, ручка (дверная и писать, лук (овощ и метательное оружие, кран (подъемный и мыть руки, блины (мучное изделие и плоский тяжелый предмет, кисть (рябины и руки, месяц (единица измерения времени и часть Луны).

«Отгадай загадку»

Детям предлагается прослушать загадку и дать ответ. Найти отгадку на столе среди предложенных логопедом картинок и поместить ее на доске.

Скорей загадку отгадай

Слово-отгадку называй!

Можно ей слова писать,

Можно даме целовать,

Есть еще дверная штучка

Самопишущая … (ручка)

***

Оружие или растение – выбирай сам.

Выпускает стрелы он и тут и там.

(лук)

***

В синем море, в глубине,

Много их таких на дне.

Да к тому же иногда

С крана капает вода.

И над ней конечно тоже,

Умывается Сережа.

(раковина)

***

Бабушка для деток

Испекла салфеток,

А салфетки из муки

Получаются тонки.

И на штангу посмотри,

Тоже есть свои … (блины)

***

По ней всегда вода течет.

Для полива и питья,

Для купанья и мытья.

И звучит сигнал с утра

Вставай, солдат,

Уже пора!

(труба)

***

Едет медленно станок.

Он помощник всех дорог.

Их построит, укатает,

Даже дыры залатает.

А коробка средь двора

Доставать коньки пора.

Раз конек и два конек.

Обувай – и на … (каток)

***

Может напоить водою.

Может гайку отвинтить.

А еще замок откроет

И рядом с нотами стоит.

(ключ)

***

Хорошо живется мне

В вышине и в глубине.

Отгадать меня вам просто –

Пять углов тупых, пять острых.

(звезда)

***

Под кустом ореха норка.

Проживает в норке.

(норка)

«Составь предложение»

Ребенок берет карточку с картинкой с многозначным значением и картинку для составления предложения.

Например:

Андрей любил звонить в свой маленький колокольчик.

Пчела перелетела с василька на колокольчик.

Мама очень любила полевые цветы, особенно колокольчики.

Дидактическая игра «Путаница»

Логопед раздает игровые поля играющим. Задача детей – на время разложить карточки на игровом поле, согласно смыслу картинки.

Дидактическая игра «Найди пару»

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателей дет. сада; Сост., А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - М. : Просвещение, 1983.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М. : Просвещение, 1991.

3. Куликовская Т. А. Слова - двойняшки. Стихи для знакомства детей с многозначными словами. – М. : Издательство ГНОМ, 2015.

4. Микляева Н. В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. - 2001. - № 4.

5. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно – методическое пособие / Под общ. Ред. Т. В. Волосовец. – М. : Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002.

6. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие. / Под ред. Е. А. Стребелевой. - М. : Издательский центр «Академия», 2001.

7. Теплюк С. К вопросу о богатстве русского языка: как расширить словарный запас детей // Дошкольное воспитание. 1998. - № 2.

8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы

коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. // Дефектология. - 1985. - № 4.

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Дидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возрастаДидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. "Кто знает, пусть продолжает" (учим подбирать и употреблять в речи слова с обобщающими значениями) Педагог называет родовое понятие слова,.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Консультация для родителей «Игры для расширения словарного запаса ребёнка» Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили,.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Как знакомство с многозначными словами сделать интересным и увлекательнымКак знакомство с многозначными словами сделать интересным и увлекательным «Речевое развитие» - одна из самых важных областей в развитии и воспитании ребёнка. Мы знаем, что развитие речи детей во многом зависит.

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Рекомендации логопеда по обогащению, закреплению словарного запаса в летний период Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группы Вот и наступило лето – лучшее время для отдыха, которого ребёнок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство с многозначными словами  как средство формирования словарного запаса у детей с ОНР
Опубликовано: 22 ноября 2021 в 09:11
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство с многозначными словами  как средство формирования словарного запаса у детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бушуева (УИ 570980) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД