Приложение МААМ

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [а] и буква «А»

Марина Лобастова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [а] и буква «А»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

- познакомить со звуком и буквой «А» и их отличительными признаками;

- учить выделять звук голосом, определять место звука в слове, составлять и печатать букву;

- развивать моторику рук, речевое дыхание, слуховое и зрительное восприятие,

- воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении заданий.

Оборудование: презентация, зеркала, счётные палочки, рабочие тетради,

ручки (по количеству детей,

Ход НОД

1. Организационный момент.

Логопед. Внимание на экран.

(Включается видеозапись «Угадай предмет по звуку».)

Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи „Звук [а] и буква „А“» размещена в разделах

2. Основная часть.

(слайд 1 – пустой)

Повторение пройденного материала

- Как вы уже знаете, в мире много разных звуков. Все звуки можно разделить на речевые и неречевые. К неречевым звукам относятся звуки окружающего мира, а звуки, которые мы слышим, когда говорит человек, называется речевыми.

Знакомство с новым материалом

- Отгадайте загадку.

Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(Аист.)

(слайд 2)

- Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук в слове а-а-аист. Скажем вместе название птицы. (А-а-аист.) Какой первый звук вы услышали в слове а-а-аист? (В слове аист первый звук «а».)

Дыхательное упражнение

- Предлагаю всем вместе спеть звук «а». Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поём звук «а-а-а». Вот так. (Логопед показывает образец.) Для этого нужно сделать глубокий вдох через нос, не поднимая плеч, и на выдохе, не останавливаясь, чётко и длительно произнести звук «а-а-а». Приготовились. (Дети выполняют задание.) Ниточка получилась длинная или короткая? (Ниточка получилась длинная.) Теперь намотайте ниточку на клубок. (Дети выполняют задание аналогично предыдущему.) Вот какой большой клубок получился!

Характеристика звука «а»

- Звук «а» мы можем петь, тянуть. (Дети берут зеркала.) Посмотрите в зеркало, как широко открывается рот, когда мы произносим звук «а». Губы в спокойном состоянии, кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский, горлышко «работает» (для контроля за работой голосовых связок дети кладут руку на горлышко, нет никакой преграды для воздушной струи.

- Звуки, которые мы можем петь, тянуть, называются гласные, от слов «глас», «голос». Какие звуки называют гласными? (Гласными называют звуки, которые мы можем петь, тянуть.)

- Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом. Каким цветом мы будем обозначать гласные звуки? (Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом.)

- Нажмите пальчиком на красный кружочек, «оживите» его. (Дети нажимают на кружочек и произносят звук «а».)

Физкультминутка «Маленький аист»

(слайд 3)

- Давайте отдохнём, расскажем и покажем историю, которая называется

«Маленький аист». Сначала буду говорить и делать я, а потом все вместе.

«Жил-был маленький аист. Однажды он совершил свой первый полёт: сделал круг над гнездом и опустился на поляну. Аистёнок шёл маленькими шагами по большой поляне. (Указательный и средний пальцы правой руки движутся по поверхности стола.) Он искал маму, но её нигде не было. Аистёнок увидел пенёк, встал на него одной ногой, вторую ногу поджал под себя. (Левая рука сжимается в кулак и ставится на поверхность стола, средний палец правой руки стоит на левом кулаке, указательный палец согнут, большой палец удерживает у ладони безымянный и мизинец.) Он смотрел в разные стороны: не видно мамы. (Повороты кисти правой руки вправо-влево.) Когда у Аистёнка устала нога, тогда он встал на другую ногу, а уставшую подогнул. (Указательный и средний пальцы меняют положение.) Смотрит он вправо-влево. (Повороты кисти правой руки.) Видит, высоко в небе летит его мама. Аистёнок поднялся и полетел к ней». (Упражнение «Птица»: скрещенные на уровне запястий руки развёрнуты ладонями к груди; большие пальцы скрещены. Вытянутые пальцы – крылья птицы. Дети «машут крыльями».)

Игра «Отгадай слово»

(слайд 4)

- Внимание на экран. Я буду произносить слова с пропавшим звуком, а вы произнесёте слово полностью: (а)втомат, (а)втомобиль, (а)нанас, (а)йболит, (а)втобус, (а)рбуз, (а)брикос, (а)нтилопа.

- Какой звук я всё время пропускала? (Вы пропускали звук «а».) Какую позицию в словах занимает звук «а»: начало, середину или конец? (Звук «а» в словах занимает позицию начала.)

Знакомство с буквой «А»

- Ребята, чтобы стать хорошими путешественниками, надо научиться читать. Чтобы читать, надо знать буквы. У всех речевых звуков есть символическое обозначение БУКВА. (Выставляется картинка – подсказка.) Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

- Откуда же к нам пришел звук «а»? У него есть домик, он там живет, и домик этот называется – буква «А». Сейчас я вас познакомлю с буквой «А».

(слайд 5)

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко…

(пробел)

«А» шагает по дорожке,

Широко расставив ножки.

Буква может убежать,

(пробел)

Надо ножки ей связать.

- На что похожа буква «А»? Давайте узнаем.

(пробел)

«А» вдруг в горку превратилась

И тихонько покатилась.

(пробел)

Как запомнить букву эту?

«А» похожа на ракету.

Отправляется в полет,

Да и нас с собой зовет.

- На что ещё похожа буква «А»? (Дети предлагают свои варианты.)

Составление буквы «А»

- Посмотрите, как можно составить букву «А» из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные - сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

- Посмотрите, как можно сложить букву «А» из палочек.

(Дети выполняют вместе с логопедом.)

Показ написания буквы «А»

(Логопед показывает правильное написание буквы «А» на доске или в интерактивной презентации. _

- Посмотрите, как пишется буква «А». Букву «А» начинают писать с нижнего левого угла, поднимаются вверх к середине квадрата, а затем опускаются в правый нижний угол. После этого в середине квадрата соединяют линией две наклонные палочки.

Работа в тетради

- Ребята, а сейчас попробуйте букву «А»: обвести по контуру, соединить по точкам и напечатать самостоятельно.

Зрительная гимнастика «Веселая буква»

(слайд 6)

- Ребята, буква «А» хочет с нами поиграть. Давайте внимательно последим глазками за нашей буквой.

(Дети наблюдают за появлением буквы и её перемещением на экране, тем самым выполняя зрительную гимнастику.)

(слайд 7-пустой)

- Пока мы наблюдали за буквой, наши глазки не отдыхали, а выполняли зрительную гимнастику. Теперь им надо отдохнуть, поморгайте глазками (3 сек, закройте (5 сек).

(Дети выполняют упражнение 3 раза.)

3. Заключительная часть.

Логопед. Ну что, на этом наше путешествие по Городу красивой речи закончилось. На следующем занятии отправимся за новыми знаниями. О каком звуке мы сегодня говорили? (Мы говорили о звуке «а».) Как произносится этот звук? (Звук «а» тянется, поётся.) Какой буквой он обозначается? (Звук «а» обозначается буквой «А».) Чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву мы пишем и видим.)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Красноярский край Управление образованием Администрации города Шарыпово муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Угадай, кого я выбрал»Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Угадай, кого я выбрал» Цель игры: Упражнять в дифференциации звуков Ч – Ш- С – Щ – Сь в словосочетаниях и предложениях. Автоматизировать звук Р. Развивать коммуникативные.

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Лиса с лисятами» Конспект лексико-грамматического занятия, проведенного на методическом объединении учителей-логопедов по теме «Новые формы работы с детьми.

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста обучение грамоте «Звук [М], [М’] и буква «М» «Сюрпризы от Маши и Миши» Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’]. Познакомить с буквой М. Задачи: - определятьпозицию.

Конспект занятия по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Звук и буква [И]» Цель занятия: познакомить детей со звуком [И] и его аккустико – артикуляционной характеристикой. Задачи: Закрепить навыки различения и четкого.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Путешествие в зимний лес» Цель: Закрепить знания о временах года, о характерных признаках зимы, сезонных изменениях в природе. Задачи: Коррекционно- образовательные:.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Сквозь звезды к новым планетам» Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, математических неравенствах, прямом и обратном счете в пределах 10. Задачи: Коррекционно.

Конспект занятия «В гости к гному. Звук [Г]» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия: «В гости к гному». Звук [Г]. (для детей старшего дошкольного возраста) Цели:1. Развитие фонематического слуха. 2. Знакомство.

Лэпбук «Звук и буква» для работы с детьми старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Звук и буква» для работы с детьми старшего дошкольного возраста Доброго времени суток, уважаемые читатели моего блога, коллеги и друзья, родители и просто творческие люди, а так же случайные посетители.

Развитие модальностей при изучении окружающей природы для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [а] и буква «А»
Опубликовано: 8 февраля 2019 в 22:24
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [а] и буква «А»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Лобастова (УИ 240091) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД