Получи документы

Конспект занятия «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [ч]-[щ]» (старшая группа)

Ясуркаева Зарема
Конспект занятия «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [ч]-[щ]» (старшая группа)

Цель:

Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.

Образовательные задачи:

- Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;

-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделять слова с заданным звуком, определять место звука в слове, подбирать слова на заданный звук.

Публикация «Конспект занятия „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [ч]-[щ]“ (старшая группа)» размещена в разделах

- Совершенствовать фонематическое восприятие и речевое дыхание.

Развивающие задачи: Развивать артикуляционный аппарат; память, внимание, мышление.

Воспитательные задачи: Воспитывать творчество у детей, самоконтроль за речью, желание говорить правильно и красиво.

Словарная работа: щебечут, чечетки.

Методические приемы: Сюрпризный момент, использование художественного слова, объяснение, показ, напоминание, физкультминутка, указания, загадывание загадки, обобщение, поощрение.

Материал: Картинки со звуком -Ч, фишки зеленого цвета по 8 штук на каждого ребенка, карточки-схемы для анализа слов.

Ход работы:

Организационный момент. Сюрпризный момент - шары, там письмо.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые шары. Шары и письмо от Мики Мауса. Сказали, шары отпустить, загадав желание, когда выходим на прогулку. Как вы думаете, что в письме?

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно. Согласны!

Сегодня мы с вами продолжим знакомство со звуками. Будем учиться различать два звука и не путать их. А какие, звуки, вы сами сейчас догадаетесь.

Воспитатель: ч - щ, предлагаю послушать, как они звучат? Ч-Щ, Ч-Щ.

-Попробуйте повторять -ч, -щ, -ч, -щ

-Как они звучат? Звонко или мягко? (Мягко)

- Ребята, эти звуки по своему произношению очень схожи между собой, но кроме этого, у них есть еще один общий СЕКРЕТ: эти согласные звуки никогда не бывают твердыми, они всегда только мягкие и обозначаются зеленым цветом!

Воспитатель: Первое задание. Встали полукругом. Услышав звук - ч, надо изобразить движение паровоза, звук - щ показать, как пилят дрова и произносить звук.

-Все готовы, выполнять движения! Да.

(Воспитатель произносит звуки, дети повторяют звуки и движения.)

- ч, ч, щ, ч, ч, щ, ч, щ, ч, щ, щ. (Сначала все дети выполняют задание)

Воспитатель: Ребята, теперь выполняем по команде. Сначала слева от меня выполняют, до Ромы. Затем ребята, справа от меня. Согласны! Будьте внимательны. Молодцы, ребята.

2. Воспитатель: Второе задание. Предлагаю назвать слова, начинающиеся на -ч. Ребята, назовите слова, которые начинаются на -Ч.

Ответы детей: Часы, чашка, червяк, чемодан, чебурашка, чучело, Чиполино, чайка, чиж, чай, человек, чупа - чупс, черный, черепаха, чародейка, Чурина, Чернов, Чуковский, Чукотка, четыре, четырнадцать. Молодцы!

Садитесь на стульчики, пожалуйста.

Воспитатель: Следующее задание. Посмотрите, на картину, пожалуйста. Подумайте, как изменить слово, чтобы в нем появился звук ч :

Например: щенок - щеночек, диван - диванчик, чемодан - чемоданчик, книга - книжечка, ребенок – ребеночек, платок-платочек, червяк-червячок, лист-листочек.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

(Цитирует отрывок из сказки К. Чуковского "Федорино горе")

Воспитатель: Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю.

-Кто и за что прощает Федорушку?

(Чашка прощает, чайник прощает, кочерга)

-В каком произведении об этом рассказывается?

(Произведение «Федорино горе»)

-Кто его автор?

(Корней Иванович Чуковский)

- Какие еще произведения этого писателя вы можете назвать?

(Айболит, Муха-цокотуха, Путаница, Краденое солнце, Телефон, Бармалей.)

Воспитатель: Послушайте внимательно текст и прошу назвать слова со звуками ч и щ.

-Добрый доктор Айболит,

он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться,

и корова и волчица,

и жучок, и червячок,

и медведица! (Айболит)

-А в болоте Медведица рыщет;

Медвежат под корягами ищет.

Только черные совы из чащи,

на нее свои очи таращат. (Бармалей)

-Вдруг какой то старичок

Паучок

Нашу Муху в уголок

Поволок-

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

-А кузнечик, а кузнечик,

Ну, совсем как человечек,

скок, скок. скок. скок!

За кусток. Под мосток

И молчок! (Муха-цокотуха)

-Он рычит, и кричит.

И усами шевелит.

Таракан, таракан, тараканище!

-Плачут они, убиваются.

С малышами навеки прощаются.

-Только вдруг из-за кусточка,

Из-за синего лесочка.

Из далеких из полей

Прилетает Воробей.

Прыг да прыг

Да чик-чирик,

Чики-рики-чик-чирик (Тараканище)

(Воспитатель читает скороговорку)

Воспитатель: В роще щебечут стрижи,

Чечетки, щеглы и чижи. (Л. Ульяницкая)

-Послушайте еще раз скороговорку и назовите слово, в котором одновременно присутствуют звуки ч и щ и слово с двумя звуками ч.

В роще щебечут стрижи. Чечетки, щеглы и чижи.

-Назовите слово, где слышится -щ, -ч? (Щебечут)

-Назовите слово, с двумя -ч? (Чечетки)

-Назовите слова, где есть звук -ч? (Чижи)

-Назовите слова, где слышится звук -щ? (Роща, щебечут, щеглы)

Вы, наверное, устали. Отдохнем!

Физкультминутка : Звуки Ч - Щ

Щегленок выпал из гнезда, (Наклон вперед)

Ему теперь грозит беда: (Приседания)

Котище черный рыщет, (Ходьба)

Птенцов и птичек ищет (Поставить руки ладошками к голове).

Щегленка видит черный кот, (Повороты влево, вправо).

К нему, мурлыча вот идет, (Прыжки на месте).

Щегленок помощи не ждет (Прыжки)

И отчаянья - в полет! (Руки в стороны, взмах руками)

И вот удача - высота

Спасла щегленка от кота. (Потягивание, руки к плечам, вниз, встать на носочки)

Воспитатель: Теперь я, предлагаю, хлопнуть в ладоши, если вы услышите звук -щ в следующих словах: сияющий, камешек, расщелина, Чебурашка, щелкунчик, чародей.

-Все ли слова знакомы?

- Какое слово, приятно произносить?

(Далее дети работают индивидуально. На листах бумаги нарисованы решетки. Педагог называет слова, а дети определяют позицию звука ч в них и ставят фишку в одно из трех окошек решетки: чек, рачок, спешит, чечетка, отсечь, поцеловать.)

-Следующее задание, я называю слова со звуком -ч, вы фишку должны поставить в нужное окошечко: в начале слова, конце слова, середине.

-Чек. Звук -ч, где слышится? В начале слова, значит, фишку поставить в первое окошечко.

-Рачок. В середине слова.

Спешит, чечетка, отсечь, поцеловать, мяч, часы.

Воспитатель: Молодцы! С заданием справились.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» в средней группеКонспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» в средней группе Конспект НОД «Звуковая культура речи: звук «Ш» Цель: учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах). Задачи: • учить детей.

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук [М]» во второй младшей группеКонспект НОД «Звуковая культура речи. Звук [М]» во второй младшей группе Цель: Упражнять в четком и правильном произношении звуков «М» и «Мь». Задачи: Обучающие: Закреплять умение правильно произносить звуки «м».

Конспект ООД «Звуковая культура речи «Звук А» в младшей группе Конспект организованно – образовательной деятельности. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. «Звук А» (младшая группа) Цель:Закрепление звука «а»; упражнять.

Конспект открытого занятия «Путешествие на луг» (Звуковая культура речи). Вторая младшая группа .

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа) Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа). Цель: Развитие фонетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [ч]-[щ]» (старшая группа)
Опубликовано: 20 февраля 2022 в 11:02
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД