Получи документы

Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством печатно дидактического материала (2 фото)

Елена Новикова
Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством печатно дидактического материала

В нашем дошкольном учреждении функционирует 1 группы для детей с ЗПР. В последние годы наряду с ЗПР в наших группах находятся и дети с нарушением интеллектуальной сферы (умственная отсталость легкой степени, нарушением ЭВС (аутизм, аутоподобное поведение, смешанные расстройства поведения и эмоций, и нарушением поведения (СДВГ, гиперактивность, депрессивное расстройство поведения).

Публикация «Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством печатно дидактического материала» размещена в разделах

Рисование – это естественная потребность ребенка. Оно не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи, мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире

Именно поэтому, по мнению многих педагогов (Н. В Квач, М. А. Касицына, М. М. Безруких, О. С. Жукова и др., рисовать ребенку так же необходимо, как и говорить. Ведь под рукой наших детей возникают самые разнообразные рисунки: и большеголовые друзья, и синие деревья, и красные горы, и оранжевые верблюды, и неописуемые животные. Малышам в это время не хватает жизненного опыта, но они интуитивно, то есть повинуясь внутренней подсказке, личному впечатлению, отражают в рисунке свой мир, осознают себя в нем. Нарисовав событие, им потом легче рассказать о нем.

Поскольку дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития ребенка, то именно в этот период у него формируются те качества, навыки и умения, которые служат основой его нормального физического и психического развития, а также служат базисом для его дальнейшего развития и обучения.

Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.

И эти особенности развития затрудняют формирование изобразительной деятельности и элементарного письма у детей с задержкой психического развития. Работая с такими детьми и постоянно наблюдая за ними я обнаружила, что изобразительная деятельность детей с ЗПР также обладает рядом специфических закономерностей. Среди таких закономерностей можно выделить:

-качественно-динамическое своеобразие гностических процессов (замедление приема и переработки сенсорной информации) и недоразвитие зрительно-пространственной функции;

-некоторые особенности психомоторного развития (импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость и истощаемость);

-недостаточность сенсорной интеграции и координации затрудняет узнавание предметов и соединение отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ;

-отставание в двигательном развитии из-за проблем мышечного тонуса, несформированности техники движений, недостаточности двигательных качеств, нарушение регуляции произвольных движений;

-снижение объема кратковременной и долговременной памяти;

-недостатки произвольной сферы (трудности сосредоточения, переключения внимания);

-общее снижение мотивации деятельности.

Как уже было сказано ранее, все эти специфические закономерности отрицательно влияют на формирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития. Что, в свою очередь, нарушает познание ребенком окружающего мира и приводит к нарушению формирования полноценной личности ребенка. Таким образом, развитие графических умений является одной из важнейших задач обучения детей с задержкой психического развития, так как графические умения являются важной составляющей при обучении детей рисованию и письму. Именно поэтому меня и заинтересовала данная тема.

Перед началом работы мною было проведено диагностическое обследование уровня развития графических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данное обследование проводилось по 6 методикам

Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством печатно дидактического материала

ЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА

ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ЗПР[/b]

1. Обследование состояния общей моторики рук.

2. Обследование пальчиковой и ручной моторики.

3. Обследование развития графических навыков.

Рисование по образцу «Домик».

4. Методика “Дорожки»

5. Графический диктант.

6. Методика для изучения и оценки моторной персеверации

(т. е. шаблонного повторения движения

Из результатов данного обследования видно, что у детей грубо нарушена точность движения рук и зрительно-моторная координация. При выполнении графических заданий они не могли провести прямые, волнистые и ломаные линии, не удерживали карандаши, кисточки. Они не были заинтересованы в результате своей работы и не могли сдерживать свои непосредственные побуждения самостоятельно.

И наиболее хорошо это видно из диаграммы уровня развития графических навыков.

Далее мною были определены цель и задачи моей работы.

Цель: формирование графических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи:

1) Формирование базы предметно-практических образов, отражающих разнообразные явления действительности.

2) Развитие навыка рисования вертикальных и горизонтальных линий.

3) Развитие навыка рисования прямых линий в разных направлениях.

4) Развитие навыка рисования кривых и спиралеобразных линий.

5) Развитие навыка рисования ритмичных циклических линий: ломаных, волнистых, дугообразных и петлевидных линий.

6) Развитие навыка рисования параллельных линий.

7) Формирование умения наносить штриховку в разных направлениях.

8) Развитие ориентирования на листе бумаги.

9) Развитие тонкой моторики кисти руки и зрительно-двигательной координации.

10)Формирование у детей интереса к рисованию.

11)Развитие творческих способностей.

12)Воспитание усидчивости, желание доводить дело до логического конца.

Затем я разработала и апробировала систему коррекционно-педагогической работы по формированию графических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данная система была организована с учетом следующих принципов коррекционно-образовательной работы:

1) Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей.

2) Принцип систематичности и последовательности.

3) Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

4) Построение обучения с учетом интересов, способностей и потребностей детей.

5) Принцип от простого к сложному.

В первый блок вошел комплекс занятий (32 занятия, включающий в себя игры и упражнения на формирование графических навыков. Занятия проводились один раз в неделю. Продолжительность одного занятия от 25 до 30 минут. Форма работы :

индивидуальная. Комплекс занятий отражен в приложении 2. Все игры и упражнения подобраны так, чтобы формировать у детей графические навыки и психические процессы. Занятия проводились во второй половине дня в рамках кружка «Веселые карандаши «. Каждое занятие состоит из вводной части, основной и заключительной части. При проведении занятий учитывались возрастные и индивидуальные возможности детей.

Во второй блок вошел комплекс графических упражнений (32 занятия, созданный для воспитателей (он отражен в приложении 5). Данный комплекс состоит из трех этапов. На первом этапе дети учились:

-проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии по опорным точкам.

-рисовать уголков и квадратов по опорным точкам.

-штриховать прямыми и косыми линиями.

-рисовать дуг, кругов, овалов по опорным точкам.

На втором этапе дети учились:

-рисовать узоры из горизонтальных и вертикальных линий.

-штриховать.

-обводить.

-ориентироваться на листе бумаги.

На третьем этапе дети учились:

-рисовать круги, полуовалы, овалы, петли, спирали.

В третий блок вошел комплекс графических упражнений (32 занятия, разработанный для родителей (он отражен в приложении 6). В данный комплекс вошли следующие графические задания :

-рисование горизонтальных и вертикальных линий.

-рисование пересеченных линий.

-рисование наклонных линий.

-рисование волнистых линий.

-рисование петлевидных, параллельных и спиралеобразных линий.

-рисование ломаных линий.

-рисование кругов и овалов.

-рисование треугольников, квадратов, прямоугольников и ромбов.

-обведение по контуру, штрихование.

-рисование по точкам и цифрам.

-рисование по клеточкам.

После трех лет работы по данной системе коррекционно-педагогической работы снова было проведено диагностическое обследование уровня развития графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Из данных диагностики видно, что у детей сформировалась база предметно-практических образов, зрительно-моторная координация, они научились правильно держать карандаш, кисточку и ручку, овладели умением проводить прямые, косые, цикличные и петлевидные линии, круги, овалы и спирали. Научились самостоятельно сдерживать свои непосредственные побуждения, овладели навыками самоконтроля. При выполнении графических заданий научились самостоятельно регулировать силу нажима на карандаш, преодолевать трудности и отмечать результат выполненной работы. Дети также научились достаточно хорошо ориентироваться на листе бумаги. У них сформировался интерес к рисованию и стали развиваться творческие способности.

Результаты работы.

Таким образом, апробация данной системы коррекционно-педагогической работы по формированию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития прошла успешно.

У детей появились значительные результаты:

-они научились рисовать разнообразные линии и штриховать в разных направлениях.

-у них сформировалась база предметно-практических образов, отражающих разнообразные явления действительности.

-у них значительно улучшилась тонкая моторика кисти руки и зрительно-моторная координация.

-они стали более усидчивыми, внимательными, научились доводить работу до логического конца.

-у них стали развиваться творческие способности.

Фото №1 В нашем дошкольном учреждении функционирует группы для детей с ЗПР
Публикации по теме:

«Система работы по формирование графических умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Её решения.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Одну из основных задач, которую на сегодняшний день пытаются решить коррекционные педагоги – это оптимизация коррекционно-развивающей работы.

Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Тема: «Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (задержкой психоречевого развития)» Способность.

Формирование навыков пространственного ориентирования у детей старшего дошкольного возраста Аннотация: Одной из основных задач математического развития детей дошкольного возраста является формирование у них навыков пространственного.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природыФормирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природы Актуальность. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет.

Формирование певческих навыков детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых методов и приёмов Актуальность опыта Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Педагоги.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством печатно дидактического материала
Опубликовано: 9 октября 2017 в 10:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД