Юлия Фесенко
Формирование и развитие речи детей 4-х лет
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребёнка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития речи влияет на формирование личности и характера ребёнка. С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведения ребёнка. Речь помогает ребёнку регулировать своё поведение, оценивать его.
Публикация «Формирование и развитие речи детей 4-х лет» размещена в разделах
С двух до трёх лет идёт особо интенсивное развитие речи детей.
Даже самые молчаливые малыши после двух лет начинают говорить. Конечно, происходит это у всех по-разному. Некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью - описанием, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Ребёнок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи. Чтобы у детей двух-трёх лет развитие речи происходило активнее, надо почаще разговаривать с малышом, причём не односложно.
Большое значение для развития речи детей имеет общение со сверстниками, поэтому важно стимулировать детей обращаться друг к другу с просьбами и вопросами, давать ребёнку такие поручения, которые вызывают у него необходимость вступать в разговор со сверстником. Совместная игра и рассматривание картинок также способствуют возникновению разговора между детьми.
Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи :
• разнообразные игры (игры - инсценировки, звукоподражательные игры, игры - потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками и др.);
• игры - занятия с предметами и сюжетными картинками;
• рассказывание и чтение сказок, стихов, историй; пересказывание их вместе с детьми;
• рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям;
• разгадывание загадок;
• игры, направленные на развитие мелкой моторики.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Игра "Угадай, кто идёт".
После просмотра книг с картинками животных поиграйте с ребёнком в игру, в которой нужно изображать повадки животных.
Игра «Повторяй за мной».
Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат.
Читайте ребёнку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:
Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.
Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.
Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.
Соберите игрушки, изображающие зверушек, голоса которых вы могли бы воспроизвести.
Предложите ребёнку игру "Угадай, кто к тебе пришёл в гости".
Игра «Кто дольше».
В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный.
Игра «Как зовут зверят?».
Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром.
Материалы: карточки с изображениями животных или игрушки - животные.
Показывайте ребёнку карточки и попросите назвать изображённых животных и вспомнить, кто какие звуки издаёт.
Игра «Закончи слово», способствует развитию речи, памяти, внимания.
Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите. Например: мага-зин, коло-бок, доро-га.
Упражнения на внимание и память "Чего не хватает на столе?".
Расставьте на столе 5-6 игрушек, попросите ребёнка внимательно посмотреть на эти игрушки.
Далее вы убираете одну игрушку (в это время ребёнок отворачивается) и говорите: "Угадай, чего не хватает на столе, какой игрушки?"
Если ребёнок справляется с этим заданием, увеличивайте количество игрушек.
Затем поменяйтесь ролями - теперь ребёнок прячет игрушку, а вы отгадываете.
По мере усвоения ребёнком смысла этой игры усложняйте задание.
Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса.
Упражнения для тонкой моторики пальцев "Рисование".
Как можно чаще рисуйте вместе с ребёнком. "Рисуем шарики".
Прочитайте стихотворение :
Шарики, шарики
Подарили нам!
Красные, синие
Дали малышам!
Шарики подняли
Мы над головой.
Заплясали шарики -
Красный, голубой!
Особенности речи четырёхлетних детей.
Уровень развития речи в этот возрастной период очень зависит от уровня семейного воспитания, от того, какого качества образование дети получают в дошкольном учреждении. Эта разница становится тем заметнее, чем ближе он подходит к рубежу пяти лет.
В семьях, где отмахиваются от попыток малыша пообщаться или спросить о том, что его интересует, где в доме нет ни одной детской книги, а все обязанности, посвящённые развитию детей, мама и папа переложили на детский сад, нянь и своих родителей, красивая и правильная речь у ребёнка к началу школьного обучения встречается очень редко.
Словарный запас
От четырёх до пяти лет словарный запас малыша увеличивается с двух с половиной до трёх тысяч слов. Такое богатство лексикона даёт ему возможность точно называть предметы и их качества (сильный, весёлый, крепкий, тонкий, высокий, длинный, маленький). Дети со способностью к словотворчеству активно придумывают собственные слова. Каждый родитель может при желании вспомнить не один пример таких словечек, придуманных их детьми в этом возрасте.
Помимо активного образования новых слов, дети с удовольствием играют рифмой, придумывая собственные стихи. Эти стихи могут состоять из странных сочетаний звуков, не похожих ни на одно известное нам слово. Не стоит осуждать ребёнка за такое бессмысленное, с точки зрения взрослых, занятие. Маленькие поэты так тренируют речевой слух, учатся подбирать близкие по звучанию слова.
Нормальное речевое развитие детей 4–5 лет приводит к тому, что в словаре появляется всё больше прилагательных, так как теперь в речи на первом плане уточнение качеств и признаков предметов. Цвет предмета теперь не только синий и красный, он может быть розовым, сиреневым, тёмным и светлым, голубым и оранжевым.
В речи четырёхлетнего ребёнка становится больше предлогов, они становятся сложней. Увеличивается количество личных местоимений, они все чаще употребляются как сказуемые (я, мы, ты, вы). Изредка можно услышать и собирательные существительные, которые он теперь употребляет к месту (овощи, фрукты, посуда, мебель).
Грамматика детской речи
В этом возрасте дети уже в состоянии построить логически правильно оформленное высказывание из нескольких фраз. Предложения могут быть не только простыми, но и сложными. Бурное развитие речи, желание высказаться, резкий скачок в количестве освоенных слов приводит к тому, что в речи нередко встречаются ошибки:
нарушается структура предложений;
встречается неправильное согласование по родам и числам (два стульев, синего колготка);
неправильно изменяются глаголы (мы хочем, они смеятся).
Несмотря на встречающиеся недостатки, в большинстве случаев дети правильно оформляют свои высказывания, начинают овладевать монологической речью. Не сразу, с помощью взрослого, дети осваивают пересказ короткого текста, прочитанного рассказа или сказки. Четырёхлетние дети фиксируют ошибки в речи сверстников, но почти не замечают собственных недочётов.
Звукопроизношение.
Ребёнок растёт, и вместе с остальными мышцами крепнут и становятся более координированными мышцы органов артикуляции, особенно губ и языка. Становится заметно, что дети правильно произносят большинство многосложных слов, не переставляя местами слоги, правильно ставят ударение, их речь приближена к литературным нормам родного языка. Если в семье или в детском саду ранее проводилась работа по развитию речевого слуха, то теперь дети уже могут узнавать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук.
В четыре года многие малыши освоили произношение всех звуков, они произносят их чисто и чётко. Некоторые недостатки артикуляции, встречающиеся в этом возрасте, считаются возрастной нормой и могут с течением времени исчезнуть без коррекции и специальных занятий:
употребление шипящих и свистящих звуков может быть неустойчивым, правильным в одних словах и неправильным в других ;
звуки л и р, хотя и верно произносятся в изолированном виде, не всегда правильно произносятся в словах, дети заменяют их другими звуками ;
неотчётливо произносит малознакомые слова.