Урок русского языка в 5 классе «Имена существительные собственные и нарицательные»

Лобанова Надежда Владимировна
Урок русского языка в 5 классе «Имена существительные собственные и нарицательные»

Цели урока:

узнать: деление существительных на собственные и нарицательные.

научиться: правильно писать имена существительные собственные, обозна-чать орфограмму «Большая буква и кавычки в именах собственных».

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Блиц-опрос (работа с сигнальными карточками «ДА» и «НЕТ»):

1. Имя существительное относятся к служебным частям речи.

2. Имя существительное – самостоятельная часть речи.

3. Имя существительное обозначает признак предмета.

4. Имя существительное обозначает предмет.

5. Имя существительное отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как?

6. Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?

7. Имя существительное в предложении обычно является подлежащим или дополнением.

8. Имя существительное изменяется по лицам и числам.

9. Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или сред-нему роду.

10. Одушевленные существительные отвечают на вопрос что?

11. Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?

III. Объяснение нового материала.

1) Перед вами слова в двух столбиках. Прочтем их и определим, к какой части речи относятся данные слова.

имя Степан

отчество Дмитриевич

фамилия Эрьзя

собака Мухтар

река Мокша

озеро Инерка

город Саранск

• Слова какого столбика обозначают названия отдельных, единичных пред-метов?

Это имена существительные собственные.

• Что относится к именам собственным?

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия.

• С какой буквы пишутся имена собственные?

• Слова первого столбика обозначают названия однородных предметов, ка-ких много. Это имена существительные нарицательные. Пишутся они со строчной буквы.

ЗАДАНИЕ: соедините имена нарицательные и собственные, запишите их в тет-радь.

2) Определите, слова какой группы будут являться именами собственными, ка-кой – нарицательными:

историческое событие

книга

басня

стихотворение

журнал

газета

картина

кинофильм

фабрика

корабль

Справка: «Стрекоза и Муравей», Бородинское сражение, «Тимур и его коман-да», «Известия Мордовии», «Мурзилка», «Полосатый рейс», «Опять двойка!», «Аврора», «Ламзурь», «Зимнее утро».

• Догадайтесь, в чем заключается задание (подобрать к именам нарицательным подходящие по смыслу имена собственные)

Задание выполняется коллективно в тетрадях.

Сделаем вывод по этому упражнению:

а) С какой буквы пишутся названия исторических событий?

б) Какие имена существительные собственные не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки?

3)Обобщим наши рассуждения по плану:

а) Какие существительные относятся к именам собственным?

б) Как пишутся имена собственные?

в) Какие имена собственные не только пишутся с заглавной буквы, но и заклю-чаются в кавычки?

г) Как будем обозначать новую орфограмму? (форзац учебника)

4) Знакомство с материалом учебника (стр. 195, 199)

IV. Закрепление нового материала.

1)ЗАДАНИЕ: заполнить таблицу.

Имена существительные

Нарицательные Собственные Собственные и нари-цательные

здание Саратов Курган, курган

… … …

(К, к)вартира, (М, м)инск, (Л, л)ист, (Е, е)нисей,

(Г, г)итара, (Б, б)инокль, (Ю, ю)Питер, (В, в)ера, (О, о)рёл,

(А, а)рктика, (К, к)осмонавт, (О, о)гонек, (М, м)осквич,

(Т, т)руд, (Г, г)реция, (К, к)абинет.

2) Перед вами текст. Прочитаем его и докажем, что это действительно текст.

(Р, р)оссия – крупнейшее государство мира. Оно расположено на самом большом материке (Е, е)вразия и занимает значительную часть территории в двух частях света – (Е, е)вропе и (А, а)зии.

(Р, р)оссия омывается водами трех океанов. С запада – (А, а)тлантического, с севера – Северно-Ледовитого, с востока – (Т, т)ихого.

Никакая другая страна в мире не имеет столь разнообразной природы, как (Р, р)оссия. Тепло (Ч, ч)ерного моря, ледяные купола острова (Ф, ф)ранца (И, и)осифа, огнедышашие вулканы полуостро-ва (К, к)амчатка – все это наша (Р, р)одина!

• Какова основная мысль текста? (Россия – великая и прекрасная страна)

ЗАДАНИЕ: выписать из текста слова на орфограмму «Заглавная буква в именах собственных».

• Что обозначает каждое из этих имен собственных и все они вместе? (гео-графические названия)

3) Перед вами портрет известного мордовского художника Ф. В. Сычкова и ре-продукция одной из известных его картин «Девочка с цветами».

ЗАДАНИЕ: составить и записать предложения, используя имя, отчество, фамилию художника и название его картины.

(Ф. В. Сычков –гордость республики Мордовия. Картина «Девочка с цветами» – одно из лучших его полотен)

4) ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА НА КОМПЬЮТЕРЕ.

Мы читаем журнал …

Юный техник «Юный техник»

Моя любимая песня …

«Улыбка» Улыбка

Наша школа находится на улице …

садовой Садовой

Летом я с родителями был в городе …

Москве москве

Я читал рассказ А. Куприна …

скворцы «Скворцы»

Мы писали сочинение по картине П. П. Кончаловского …

«Сирень» сирень

В нашем городе есть кинотеатр …

«Победа» Победа

На …. море часты бури и штормы.

Черном «Черном»

В газете … была статья о современном искусстве.

«Труд» Труд

Талантливый художник Перов родился в … .

Сибири сибири

Мою любимую собаку зовут … .

полкан Полкан

Недалеко от Пензы есть станция …

«Луговая» Луговая

В стихотворении «Бородино» Лермонтов описал …. .

Бородинское сражение «Бородинское» сражение

Наш класс совершил экскурсию на завод …. .

«Орбита» орбита

V. Итог урока:

1) Что нового мы узнали на уроке?

2) Названиями каких предметов являются имена собственные?

3) Какие имена собственные заключаются в кавычки?

VI. Домашнее задание.

1 группа – пар. 79, упр. 468, 472(1. 2)

2 группа – пар. 79, упр. 468, 472( 1)

3 группа – пар. 79, упр. 468.

Публикации по теме:

Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Обитатели водоемов
  • Осень
Автор публикации:
Урок русского языка в 5 классе «Имена существительные собственные и нарицательные»
Опубликовано: 25 февраля 2021 в 16:56
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 апреля. Всемирный день цирка

Очередной тематический день посвящен виду искусства, который возвращает взрослых в детство, а детям дарит незабываемые эмоции. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать...

17 апреля. Международный день кофе

Всемирных дней кофе существует в календаре несколько. Один из них приходится на 17 апреля. Предлагаем воспользоваться этим поводом узнать вместе с детьми побольше о популярном ароматном напитке. Который...


Горячие темочки