Лучший педагог года

Конспект занятия «Зрительно-слуховая дифференциация заглавных рукописных букв Е — З»

Мария Пичугина
Конспект занятия «Зрительно-слуховая дифференциация заглавных рукописных букв Е — З»

Конспект логопедического занятия

по коррекции оптической дисграфии

3 класс

Логопедическая тема: Зрительно-слуховая дифференциация заглавных рукописных букв Е – З

в словах, словосочетаниях.

Лексическая тема: Путешествие.

Грамматическая тема: Правописание имён собственных. Род имён существительных.

Цель: Дифференциация заглавных рукописных букв Е – З на письме.

Задачи: Образовательные:

Публикация «Конспект занятия „Зрительно-слуховая дифференциация заглавных рукописных букв Е — З“» размещена в разделах

- Учить различать буквы Е – З на письме.

- Научить конструировать буквы Е, З.

- Закреплять знания учащихся о правописании имён собственных,

тренировать в определении рода имён существительных.

Коррекционные:

- Развивать пространственные и зрительно-пространственные представления,

зрительное восприятие.

- Научить дифференцировать понятия «правый» - «левый».

- Закрепить навыки ориентировки в схеме тела.

- Развитие конструктивной деятельности.

- Развитие фонематического анализа и синтеза.

- Активизировать словарь по лексической теме занятия : «Путешествие».

- Развитие умения составлять словосочетания.

- Развитие внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов.

- Развитие общей и мелкой моторики рук.

Воспитательные:

- Развитие навыка самоконтроля.

- Воспитание умения слушать и слышать друг друга, работать в команде.

- Воспитание вежливого отношения к товарищу.

Оборудование: Магнитная доска, игра - карта «Сказочная страна» (на доске,

демонстрационные картинки с изображением героев занятия (Емеля, Змей

Горыныч, Елена Премудрая, Златовласка, королевич Елисей, Знайка, Золушка,

Зло, цветик - семицветик, буквы Е - З (на доске, бумажные элементы букв

«Е» и «З», карточки с заданиями для индивидуальной работы, карточки с

зашифрованными именами, текст записки Змея Горыныча, кроссворд, таблица

– гимнастика для глаз, следы с буквами, половинки рубашек со словами,

условные обозначения –

Содержание занятия

I. Организационный момент. Приветствие.

1. Развитие фонематического анализа, синтеза.

На рабочих местах учащихся разложены карточки – ребусы с зашифрованными именами.

- Здравствуйте! Сегодня Вам предстоит найти своё рабочее место.

Задание: Запомнить первые буквы названий предметов, изображенных на карточке. Какие получились имена?

2. Сообщение логопедической темы.

- Сегодня я по почте получила …. Отгадайте, что это?

- Сначала З, потом А, потом ПЬ, потом И, потом С, потом К, потом А.

(У каждого ученика – текст записки:

Еахватил Злену Премудрую.

Емей Горыныч.

- Прочитайте её и определите, какие ошибки допустил Змей Горыныч?

- Ребята, давайте разберёмся, почему Змей Горыныч перепутал буквы Е – З и попробуем освободить Елену Премудрую.

(На доску выставляются буквы Е – З).

- Запишите тему занятия в тетрадь.

II. Основная часть.

1. Развитие пространственных представлений. «Иди по стрелке» (чтение слова).

- Посмотрите на стрелки и назовите направления нарисованных стрелок.

- Мы отправляемся …

( На доске:

Е

ПУ ТЕ

ШЕСТ

ВИ

- Закройте глаза. 1,2,3,4,5. Откройте глаза. Мы попали в Сказочную страну.

(На доске – карта Сказочной страны).

- В этом путешествии нам поможет цветик – семицветик. На его лепестках загаданы имена наших помощников. Назовите цвета лепестков.

(В руках логопеда – цветик–семицветик).

- Белый лепесток сорвёт тот, имя которого начинается с согласной В.

На обратной стороне лепестка – задание.

- Прочитай и отгадай загадку.

«Вымолвил словечко –

Покатилась печка,

Прямо из деревни

К царю и царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю».

(Выставляется изображение Емели).

2. Уточнение связи звука и буквы.

1. Сравнение букв занятия Е – З по начертанию.

- Буквы Е – З имеют сходство и различия в начертании. Вместе с Емелей попробуем разобраться в этом вопросе.

- В чем сходство?

букв Е и З элементы – полуовалы).

- В чём различие?

буквы Е правые полуовалы, у З – левые полуовалы).

2. Соотнесение букв с соответствующими звуками.

-Емеля просит дать характеристику звукам.

(Учащиеся на карточках проводят линии от букв к характеристикам).

СОГЛАСНЫЙ

БЕЗУДАРНЫЙ ТВЁРДЫЙ

МЯГКИЙ

УДАРНЫЙ

ЗВОНКИЙ

Е З

ГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ

3. Выбор символов для обозначения.

- Емеля пришёл не с пустыми руками, со стрелками (красная, чёрная).

- Как вы думаете, для чего?

(Стрелки выставляются под буквами Е – З).

4. Произнесение и письмо букв в воздухе ручкой.

5. Конструирование букв.

А) Выбрать нужные элементы для букв, сложить буквы.

- Какие элементы нужны для букв Е и З?

В тетрадях учащихся и на магнитной доске – таблица:

- Определить род слова «Емеля».

- Записать слово «Емеля» в соответствующий столбик.

3. Дифференциация букв занятия изолированно.

- Двигаемся дальше по Сказочной стране. Золотой лепесток сорвёт тот, в имени которого между Ю и Я находится Л.

На обратной стороне лепестка – задание.

- Назвать имя сказочного героя – девушка с золотыми волосами.

(Выставляется изображение Златовласки).

- Златовласка предлагает задание: Посмотрите на стрелочки в таблице. Раскрасьте их соответствующими цветами. Напишите над каждой стрелкой соответствующую букву.

- Каких стрелок больше?

- Правильно, двигаемся дальше по карте направо.

- Определить род слова «Златовласка».

- Записать слово «Златовласка» в соответствующий столбик.

4. Гимнастика для глаз.

- Подул мощный ветер. Он рисует в воздухе загадочные фигуры.

(Логопед показывает, учащиеся повторяют движения).

- На что похожи эти фигуры?

5. Развитие логического мышления.

- Двигаемся дальше по Сказочной стране. Оранжевый лепесток сорвёт тот, в имени которого после Л стоит Ё.

1) Грамматическая арифметика.

На обратной стороне лепестка – задание: Реши грамматический пример, и ты узнаешь имя следующего сказочного героя.

На доске – запись примера:

ЗНАК – К + Й + КА =

(Выставляется изображение Знайки).

2) Кроссворд.

- Отгадайте слова кроссворда и узнаете, что изучает Знайка.

На доске – кроссворд:

1. Огромные раскалённые газовые шары, находящиеся на небе.

2. Название страны, в которой находятся гробницы фараонов.

3. Загадка: По земле ползёт, а к себе не подпускает.

4. Загадка: Что летом и зимой в рубашке одной?

5. Загадка: На гору бегом, а с горы кувырком.

6. Название планеты.

( ОТВЕТЫ: Звёзды, Египет, Змея, Ель, Заяц, Земля).

- Определить род слова «Знайка».

- Записать слово «Знайка» в соответствующий столбик.

6. Динамическая пауза. Развитие общей моторики. Закрепление пространственных представлений: правый, левый.

- Двигаемся дальше по Сказочной стране. Желтый лепесток сорвёт тот, имя которого заканчивается на согласный звук.

На обратной стороне лепестка – задание: Подчеркните лишнюю букву. Сложите слово из букв и узнаете имя следующего сказочного героя.

З С Т Ш

р Л ч к

Д В О П

(Выставляется изображение Зло).

- Зло очень вредное и укажет нам дальнейший путь после игры «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу».

- Определить род слова «Зло».

- Записать слово «Зло» в соответствующий столбик.

7. Дифференциация букв занятия на уровне слова. Закрепление правописания слов, обозначающих имена собственные.

- Двигаемся дальше по Сказочной стране. Голубой лепесток сорвёт тот, имя которого состоит из 3-х букв.

На обратной стороне лепестка – задание: С помощью ключа прочитать имя сказочного героя.

Е П Ф

Л У Й

И С Е

Х

Х Х

Х Х Х

(Выставляется изображение королевича Елисея).

- Елисей записал имена своих друзей. Вставьте буквы Е – З в слова.

Указать направления написания букв. Найдите имена, которые отличаются одной буквой (в зависимости от рода).

__катерина __вгения __лата

__ахар __ва __инаида

__лена __фим __вгений

- Как пишутся имена собственные?

- Определить род слова «Елисей».

- Записать слово «Елисей» в соответствующий столбик.

- Елисей просит передать волшебный букет цветов Елене Премудрой, который поможет освободить её из лап коварного Змея Горыныча.

8. Развитие высших психических процессов.

- Двигаемся дальше по Сказочной стране. Зелёный лепесток сорвёт тот, имя которого начинается с первой буквы алфавита.

На обратной стороне лепестка – задание: Определите направление пути.

9. Развитие умения составлять словосочетания.

- Двигаемся дальше по Сказочной стране. Красный лепесток сорвёт тот, имя которого начинается с буквы, относящейся к нашей теме занятия.

На обратной стороне лепестка – задание: С помощью следов отгадать имя сказочного героя.

- Переставить следы с буквами, прочитать имя сказочного героя.

(Выставляется изображение Золушки).

- Определить род слова «Золушка».

- Записать слово «Золушка» в соответствующий столбик.

- Золушка приготовила нам волшебные рубашки, которые помогут нам справиться с сильным Змеем Горынычем.

- Собрать половинки рубашек и прочитать словосочетания. Вставить пропущенные буквы.

(Логопед раздаёт учащимся карточки в виде разрезанных на две половинки рубашек. Если кусочки соединены верно, то можно прочитать словосочетание).

Проверка.

III. Итог занятия.

1) - Ребята, мы подошли к пещере Змея Горыныча.

(Выставляются изображения Змея Горыныча и Елены Премудрой).

- Определить род слов «Елена Премудрая», «Змей Горыныч».

- Записать слова «Елена Премудрая» и «Змей Горыныч» в соответствующие столбики.

2) - Выполним просьбу Елисея. Передадим букет цветов Елене Премудрой и освободим её.

- Найти и раскрасить карандашом красного цвета цветок, у которого на всех лепестках написана буква Е.

- Елена Премудрая освобождена. Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

3) - Давайте, объясним Змею Горынычу, в чём была его ошибка.

- Какие буквы сравнивали?

- Какие элементы нужны для буквы «Е»? «З»?

- Как пишутся слова, обозначающие имена собственные?

- Какие три рода есть у имён существительных?

- Как определить род имён существительных?

- Спасибо за работу! Примерные ответы учащихся

Учащиеся отгадывают ребусы-имена и садятся на свои рабочие места.

- Егор, Вика, Алёша, Юля.

- Записка.

- Записка: «Захватил Елену Премудрую. Змей Горыныч».

- Змей Горыныч перепутал в записке буквы Е – З.

Учащиеся записывают тему занятия в тетради :

Буквы Е – З.

Учащиеся читают слово по стрелкам – ПУТЕШЕСТВИЕ.

- Жёлтый, красный, золотой, зелёный, голубой, белый, оранжевый.

- Белый лепесток срывает Вика.

- Отгадка – Емеля.

- Буквы Е – З состоят из одинаковых элементов.

- Буква Е пишется вправо и обозначает гласную букву, буква – З – влево, обозначает согласную.

Учащиеся работают на индивидуальных карточках.

- Буква Е – обозначает гласный звук [э], бывает ударный, безударный.

- Буква З – обозначает согласный звук [з], звонкий, бывает твёрдый, мягкий.

.

- Стрелки нужны для обозначения букв занятия : красная, направлена вправо – буква Е; чёрная, направлена влево – З.

Учащиеся работают с элементами букв Е – З.

Учащиеся отбирают правые полуовалы, левые полуовалы.

- Емеля – мужской род.

- Золотой лепесток срывает Юля.

- Златовласка.

Учащиеся работают на индивидуальных карточках.

- Стрелок, которые направлены вправо больше,

на одну стрелку.

- Златовласка – женский род.

- Фигуры напоминают буквы

Е – З.

Учащиеся обводят глазами загадочные фигуры.

- Оранжевый лепесток срывает Алёша.

- Знайка

Учащиеся выходят к доске, вписывают слова в кроссворд, отгадывают ключевое слово – ЗЕМЛЯ.

- Знайка – мужской род.

-Желтый лепесток срывает Егор.

Учащиеся работают на индивидуальных карточках.

- 1 строка – З (1 звонкий, остальные – глухие)

- 2 строка – Л (Л – заглавная)

- 3 строка – О (О – гласный)

Учащиеся выполняют различные движения за логопедом.

- Зло – средний род.

- Голубой лепесток срывает Юля.

- Елисей.

Учащиеся вставляют буквы

Е - З, указывают направления написания букв.

- «Евгения» и «Евгений» отличаются одной буквой.

- С заглавной буквы.

- Елисей – мужской род.

- Зелёный лепесток срывает Алёша.

Учащиеся работают на индивидуальных карточках.

- Красный лепесток срывает Егор.

- Золушка

- Золушка – женский род.

Задание выполняется коллективно.

- Емеля добродушный, Золушка бедная, Елисей терпеливый, Знайка любознательный, Елена Премудрая умная, Златовласка прекрасная, Змей Горыныч огнедышащий, Зло безобразное.

- Елена Премудрая – женский род.

- Змей Горыныч – мужской род.

Учащиеся работают на индивидуальных карточках.

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Закрепление звуков [А], [У], [О], [М], [C], [Х] и букв А, У, О, М, C, Х» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ А У О М С Х. Задачи: Учить детей находить знакомые звуки:.

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]»Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]» (старшая группа) Цель: Дифференциация звуков [п], [б]. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Формировать умение дифференцировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Зрительно-слуховая дифференциация заглавных рукописных букв Е — З»
Опубликовано: 15 октября 2022 в 11:15
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД