Приложение МААМ

Конспект занятия «Зрительно-слуховая дифференциация заглавных рукописных букв Е — З»

Мария Пичугина
Конспект занятия «Зрительно-слуховая дифференциация заглавных рукописных букв Е — З»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект логопедического занятия

по коррекции оптической дисграфии

3 класс

Логопедическая тема: Зрительно-слуховая дифференциация заглавных рукописных букв Е – З

в словах, словосочетаниях.

Лексическая тема: Путешествие.

Грамматическая тема: Правописание имён собственных. Род имён существительных.

Цель: Дифференциация заглавных рукописных букв Е – З на письме.

Задачи: Образовательные:

Публикация «Конспект занятия „Зрительно-слуховая дифференциация заглавных рукописных букв Е — З“» размещена в разделах

- Учить различать буквы Е – З на письме.

- Научить конструировать буквы Е, З.

- Закреплять знания учащихся о правописании имён собственных,

тренировать в определении рода имён существительных.

Коррекционные:

- Развивать пространственные и зрительно-пространственные представления,

зрительное восприятие.

- Научить дифференцировать понятия «правый» - «левый».

- Закрепить навыки ориентировки в схеме тела.

- Развитие конструктивной деятельности.

- Развитие фонематического анализа и синтеза.

- Активизировать словарь по лексической теме занятия : «Путешествие».

- Развитие умения составлять словосочетания.

- Развитие внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов.

- Развитие общей и мелкой моторики рук.

Воспитательные:

- Развитие навыка самоконтроля.

- Воспитание умения слушать и слышать друг друга, работать в команде.

- Воспитание вежливого отношения к товарищу.

Оборудование: Магнитная доска, игра - карта «Сказочная страна» (на доске,

демонстрационные картинки с изображением героев занятия (Емеля, Змей

Горыныч, Елена Премудрая, Златовласка, королевич Елисей, Знайка, Золушка,

Зло, цветик - семицветик, буквы Е - З (на доске, бумажные элементы букв

«Е» и «З», карточки с заданиями для индивидуальной работы, карточки с

зашифрованными именами, текст записки Змея Горыныча, кроссворд, таблица

– гимнастика для глаз, следы с буквами, половинки рубашек со словами,

условные обозначения –

Содержание занятия

I. Организационный момент. Приветствие.

1. Развитие фонематического анализа, синтеза.

На рабочих местах учащихся разложены карточки – ребусы с зашифрованными именами.

- Здравствуйте! Сегодня Вам предстоит найти своё рабочее место.

Задание: Запомнить первые буквы названий предметов, изображенных на карточке. Какие получились имена?

2. Сообщение логопедической темы.

- Сегодня я по почте получила …. Отгадайте, что это?

- Сначала З, потом А, потом ПЬ, потом И, потом С, потом К, потом А.

(У каждого ученика – текст записки:

Еахватил Злену Премудрую.

Емей Горыныч.

- Прочитайте её и определите, какие ошибки допустил Змей Горыныч?

- Ребята, давайте разберёмся, почему Змей Горыныч перепутал буквы Е – З и попробуем освободить Елену Премудрую.

(На доску выставляются буквы Е – З).

- Запишите тему занятия в тетрадь.

II. Основная часть.

1. Развитие пространственных представлений. «Иди по стрелке» (чтение слова).

- Посмотрите на стрелки и назовите направления нарисованных стрелок.

- Мы отправляемся …

( На доске:

Е

ПУ ТЕ

ШЕСТ

ВИ

- Закройте глаза. 1,2,3,4,5. Откройте глаза. Мы попали в Сказочную страну.

(На доске – карта Сказочной страны).

- В этом путешествии нам поможет цветик – семицветик. На его лепестках загаданы имена наших помощников. Назовите цвета лепестков.

(В руках логопеда – цветик–семицветик).

- Белый лепесток сорвёт тот, имя которого начинается с согласной В.

На обратной стороне лепестка – задание.

- Прочитай и отгадай загадку.

«Вымолвил словечко –

Покатилась печка,

Прямо из деревни

К царю и царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю».

(Выставляется изображение Емели).

2. Уточнение связи звука и буквы.

1. Сравнение букв занятия Е – З по начертанию.

- Буквы Е – З имеют сходство и различия в начертании. Вместе с Емелей попробуем разобраться в этом вопросе.

- В чем сходство?

букв Е и З элементы – полуовалы).

- В чём различие?

буквы Е правые полуовалы, у З – левые полуовалы).

2. Соотнесение букв с соответствующими звуками.

-Емеля просит дать характеристику звукам.

(Учащиеся на карточках проводят линии от букв к характеристикам).

СОГЛАСНЫЙ

БЕЗУДАРНЫЙ ТВЁРДЫЙ

МЯГКИЙ

УДАРНЫЙ

ЗВОНКИЙ

Е З

ГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ

3. Выбор символов для обозначения.

- Емеля пришёл не с пустыми руками, со стрелками (красная, чёрная).

- Как вы думаете, для чего?

(Стрелки выставляются под буквами Е – З).

4. Произнесение и письмо букв в воздухе ручкой.

5. Конструирование букв.

А) Выбрать нужные элементы для букв, сложить буквы.

- Какие элементы нужны для букв Е и З?

В тетрадях учащихся и на магнитной доске – таблица:

- Определить род слова «Емеля».

- Записать слово «Емеля» в соответствующий столбик.

3. Дифференциация букв занятия изолированно.

- Двигаемся дальше по Сказочной стране. Золотой лепесток сорвёт тот, в имени которого между Ю и Я находится Л.

На обратной стороне лепестка – задание.

- Назвать имя сказочного героя – девушка с золотыми волосами.

(Выставляется изображение Златовласки).

- Златовласка предлагает задание: Посмотрите на стрелочки в таблице. Раскрасьте их соответствующими цветами. Напишите над каждой стрелкой соответствующую букву.

- Каких стрелок больше?

- Правильно, двигаемся дальше по карте направо.

- Определить род слова «Златовласка».

- Записать слово «Златовласка» в соответствующий столбик.

4. Гимнастика для глаз.

- Подул мощный ветер. Он рисует в воздухе загадочные фигуры.

(Логопед показывает, учащиеся повторяют движения).

- На что похожи эти фигуры?

5. Развитие логического мышления.

- Двигаемся дальше по Сказочной стране. Оранжевый лепесток сорвёт тот, в имени которого после Л стоит Ё.

1) Грамматическая арифметика.

На обратной стороне лепестка – задание: Реши грамматический пример, и ты узнаешь имя следующего сказочного героя.

На доске – запись примера:

ЗНАК – К + Й + КА =

(Выставляется изображение Знайки).

2) Кроссворд.

- Отгадайте слова кроссворда и узнаете, что изучает Знайка.

На доске – кроссворд:

1. Огромные раскалённые газовые шары, находящиеся на небе.

2. Название страны, в которой находятся гробницы фараонов.

3. Загадка: По земле ползёт, а к себе не подпускает.

4. Загадка: Что летом и зимой в рубашке одной?

5. Загадка: На гору бегом, а с горы кувырком.

6. Название планеты.

( ОТВЕТЫ: Звёзды, Египет, Змея, Ель, Заяц, Земля).

- Определить род слова «Знайка».

- Записать слово «Знайка» в соответствующий столбик.

6. Динамическая пауза. Развитие общей моторики. Закрепление пространственных представлений: правый, левый.

- Двигаемся дальше по Сказочной стране. Желтый лепесток сорвёт тот, имя которого заканчивается на согласный звук.

На обратной стороне лепестка – задание: Подчеркните лишнюю букву. Сложите слово из букв и узнаете имя следующего сказочного героя.

З С Т Ш

р Л ч к

Д В О П

(Выставляется изображение Зло).

- Зло очень вредное и укажет нам дальнейший путь после игры «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу».

- Определить род слова «Зло».

- Записать слово «Зло» в соответствующий столбик.

7. Дифференциация букв занятия на уровне слова. Закрепление правописания слов, обозначающих имена собственные.

- Двигаемся дальше по Сказочной стране. Голубой лепесток сорвёт тот, имя которого состоит из 3-х букв.

На обратной стороне лепестка – задание: С помощью ключа прочитать имя сказочного героя.

Е П Ф

Л У Й

И С Е

Х

Х Х

Х Х Х

(Выставляется изображение королевича Елисея).

- Елисей записал имена своих друзей. Вставьте буквы Е – З в слова.

Указать направления написания букв. Найдите имена, которые отличаются одной буквой (в зависимости от рода).

__катерина __вгения __лата

__ахар __ва __инаида

__лена __фим __вгений

- Как пишутся имена собственные?

- Определить род слова «Елисей».

- Записать слово «Елисей» в соответствующий столбик.

- Елисей просит передать волшебный букет цветов Елене Премудрой, который поможет освободить её из лап коварного Змея Горыныча.

8. Развитие высших психических процессов.

- Двигаемся дальше по Сказочной стране. Зелёный лепесток сорвёт тот, имя которого начинается с первой буквы алфавита.

На обратной стороне лепестка – задание: Определите направление пути.

9. Развитие умения составлять словосочетания.

- Двигаемся дальше по Сказочной стране. Красный лепесток сорвёт тот, имя которого начинается с буквы, относящейся к нашей теме занятия.

На обратной стороне лепестка – задание: С помощью следов отгадать имя сказочного героя.

- Переставить следы с буквами, прочитать имя сказочного героя.

(Выставляется изображение Золушки).

- Определить род слова «Золушка».

- Записать слово «Золушка» в соответствующий столбик.

- Золушка приготовила нам волшебные рубашки, которые помогут нам справиться с сильным Змеем Горынычем.

- Собрать половинки рубашек и прочитать словосочетания. Вставить пропущенные буквы.

(Логопед раздаёт учащимся карточки в виде разрезанных на две половинки рубашек. Если кусочки соединены верно, то можно прочитать словосочетание).

Проверка.

III. Итог занятия.

1) - Ребята, мы подошли к пещере Змея Горыныча.

(Выставляются изображения Змея Горыныча и Елены Премудрой).

- Определить род слов «Елена Премудрая», «Змей Горыныч».

- Записать слова «Елена Премудрая» и «Змей Горыныч» в соответствующие столбики.

2) - Выполним просьбу Елисея. Передадим букет цветов Елене Премудрой и освободим её.

- Найти и раскрасить карандашом красного цвета цветок, у которого на всех лепестках написана буква Е.

- Елена Премудрая освобождена. Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

3) - Давайте, объясним Змею Горынычу, в чём была его ошибка.

- Какие буквы сравнивали?

- Какие элементы нужны для буквы «Е»? «З»?

- Как пишутся слова, обозначающие имена собственные?

- Какие три рода есть у имён существительных?

- Как определить род имён существительных?

- Спасибо за работу! Примерные ответы учащихся

Учащиеся отгадывают ребусы-имена и садятся на свои рабочие места.

- Егор, Вика, Алёша, Юля.

- Записка.

- Записка: «Захватил Елену Премудрую. Змей Горыныч».

- Змей Горыныч перепутал в записке буквы Е – З.

Учащиеся записывают тему занятия в тетради :

Буквы Е – З.

Учащиеся читают слово по стрелкам – ПУТЕШЕСТВИЕ.

- Жёлтый, красный, золотой, зелёный, голубой, белый, оранжевый.

- Белый лепесток срывает Вика.

- Отгадка – Емеля.

- Буквы Е – З состоят из одинаковых элементов.

- Буква Е пишется вправо и обозначает гласную букву, буква – З – влево, обозначает согласную.

Учащиеся работают на индивидуальных карточках.

- Буква Е – обозначает гласный звук [э], бывает ударный, безударный.

- Буква З – обозначает согласный звук [з], звонкий, бывает твёрдый, мягкий.

.

- Стрелки нужны для обозначения букв занятия : красная, направлена вправо – буква Е; чёрная, направлена влево – З.

Учащиеся работают с элементами букв Е – З.

Учащиеся отбирают правые полуовалы, левые полуовалы.

- Емеля – мужской род.

- Золотой лепесток срывает Юля.

- Златовласка.

Учащиеся работают на индивидуальных карточках.

- Стрелок, которые направлены вправо больше,

на одну стрелку.

- Златовласка – женский род.

- Фигуры напоминают буквы

Е – З.

Учащиеся обводят глазами загадочные фигуры.

- Оранжевый лепесток срывает Алёша.

- Знайка

Учащиеся выходят к доске, вписывают слова в кроссворд, отгадывают ключевое слово – ЗЕМЛЯ.

- Знайка – мужской род.

-Желтый лепесток срывает Егор.

Учащиеся работают на индивидуальных карточках.

- 1 строка – З (1 звонкий, остальные – глухие)

- 2 строка – Л (Л – заглавная)

- 3 строка – О (О – гласный)

Учащиеся выполняют различные движения за логопедом.

- Зло – средний род.

- Голубой лепесток срывает Юля.

- Елисей.

Учащиеся вставляют буквы

Е - З, указывают направления написания букв.

- «Евгения» и «Евгений» отличаются одной буквой.

- С заглавной буквы.

- Елисей – мужской род.

- Зелёный лепесток срывает Алёша.

Учащиеся работают на индивидуальных карточках.

- Красный лепесток срывает Егор.

- Золушка

- Золушка – женский род.

Задание выполняется коллективно.

- Емеля добродушный, Золушка бедная, Елисей терпеливый, Знайка любознательный, Елена Премудрая умная, Златовласка прекрасная, Змей Горыныч огнедышащий, Зло безобразное.

- Елена Премудрая – женский род.

- Змей Горыныч – мужской род.

Учащиеся работают на индивидуальных карточках.

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Закрепление звуков [А], [У], [О], [М], [C], [Х] и букв А, У, О, М, C, Х» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ А У О М С Х. Задачи: Учить детей находить знакомые звуки:.

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]»Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]» (старшая группа) Цель: Дифференциация звуков [п], [б]. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Формировать умение дифференцировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Зрительно-слуховая дифференциация заглавных рукописных букв Е — З»
Опубликовано: 15 октября 2022 в 11:15
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Зрительно-слуховая дифференциация заглавных рукописных букв Е — З»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Пичугина (УИ 2582605) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД