Получи документы

Консультация «Педагогический опыт работы»

Татьяна Воронина
Консультация «Педагогический опыт работы»
▼ Скачать + Заказать документы

Представление педагогического опыта работы

«Русский народный фольклор как эффективное средство для развития речи детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО»

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Его значение для совершенствования

учебно-воспитательного процесса.

«Изучайте фольклор, учитесь на нем.

Без знания прошлого нет будущего»

А. М. Горький

Публикация «Консультация „Педагогический опыт работы“» размещена в разделах

Дошкольное детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающее утро, и мы говорим: «Доброе утро!» Говорим или учимся говорить.

Речевое развитие по ФГОС ДОО – это одна из важнейших образовательных областей. Можно возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей не возможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.

Малые фольклорные формы (песенки, потешки, стишки, подговорки, уговорушки и т. п.) – прекрасный речевой материал, способствующий пониманию речи.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если и воспитатели наполняют жизнь малыша светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет, расцветить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал. А что может духовно обогатить среду? Народная мудрость, его поэтическое слово, образец духовного наследия. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, прибаутки, небылички, поговорки, басенки.

Содержание первых сказок направлено на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания герою или другим персонажам. Это обнаруживается в сказках, подчёркивающих, например, физическое напряжение – «тянут - потянут, а вытянуть не могут» («Репка», или просьбу – «пустите меня к себе» («Теремок», или печаль и слёзы – «дед плачет, баба плачет» («Курочка ряба», или прямую угрозу – «я тебя съем» («Колобок») или нежность, заботу – «козлятушки, ребятушки» («Волк и семеро козлят»). Вся палитра человеческих отношений раскрывается перед ребёнком в доступном содержании первых народных сказок.

Потешки – особый вид малого фольклорного жанра, это начальное, предварительное звено в работе с детьми третьего года жизни.

В средней группе детей знакомят с загадками. Они построены на описании и сравнении. Загадка – это короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он.

Знакомя с колыбельной песенкой, мы объясняем её назначение и особенности (тихая, мелодичная, монотонная, медленная). В этом возрасте детей знакомят и с пословицами, помогают раскрыть их смысл и обстановку, моменты, когда пословица произносится.

В старшем дошкольном возрасте добавляются такие формы малого фольклора, как дразнилки, мирилки, считалки, докучные сказки, небылицы, страшилки. Дети данного возраста способны более глубоко осмысливать содержание произведений и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Также детей старшего возраста знакомят с русской народной лирической песней, частушкой, демонстрируя, как в этом виде словесно-музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости.

Изучение детского календарного фольклора осуществляется через участие детей в календарных праздниках. Так, в Рождество дети ходили со «звездой» - славили Христа; на Святках поздравляли детей из соседней группы колядкой.

Используя широко все виды фольклора, мы помогаем детям сохранить особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей со сказками, потешками, пословицами, загадками, поговорками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, заклички, уговорушки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее; в пословицах и поговорках высмеиваются недостатки, метко оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Знакомя детей с народными праздниками и традициями, мы также приобщаем их к народной культуре.

Фольклор вобрал в себя все виды национального искусства – от пляски, былины, сказки, музыки до театра. Он учит детей добру, помогает лучше познать мир, глубже изучить русскую культуру и нести это наследие новым поколениям. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником развития речи детей и средством приобщения их к общечеловеческим ценностям.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Работа по проблеме «Русский народный фольклор как эффективное средство для развития речи детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО» была начата в 2016 году на базе МДОУ «Детский сад № …» : 2016-2017 учебный год. Ведущей педагогической идеей моего опыта является создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по приобщению дошкольников к русской народной культуре через использование всех видов фольклора.

Свою работу по приобщению дошкольников к истокам русской культуры я начала со сбора соответствующих материалов и пособий, создания предметно-развивающей среды в группе. Организовала фотовыставку декоративно-прикладного искусства в мини-музее ДОУ, создала картотеку всех видов фольклора. В библиотеке группы создала раздел «Народная декоративная роспись».

Проводилась большая работа с родителями. Родители участвовали в развлечениях, родительских собраниях (родительское собрание в форме мастер-класса «Вечер сказок»). На «Вечерах сказок» родители рассказывали детям сказки из детства. Была оформлена папка-передвижка «Чти всегда следы прошлого». Детям было очень интересно, когда они с родителями участвовали в празднике «Масленица».

Не секрет, что многие педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения. Итак, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами малых форм фольклора.

Данное противоречие указывает на проблему разработки комплексной

методики развития речи детей дошкольного возраста средствами малых

форм фольклора. Все это определило цель нашей работы : выявить оптимальные условия развития связной речи детей дошкольного возраста средствами всех форм фольклора.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогические основы развития

речи детей дошкольного возраста.

2. Определить основные методы, формы использования всех форм

фольклора в процессе речевого развития детей и разработать

методику их комплексного применения.

3. Проследить динамику изменения уровня речевого развития детей дошкольного возраста в процессе работы.

3. Теоретическая база опыта.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык,

прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин,

Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях старшего дошкольного возраста.

К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов,

забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

Общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного

возраста раскрыты в трудах Д. Б. Эльконина, А. Н. Гвоздева,

Л. С. Выготского и др.

Вопросами приобщения дошкольников к русскому фольклору занимались многие учёные. Исследователи народного искусства

В. Н. Василенко, В. С. Воронов, М. А. Некрасова, Т. Я. Шпикалова,

Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина и другие отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью

(А. Канцедикас «Искусство и ремесло» (1977г, Т. Я. Шпикалова «Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающем поколением народного искусства и традиционной культуре России» (1994г, О. А. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» (2000г, Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей» (1997г).

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Анализируя методические аспекты развития речи средствами малых форм

фольклора, свою работу мы условно поделили на два этапа:

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап (непосредственно обучение) :

- на занятиях;

- в повседневной жизни.

На подготовительном этапе была проведена следующая работа :

-анализ и подбор научно - практической методической литературы;

-определение средств приобщения дошкольников к русской культуре через фольклор;

-создание предметно-развивающей среды (изготовление дидактических игр и пособий, оформление картотеки сказок, потешек, пословиц и т. д.);

-выявление уровня освоения детьми образовательной программы по приобщению к русской культуре через фольклор;

-разработка перспективного плана для реализации проекта;

-работа с родителями по теме опыта.

Формы и методы работы по реализации педагогической идеи.

Формы:

1. Фольклорные праздники.

2. Экскурсии в мини-музей ДОУ.

3. Выставки декоративно-прикладного искусства.

4. Выставки творческих работ.

5. КВНы и НОД.

Методические приемы;

1. Рассказывание сказок.

2. Разучивание потешек, пословиц, поговорок.

3. Разучивание народных игр.

4. Наблюдение за трудом взрослых, временами года, птицами, растениями и т. д.

Основной этап.

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одно из его функций воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые мы стараемся реализовать в полной мере на занятиях, вне занятий, праздниках, развлечениях. Мы работаем над данной темой с 2016г. Нами разработана система мероприятий, которая включает следующие блоки:

- работа с родителями;

-работа с педагогами;

-работа с детьми.

Работа с родителями :

В работе с родителями я использую разные формы работы : анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, экскурсии, викторины, консультации, совместные досуги.

Взаимодействие с семьёй проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада.

Вниманию родителей были представлены консультации : «Значение устного народного творчества в развитии речи детей», «Народное искусство- мощный источник интеллектуального развития детей».

Мы рекомендовали завести альбом и записать туда уже известные детям

выражения народной мудрости. Затем сделать альбом - передвижку, в которой записывать только новые пословицы и поговорки. Дети узнавали их от родителей, из книг. В результате почти каждый ребенок получил право взять альбом –передвижку, с помощью родителей записать новую пословицу, нарисовать к ней картинку. В своей работе, следуя этой системе, в первый альбом записали не только пословицы и поговорки, но и все малые формы фольклора, которые дети знали. Альбом – передвижку сделали по пословицам и поговоркам. Дети с удовольствием рисовали рисунки к этим формам фольклора и поясняли, что они означают и в каких случаях их употребляют. Родители тоже заинтересовались данным вопросом, и сами, если узнавали какие-то новые пословицы и поговорки, просили альбом домой и вместе со своими детьми записывали их.

Работа с воспитателями.

Мною разработаны и проведены следующие мероприятия:

Консультации для педагогов :

«Устное народное творчество в воспитании дошкольников»,

«Воспитательное значение устного народного творчества»,

Открытое занятие: «В гости к бабушке на праздник» .

Мастер -класс «Изготовление атрибутов к потешкам»

Работа с детьми предполагает решение следующих задач:

• Развить устойчивый интерес к малым формам фольклора (прибаутки, скороговорки, потешки, сказки и пр.).

Разработать перспективные планы использования всех видов фольклора.

• Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую форму речи, связную, грамматическую.

• Воспитывать положительное отношение к русскому народному творчеству, желание играть с театральными куклами, в настольный театр, теневой; эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа.

• Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

5. Анализ результативности.

Проделанная нами работа позволяет сделать следующие выводы: народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Наша работа показала, что предложенный художественный материал понятен и доступен детям. Им понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности и мелодике родной речи. Дети охотно включают пословицы и поговорки в свою речь, используют их в играх-драматизациях, при придумывании сказок.

Дети с большим удовольствием откликались на предложение выполнить рисунок к потешке, сказке, исполнить частушку, закличку, народную песню.

Результативнось работы подтверждается наличием заметной положительной динамики:

Сентябрь 2016г: высокий уровень-8%,средний-48%, низкий уровень-44%. май 2017г: высокий уровень-38%,средний-48%, низкий уровень-14%.

Воспитанники много знают потешек, пословиц, загадок. С удовольствием рассказывают сказки друг другу.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Использование опыта по выявлению уровня развития умений связной речи у детей и представлений детей о разных видах фольклора показал, что у детей еще нет четких представлений о жанрах, их специфических особенностях, хотя дети назвали много сказок (этот жанр оказался самым любимым, загадок, пословиц, песенок, дразнилок и. т. д. Подтвердилось положение о том, что рассказ является самым трудным для дошкольников жанром, дети не называют отличительные особенности рассказа, отмечая только его объем ("он короче сказки"). Дети соблюдали композицию сказки, однако, их сюжет не отличался большой оригинальностью. В сказках детей встречались диалоги персонажей, которые были заимствованы из других литературных произведений и дети могли их передать выразительно. Большинство же детей затруднялись в выстраивании сюжета, не соблюдали логическую последовательность в его изложении, диалоги персонажей отсутствовали, а сам текст излагался монотонно, не менялась сила голоса, темп речи был замедленным. Встречалось много остановок, пауз, повторов слов. Лучше всего дети передавали интонацию, а вот объяснить смысл, содержание они затруднялись.

Одновременно с диагностированием детей мы провели анкетирование родителей для того, чтобы выявить их педагогические знания, проблемы в общении с детьми.

Результаты анкетирования, показали, что многие родители не считают проблему развития речи достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе взросления.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный педагогический опыт доступен в практическом применении и может использоваться в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений.

В целях обмена опытом с коллегами я провожу открытые занятия, выступаю на методических объединениях, педагогических советах.

Материал размещен на сайте МДОУ «Детский сад № …».

Публикации по теме:

Педагогический опыт «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ» Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей. Общение педагогов с родителями.

Инновационный педагогический опыт работы воспитателя «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада» ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ «КЕМЛЯНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ЛУНИНОЙ НАТАЛЬИ МИХАЙЛОВНЫ.

Инновационный педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Савинова Александра Александровна. Сайт воспитателя: https://www.maam.ru/users/sahsa5 «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Консультация «Опыт работы по введению и реализации ФГОС до» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Незабудка» Алтайского края Усть-Пристанского района с. Усть-Пристань.

Обобщённый педагогический опыт работы на тему «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр» Содержание информационно педагогического модуля. ИПМ №1. Условия формирования опыта. ИПМ №2. Теоретическая база опыта. ИПМ №3. Актуальность.

Педагогический опыт инструктора по ФК. Ритмическая гимнастика как инновационная технология физкультурно-оздоровительной работы Уважаемые коллеги, современная система образования требует от нас новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в.

Педагогический опыт работы «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников» Театрализованные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них успехом. За время работы в детском саду ещё ни разу не слышала от детей.

Педагогический опыт работы «Работа по социализации ребенка — инвалида в группе детского сада» В условиях совершенствования и обновления системы образования и воспитания, гуманизации педагогического процесса особое значение в РФ придается.

Педагогический опыт работы с детьми дошкольного возраста во внеурочное время Моя педагогическая практика,в работе с детьми дошкольного возраста показала, что у детей есть необходимость проявлять свои творческие способности.

Педагогический опыт работы «Театрализованная деятельность как средство социально-нравственного воспитания дошкольников» С первых минут рождения, жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Педагогический опыт работы»
Опубликовано: 9 февраля 2019 в 09:06
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Педагогический опыт работы»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Воронина (УИ 373178) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД