Наталья Виеру
Приемы использования метронома в нейрокоррекции детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время большую популярность среди коррекционных педагогов завоевал метод нейрокоррекции детей дошкольного и школьного возраста. Хотя вся классическая дефектология строится на основе нейропсихологии и нейрофизиологии. Учитель-дефектолог регулярно использует приемы и методы нейрокоррекции детей с ОВЗ, совершенствуя и привнося, новые идеи в данном направлении.
Работая, в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, мы часто наблюдаем следующую картину:
• Дети агрессивны;
Публикация «Приемы использования метронома в нейрокоррекции детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• Дети плохо запоминают информацию;
• У детей непонятная и сбивчивая речь;
• Присутствует зеркальное написание/выкладывание букв и цифр;
• Некоторые дети не определились с ведущей рукой;
• Присутствуют сложности в описании действия, изображенного на рисунке;
• сложности в общении с ровесниками;
Данные нарушения свидетельствуют о слабости развития связей между полушариями головного мозга ребенка. Для укрепления межполушарных связей мы используем нейропсихологическую коррекцию.
Нейропсихологическая коррекция – это комплекс методик, которые применяются для преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Существует большое количество развивающих игр для улучшения связи между полушариями у детей. Помимо основного предназначения, они формируют зрительно-моторную координацию и способствуют развитию концентрации внимания, что так необходимо детям данной категории.
Упражнения проходят красной нитью через весь коррекционный процесс. Учитель-дефектолог индивидуально отрабатывает упражнения с каждым ребенком, а также использует игры и упражнения в качестве физкультминутки на подгрупповых занятиях. Воспитатели в свою очередь используют их на утренней зарядке.
В своей работе мы используем классические кинезиологические упражнения, такие как «Ладошки», «Кулак-ребро-ладонь», «Фонарики» и т. д. И общую двигательную нейрогимнастику, нейромячи.
Но как было сказано выше, педагоги всегда совершенствуют и привносят новые идеи в своей работе. После того как дети успешно выполняют кинезиологические упражнения и нейрогимнастику, встал вопрос об усложнении данных заданий. На помощь нам «пришел метроном».
Метроном – это прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами. Т. е. все те же самые кинезиологические упражнения, упражнения с нейромячами, нейрогимнастику, мы выполняем под «удары» метронома. Начинаем с «медленных» темпов (30-40ударов в минуту, постепенно увеличивая их количество (до 70-80 ударов). Учитель-дефектолог и воспитатели группы работают в тандеме регулярно и непрерывно. Дефектолог сначала отрабатывает индивидуально с ребенком, затем так же включает в подгрупповые занятия. А воспитатели с успехом включают упражнения под метроном в утреннюю зарядку.
Включение метронома в занятия позволяет развивать у ребенка не только чувство ритма, но и чувство времени. Это является основой для овладения любыми учебными навыками, в том числе чтением, письмом и счетом, решением задач.
Метроном стимулирует мозговую активность, которая необходима для обработки сенсорной информации, поступающей извне. Таким образом, использование метронома во время нейрогимнастики, мы развиваем не только межполушарные связи головного мозга, но и развиваем способность планировать свою деятельность, стабилизировать поведенческие реакции.
На сегодняшний день можно отметить, что регулярные занятия с использованием метронома дают положительную динамику в развитии познавательной деятельности детей. Заметно повышается устойчивость и концентрация внимания, работоспособность на занятиях.
Через управление своим телом и своими движениями, а через также овладение когнитивными функциями ребенок получает возможность преодолеть неадаптивные особенности своего развития, трудности в дальнейшем школьном обучении, трудности саморегуляции и детские поведенческие проблемы.