Папки-передвижки

Занятие по экологии с опытно-экспериментальной деятельностью в средней группе «Путешествие с Капелькой»

Вита Зеленева
Занятие по экологии с опытно-экспериментальной деятельностью в средней группе «Путешествие с Капелькой»

Цель: Ознакомление детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, прозрачность, текучесть).

Задачи:

1. Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе.

2. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

3. Закреплять знания детей о воде как о природном явлении, о значении воды в природе, в жизни человека.

1. Обогащать и активизировать словарь, учить детей последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь;

2. Воспитывать бережное отношение к воде, целеустремлённость и любознательность.

Публикация «Занятие по экологии с опытно-экспериментальной деятельностью в средней группе „Путешествие с Капелькой“» размещена в разделах

Образовательная область: Познание.

Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, социализация, здоровье, безопасность.

Тип занятия : Усвоение новых знаний и умений.

Форма занятия : Познавательно – исследовательское.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Оборудование:

1. Панно «Кому нужна вода».

2. Инвентарь для опытов : стаканы с водой и с молоком, сахар, зеленка, марганцовка, ложечки, баночки с водой.

3. Символы, обозначающие свойства воды.

4. Эмблема «Помыл руки - не забудь плотно закрыть кран».

5. Маски-капельки (по количеству детей).

6. Маска-капелька (для воспитателя).

7. Аудиозапись.

Предварительная работа: свободное экспериментирование с водой, рассматривание иллюстраций «Состояние воды», беседы: Если б не было воды», «Чистая вода», «Вода – нужна всем».

Раздаточный материал: стакан с водой, стакан с молоком, чашка, блюдце, пуговицы, сахар.

Ход занятия:

Воспитатель сообщает, что получил письмо, и зачитывает его: «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень умные, сообразительные и всегда хотите много знать, поэтому я хочу пригласить вас к себе в сказочную страну Водиландию и кое-что рассказать интересное. О чем? Узнаете, когда прилетите ко мне в гости на ковре-самолете. Ваша Капелька».

Воспитатель: Ребята, какое загадочное письмо. Интересно, о чем нам хочет рассказать Капелька? Полетим к ней в гости? (Да, полетим.)

Воспитатель: А чтобы наши пальчики крепко держались друг за друга, мы их разомнем

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому,

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик – малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя!

Воспитатель: Теперь садитесь на ковер-самолет, закрываем глазки, взялись за руки и представляем, что мы летим над лесом, озером, лугом (Звучит тихая музыка, воспитатель надевает шапочку с капелькой).

Детям предлагается открыть глаза.

Капелька : Ой, кто это ко мне пришли? Здравствуйте! Ребята, вы откуда? А вы знаете, куда вы прилетели? (Нет.)

Капелька : В сказочную страну Водиландию к Капельке (дети могут ответить). Правильно, в Водиландию к Капельке. Капелька – это я (показывает капельку). У нас в Водиландии все имеют визитки. И вам нужно стать такими же, как я, маленькими капельками. А как нам это сделать? (Вспомнить волшебную считалочку - превращение.)

Кира: вместе с детьми произносит считалку-превращение:

Без меня не будет моря, океана и реки,

Даже лужицы, в которой бултыхаются щенки.

Раз, два, три…Стали капельками мы.

(дети получают шапочки-капельки, заранее приготовленные, и надевают их).

Капелька : А теперь я хочу проверить, какие вы сообразительные. Отгадайте загадку:

Что в руках не удержишь,

В решете не унесешь?

Дети: Вода.

Капелька : Молодцы, ребята! Вы – умные и сообразительные.

Капелька : Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о воде и о её свойствах. А чтобы узнать об этом, мы подойдем к столам, на которых стоят вода, различные баночки, стаканчики и т. д. Это и есть Водиландия. Что же интересное нас ждет? Что нового мы узнаем о воде? А где же жители этой страны, почему вы никого не видите? А жителями этой страны являются капельки, такие, как я, а вместе они образуют воду, которая, посмотрите, у вас на столе в стаканчиках. Эти капельки путешествуют по всему свету, много видели, много интересного знают.

Боря читает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране…

Капелька : Ребята, как вы думаете, так ли это? (Да)

Капелька : А назовите места, где путешествовали капельки. (Пруд, озеро, море, река, океан.)

Капелька : Значит, капельки – это маленькие частички чего? (Воды.)

Капелька : Кому нужна вода? (Ответы детей)

(вывешивается панно «Кому нужна вода»)

Капелька : А может ли человек прожить без воды? (Ответы детей)

Капелька : Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода - это основа жизни. Давайте поздороваемся с капельками. В Водиландии есть Королева, и она мне рассказала о некоторых свойствах воды

Опыт №1. «Вода - это жидкость».

Так, давайте проверим. Возьмите стакан с водой и вылейте немного воды на блюдце, но выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода растекается (Дети выполняют). Вы убедились, что вода льется и растекается? (Убедились.)

Капелька : Вода - это жидкость. Ее можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. А чтобы вы запомнили, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).

Опыт №2. «Вода бесцветная и прозрачная».

Капелька : Это еще одно свойство воды. А теперь проведем следующий опыт : у вас на столах лежат ложечки, возьмите их и опустите в стакан с молоком и в стакан с водой (Дети выполняют). В каком стакане нам хорошо видна ложечка? (В стакане с водой.)

Капелька : А как вы думаете, почему в чистой воде видны предметы, а в стакане с молоком – нет? (Потому что вода прозрачная.) (вывешивается символ этого свойства)

Капелька : Правильно, прозрачная. Какой бы предмет вы ни опускали в воду, он будет виден. Опустите свой пальчик в стакан с водой. Видите вы его? (Да.)

Капелька : А почему вы его видите? (Потому что вода прозрачная.)

Капелька : А какая вода в грязных лужах? Прозрачная? (Нет.)

Капелька : А какая? (Грязная.)

Капелька : А грязная вода прозрачная? (Нет.)

Капелька : Молоко какого цвета? (белого) А вода какого цвета? Имеет ли вода цвет? (Вода не имеет цвета, она бесцветная) (вывешивается символ этого свойства)

Капелька : Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите в этом убедиться?

На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, марганцовка.

Капелька : Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила свой цвет вода? (Да.) А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет.

Капелька : Значит, делаем вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Опыт №3. «Вода без вкуса».

Капелька : А теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Соленая? Кислая? Горькая? (Ответы детей)

Капелька : Вода не имеет вкуса, она безвкусная. А чтобы вы не забыли, я приготовила символ этого свойства (вывешивается на доске)

Капелька : Давайте проведем небольшой опыт. Положите в стакан с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что вы добавили в воду (ответы детей)

Капелька : Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в нее положили.

Опыт №4. «Вода не имеет запаха».

Капелька : А теперь я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (ответы детей)

Капелька : Вода ничем не пахнет, у нее нет запаха (вывешивается символ этого свойства).

Капелька : Сегодня вы очень многое узнали о воде. Давайте еще раз вспомним, что же вы узнали:

• Вода - это жидкость

• Вода – прозрачная и бесцветная

• Вода - безвкусная.

• Вода не имеет запаха.

Физкультминутка «Дождь».

Капля - раз, капля - два, очень медленно сперва,

(Хлопки руками на каждое слово)

А потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом.

(Бег)

Стали капли поспевать, капля каплю догонять.

(Хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап.

(Свободные движения пальчиками)

Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем.

(Соединить руки над головой)

Капелька : Ребята, а для чего нужна вода? (Отвечают, приводят примеры из личного опыта.)

Капелька : Правильно, человек ни дня не может прожить без воды: из нее он готовит пищу, она нужна растениям. Человек может не есть чуть больше месяца, а вот без воды всего несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай. Вы, наверное, знаете, как приятно и весело плескаться в речке летом, как приятно утолить жажду в жару.

Проблемная ситуация.

Уважаемые капельки, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была бы не прозрачной, а, как в сказке, молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких реках? Как вы думаете, почему? Правильно, непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках и озерах не могут жить растения. А если не будет растений – не будет и рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это значит, что водоемы загрязнять нельзя. Но чистой воды на земле становится все меньше и меньше. Заводы, фабрики потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами своего производства, сбрасывая их в реки, озера. От этого гибнет рыба и вообще жизнь в воде. Воду надо беречь, потому что без нее невозможно жить на земле.

Миша читает стихотворение:

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана – кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря –

Не тратьте воду зря, зря, зря…

А то пройдет немного лет –

И нет водицы – нет, нет, нет…

Капелька : К сожалению, ребята, у меня закончилось время, и мне надо путешествовать дальше по Водиландии. Ждите следующего приглашения ко мне в гости. Понравилось вам проводить опыты, как настоящим ученым? (Да.)

Капелька : Садитесь на ковер-самолет и отправляйтесь обратно в детский сад. Закрыли глазки, вот вы летите надо лесом, озером, лугом. Вдалеке показался детский сад

Звучит тихая музыка, в это время воспитатель снимает шапочку Капельки.

Воспитатель: Ребята, а я от вас отстала и вы улетели без меня! Где же вы были? И что за шапочки у вас на голове? (В сказочной стране Водиландии в гостях у Капельки.)

Воспитатель: Что вы там узнали? (Дети делятся впечатлениями, рассказывают об услышанном.)

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы. Теперь я тоже буду знать о воде: она прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, безвкусная, это жидкость. Воду надо беречь. Вода – основа жизни. Для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много трудов и сил.

Вот почему нужно беречь воду, плотно закрывать кран. А чтобы вы всегда об этом помнили, вот этот знак мы повесим в умывальной комнате (вывешивается эмблема «Помыл руки - не забудь плотно закрыть кран».)

Сюрпризный момент.

Воспитатель: А сейчас сюрприз от Капельки - сок. Выпейте сок и скажите из чего он сделан.

Публикации по теме:

«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познавательное развитие». Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность. Цель: выявление необходимых.

Конспект НОД «Путешествие с капелькой» для детей средней группыКонспект НОД «Путешествие с капелькой» для детей средней группы Вид деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная. Форма проведения: занятие-путешествие.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Опыты с тканью» Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности Задачи: • Познакомить детей с некоторыми.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие по островам»Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие по островам» Конспект открытого занятия победителя муниципального конкурса «Воспитатель года» 2020 Конспект интегрированного занятия в подготовительной.

Конспект познавательной НОД в подготовительной группе с опытно-экспериментальной деятельностью «путешествие в прошлое Земли»Конспект познавательной НОД в подготовительной группе с опытно-экспериментальной деятельностью «путешествие в прошлое Земли» По изготовленному мною пособию, представленному в прошлом мастер классе было проведено занятие, конспект которого я предлагаю. Цель: подвести.

Конспект прогулки «Наблюдение за небом летом» с опытно-экспериментальной деятельностьюКонспект прогулки «Наблюдение за небом летом» с опытно-экспериментальной деятельностью Цель прогулки: Продолжать обращать внимание детей на красоту летнего неба; воспитывать любовь к природе; развивать любознательность,творческое.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка» Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование. Задачи: Образовательные: - подвести к пониманию того, что воздух.

Перспективное планирование опытно — экспериментальной деятельности. Средней группе. Разработала: Козловцева Т. Н. Литература: Н. А. Рыжова «Наш дом природа». Цель: Учить детей познавательным интересам в процессе экспериментирования.

Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Проект в средней логопедической группе №4 «Юные исследователи» Руководители проекта: воспитатели Краковская Надежда Александровна, Шлейгер.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Лимон-волшебник»Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Лимон-волшебник» Тема: «Лимон- волшебник.» Цель: расширить представление детей о растении - лимон и его свойствах. Задачи: 1. Обучающие: дать представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по экологии с опытно-экспериментальной деятельностью в средней группе «Путешествие с Капелькой»
Опубликовано: 2 ноября 2020 в 13:33
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД