МААМ-картинки

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста

Евгения Бабушкина
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я бы хотела представить вашему вниманию свой опыт работы над темой «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Младший и средний дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного опыта в межличностных отношениях. Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых – родителей и педагогов! Жаль, что не все и не всегда могут обеспечить малышам необходимый уровень общения.

Публикация «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В ФГОС дошкольного образования указаны целевые ориентиры, которым должен следовать воспитатель и к ним стремиться. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, уметь использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, уметь выделять звуки в словах, и у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Для определения эффективности своей работы я два раза в год провожу педагогический мониторинг развития речи детей. По результатам наблюдений у детей отмечается низкая речевая активность. Количество детей, поступающих в дошкольное учреждение с низким уровнем речевого развития, не соответствующим возрастным показателям ежегодно увеличивается. У младших дошкольников наблюдается неправильное звукопроизношение, малый словарный запас, речь не имеет связности, а многие и вовсе не говорят. Поэтому я пришла к выводу, что необходимо искать более эффективные, нетрадиционные методы обучения детей развитию речи. Эта работа должна быть непрерывной и задействовать всех взрослых, оказывающих влияние на речь детей, и в первую очередь родителей. Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка – фольклор, благодаря которому дети в доступной форме научаться общаться.

Я решила, что использование малых фольклорных форм как средство развития речи детей приведет к улучшению и развитию связной речи детей, формированию правильного звукопроизношения, пополнению активного словаря детей.

Одно из основных средств воспитания в дошкольном возрасте - устное народное творчество - бесценный дар фольклора. Хотим мы этого или нет, но фольклор с самого рождения входит в нашу жизнь, в мелодичных колыбельных, потешках, сказках, пословицах и поговорках, загадках и др. А ведь у нас в руках богатейший дидактический материал, на котором мы можем воспитать ребёнка, как цельную личность, без всяких проблем с речью, памятью и мышлением, стоит только правильно воспользоваться опытом наших предков. Пусть ребёнок постоянно слышит красивую правильную речь.

Работа ведется по нескольким направлениям: работа с детьми; с родителями дошкольников; с педагогами в учреждении.

Активно применяю технологию проектной деятельности. Она позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

За два года совместно с воспитанниками и их родителями были разработаны и реализованы следующие проекты:

1. «Познакомимся с народной игрушкой».

2. «Потешки-лучшие друзья».

3. «Полезные советы доктора Айболита».

В результате этих проектов мы получили:

• дети познакомились с народными игрушками, в том числе с дымковской барыней

• узнали какие малые фольклорные формы бывают,

• узнали, что такое самовар, печка и другая утварь русской избы

• научились играть в народные хороводные игры

• получили положительные эмоции, весёлое бодрое настроение;

• обогатили словарь детей новыми словами, потешками, загадками;

• сформировали интерес детей к устному народному творчеству;

• семьи воспитанников стали активнее участвовать в воспитательно- образовательном процессе (мастер-классы, праздники, «Русские посиделки», конкурсы)

Для реализации поставленных задач использую музейную педагогику. Назначение создаваемых мини-музеев в детском саду – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Совместно с родителями мы создали мини-музей в нашей группе «Народные промыслы», в котором есть все необходимые предметы по ознакомлению детей с народным бытом, традициями и праздниками. С родителями проводятся совместные мероприятия (праздники, викторины, консультации, беседы, «Народные посиделки»).

Важной задачей для развития речи детей является совершенствования педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, которая обеспечивает творческую деятельность каждого ребенка. Для этого в своей работе использую преимущественно наглядно-практические методы и способы ознакомления детей с фольклором, чтением сказок, загадывания загадок, исполнение песен, закличек, потешек и т. д.

Были подобраны дидактические материалы, картотеки потешек, хороводов, народных игр, загадок, наглядный материал для активизации речевого общения детей, побуждающий ребят к общению между собой, исполнению песен, рассказыванию сказок. В группе имеется центр народного творчества (мини-музей «Народные промыслы», центр ряжения «Жили-были», разнообразные виды театра (пальчиковый, настольный, центр речевого развития «Говоруша», центр «Наши любимые книги».

Ребята в свободной игровой деятельности с удовольствием обыгрывают знакомые сказки, потешки - при этом используют куклы БиБаБо, пальчиковый, настольный театр, играют в русские народные игры.

Элементы фольклора включаем при проведение праздников и мероприятий, которые проходят в детском саду такие как: Масленица, Святки-Колядки, утренники, родительские собрания, семейный досуг «Русские посиделки», различные конкурсы. Совместно с музыкальным руководителем показали театрализованное представление по сказке «Репка».

Также активно провожу различные мастер-классы с педагогами и родителями по данному направлению.

Ежедневно мы используем малые жанры фольклора на прогулках, при наблюдениях за живыми объектами, природными явлениями, транспортом и т. д. Во время проведения режимных моментов: укладывание спать, кормление, умывание, одевание, в процессе самостоятельной и совместной деятельности детей.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Т. к. работа с детьми велась на протяжении двух лет и сейчас дети перешли в среднюю группу, мы можем выделить некоторые результаты своей деятельности:

• В процессе совместной работы у детей повысился интерес к устному народному творчеству. Они стали использовать в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывали народные игры — забавы с помощью считалок.

• У родителей я заметила повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми потешки, загадки, считалки, подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

• У детей, с которыми я сейчас работаю, отметила, что использование малых форм фольклора на занятиях и в режимных моментах послужило тому, что их речь стала более внятной, понятной, дети могут составлять несложные предложения, заучивают четверостишия и даже небольшие роли.

А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество» (Появляются ведущие,Хозяин с Хозяюшкой.) -Здравствуйте,гости дорогие! -Веселья вам да радости! давно мы вас ждем-поджидаем,праздник не начинаем.

Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки»Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Разрешите предложить вам методическую разработку.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Устное народное творчество. Потешки про петушка и курочкуУстное народное творчество. Потешки про петушка и курочку Сейчас в нашей группе проходит проект "Петушок и его семья". Скоро в рамках проекта будет развлечение "Как курочка с цыплятами весну встречали".

Устное народное творчество «Потешки про зиму»Устное народное творчество «Потешки про зиму» Цель: способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора. Потешки про зиму помогут в игровой форме.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 марта 2021 в 14:29
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД