Лучший педагог года

Экспериментирование как средство развития познавательной активности (5 фото)

Малышева Анна Леонидовна
Экспериментирование как средство развития познавательной активности

«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера» - Анатолий Шапиро.

Актуальность:

Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности» размещена в разделах

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.

Использование современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных является - технология детского экспериментирования.

С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Цель - создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать у детей дошкольного возраста, диалектическое мышление, т. е.

способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

- Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, умение работать в коллективе.

Развивающие :

- Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств : символов, моделей, схем, условных знаков.

- Развивать речь детей в процессе развития умений анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия, делать выводы.

Воспитательные:

- Приобщать детей к многообразию и красоте окружающего мира, воспитывать экологическую культуру поведения.

Для организации исследовательской деятельности я создала определенные условия:

- Составила план работы с детьми по экспериментальной деятельности.

- Организовала предметно - развивающую среду.

- Составила картотеку проведения опытов и экспериментов.

- Разработала методические пособия.

- Подобрала дидактический материал.

- Оформила лэпбук.

Организуя экспериментальную деятельность детей, необходимо придерживаться правил:

- Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей.

- Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.

- Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.

- Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.

- Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.

- Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы.

Первый этап- создание развивающей предметно пространственной среды и предварительная подготовка детей к проведению исследовательской деятельности. Он предполагает знакомство детей с оборудованием и материалами экспериментального центра и их назначением.

Основным оборудованием в уголке являются:

- Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).

- Природный материал: камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.

- Утил. материал: проволока, ткани, пластмасса, пробки и др.

- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности

- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

- Красители: гуашь, акварельные краски и др.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывала следующие требования:

- безопасность для жизни и здоровья детей

- достаточность

- доступность расположения.

Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных экологических мероприятий и организации разной деятельности с детьми. Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей.

Для закрепления и систематизации знаний детей в группе подобрана детская познавательная литература по ознакомлению детей с живой, неживой природой: стихи, разнообразные энциклопедии.

Для лучшего усвоения материала применяю рисунки, схемы, алгоритмы. Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность шагов (действий, в нем определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается. Освоение дошкольниками алгоритмов способствует упорядочению детского мышления, восприятию определенной последовательности, что выражается в умении планировать свои действия. Алгоритмы, помогают развить у детей такие психические процессы, как память, внимание, образное мышление, воспроизводить необходимую информацию.

Второй этап - Практический.

В него входит предварительная работа: Провожу с ребятами занятия специальные научного характера по развитию у них умений и навыков исследовательского поиска. Для этого использую занятия-тренинги, предложенные А. И. Савенковым. Он предлагает задания и упражнения для развития умений видеть проблемы («Посмотри на мир чужими глазами», «Сколько значений у предмета», выдвигать гипотезы «Почему дует ветер?», «Почему течет вода?», задавать вопросы, умение классифицировать предметы, развития умения наблюдать.

Фото №1 Ребенок овладевший искусством эксперимента побеждает нерешительность и неуверенность в себе

Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность.

Фото №2 У него просыпается инициатива способность бодро преодолевать трудности переживать неудачи и достигать успеха умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь

а подобных занятиях большое внимание в виде похвалы уделяю закомплексованным, неуверенным в себе, детям, чей интерес к поисковой деятельности несколько снижен. Таким образом, активизируется их дальнейшее участие в совместной работе и постепенно развивается чувство самоуважения. В результате дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться.

Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру: цель, задачи, мотив, содержание, средства, формы, условия, результат.

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами как со средствами познания окружающего мира.

Задачи:

- Развитие мыслительных процессов;

- Развитие мыслительных операций;

- Освоение методов познания;

- Развитие причинно-следственных связей и отношений.

При планировании эксперимента использую следующую последовательность:

- Создание проблемной ситуации.

- Целеполагание.

- Выдвижение гипотез.

- Проверка предположения.

- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

- Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

- Как я это делаю?

- Почему я это делаю именно так, а не иначе?

- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

В своей работе с детьми я использую следующие формы организации:

- Специально организованная образовательная деятельность;

- Совместная деятельность педагога с детьми;

- Самостоятельная деятельность детей.

Провожу эксперименты индивидуальные и групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.)

При планировании алгоритма деятельности взрослого с детьми использую интеграцию образовательных областей.

Экспериментирование, тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как, наблюдение и труд.

Фото №3 Вообще опыт собственных открытий одна из лучших школ характера Анатолий Шапиро

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи.

У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу. Связь экспериментирования с рисованием двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента. При зарисовке результатов эксперимента, появляется возможность еще раз вспомнить и зарисовать этапы эксперимента, его последовательность.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы. Чтение художественной литературы по теме, способствует закреплению, расширению и систематизации полученных знаний в ходе эксперимента.

Экспериментирование связано музыкальным воспитанием. Дети погружаются в звуки природы,что способствует развитию эмоциональной отзывчивости, развитию положительных эмоций. Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений.

Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, взвешивать, определять форму и размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Способы фиксации результатов исследования:

1. Зарисовка опытов ;

2. Изготовление аппликаций в виде коллажа.

Фото №4 Актуальность Публикация Экспериментирование как средство развития познавательной активности размещена в разделах Опытно экспериментальная деятельность Развитие ребенка

Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие, также обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать сравнения и обобщения, находить связь между явлениями живой и неживой природы.

- Одним из важных условий успешной работы по формированию познавательного интереса у детей к неживой, живой природе в процессе экспериментирования является совместная деятельность в работе с родителями. Использование такой формы работы формирует у родителей активную позицию в воспитании, развитии своего ребенка. Была создана консультация для родителей «Экспериментальная деятельность дома». Для родителей создала картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

Консультации для родителей, рекомендации, буклеты и памятки способствуют проявлению интереса и становлению их активными участниками в исследовательской деятельности.

Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами.

Итоговый этап- подведение итогов.

В процессе своей работы с детьми по экспериментальной деятельности, я отметила динамику развития :

- У детей появился интерес к экспериментированию, стали развиваться

навыки экспериментирования, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами.

- Ребята усвоили элементарные правила проведения опытов.

- При проведении экспериментов дети стали более внимательными, у них расширился кругозор, появились свои предпочтения к обследуемым предметам, индивидуальные интересы к обследуемым объектам.

- Усвоение материала стало более прочным, ведь ребенок слышит, видит и делает сам.

- Повысилась образовательная компетентность родителей в познавательно исследовательской работе с дошкольниками.

Систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Литература и интернет ресурсы:

1. Деркунская В. А. Игры – эксперименты с дошкольниками. / Центр педагогического образования, 2012

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2004

3. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006

4. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013

5. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002

6. Материалы Интернет-сайтов: https://www.pedt.ru/categories/9/articles/324.

7. Л. Н. Прохорова 12.06.2015 Организация экспериментальной деятельности дошкольников.

8. Савенков Александр Ильич 2007 «Детское исследование, как метод обучения старших дошкольников» Москва.

Публикации по теме:

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольниковИспользование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, основные особенности - абстрактность,.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников»Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников» Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспитательная функция.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Мастер-класс «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей детей 2–3 лет»Мастер-класс «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей детей 2–3 лет» Мастер - класс «Декоративно прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей» Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование как средство развития познавательной активности
Опубликовано: 16 апреля 2020 в 11:14
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД