Конспект НОД «Знакомство с качествами и свойствами песка и глины» (старшая группа)

Ольга Сторожева
Конспект НОД «Знакомство с качествами и свойствами песка и глины» (старшая группа)

«Знакомство с качествами и свойствами песка и глины» («Технология исследовательской деятельности в ДОУ» Старшая группа)

Задачи:

Познакомить детей со свойствами песка и глины. Песок: рыхлый, сыпучий, состоит из отдельных песчинок. Глина: бывает твёрдая, мягкая, пластичная похожа на пластилин, частички её мелкие и слипшиеся.

Ввести в словарь детей слова: сыпучий, рыхлый, песчинки, пластичная.

Активизировать словарь за счёт слов: влажный, мокрый, впитывается, рассыпаются песчаные шарики, глиняные и т. д.

Подвести детей к умозаключениям и выводам: песок, сыпучий, рыхлый, состоит из песчинок глины: твёрдая, мягкая, пластичная состоит из мелких частичек.

Продолжать учить детей участвовать в коллективном разговоре. Отвечать на вопросы воспитателя в правильной грамматической форме, достаточно громко и понятно для окружающих.

Воспитывать интерес к занятиям, культуре речевого общения.

Интеграция образовательных областей: "Познание", "Социализация", "Коммуникация", "Художественное творчество", "Безопасность", игровая деятельность.

Оборудование: миски с глиной и песком, ложечки, лупы, стаканы с водой, палочки, салфетки.

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю на чай, который мы будем пить из своей любимой чашки. (дети проходят за стол, а чашек нет). Как вы думаете, куда делись чашки? (Предложение детей).

А я кажется, догадалась.

Домовой Кузя за печкой жил,

С ребятишками дружил.

Он хозяйке помогал,

Всех гостей он развлекал.

Он за печкою сидит

Иногда слегка ворчит,

А вообще он удалой

Самый лучший в мире домовой.

Давайте его позовём и спросим где наши чашки.

Дети: Кузя.

Кузя (взрослый): Аушки.

Воспитатель: Кузя, а ты наши чашки не брал случайно?

Кузя: Брал, вот они, давайте пить чай. (достаёт стаканы).

Дети: Это не чашки, а стаканы.

Кузя: Да какая разница, они одинаковые.

Воспитатель: Ребята, разве они одинаковые, вы согласны с Кузей? Расскажите, чем они отличаются? (стаканы сделаны из стекла, они прозрачные, а чашки керамические. А керамические предметы, сделанные из глины, обожжённые, покрытые глазурью, не прозрачные, водонепроницаемые, блестят, бывают разноцветные и распадаются на куски при ударе).

Кузя: Ну, я не помню где ваши чашки. А я вам сделаю новые, не из глины, а из песка. У меня нет глины. (Кузя делает, у него ничего не получается).

Воспитатель: Что же нам делать, как узнать, почему из песка чашка не получается? (выслушиваю предложения детей). Надо пойти в лабораторию, там мы всё узнаем. А ещё мы узнаем, почему из глины получаются разные предметы? Дети занимайте свои места в лаборатории, а ты Кузя внимательно смотри и запоминай, что будут делать дети.

Опыт №1

Возьмём стаканчик с песком, аккуратно высыпаем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? А теперь попробуем высыпать из стакана глину. Что легче высыпать песок или глину? Поэтому и говорят, что песок сыпучий, рыхлый. Глина слипается комочками, и нельзя так легко высыпать из стакана, как песок. (Ответы детей) Вывод: Песок - рыхлый, в отличие от глины. Какой песок Кузя?

Кузя: Не запомнил, помогите ребята.

Опыт №2

С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите, из чего состоит песок? (из очень маленьких зёрнышек крупинок). Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? (Ответы детей) А теперь таким же образом рассмотрим комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? Какие они?

Они меньше, чем песчинки? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим соседкам. А что случилось с частицами глины? (они слиплись друг к другу). На что похожа глина? (на пластилин).

Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина из маленьких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу. Воспитатель: Из чего состоит песок? Какие песчинки? Из чего состоит глина? Какие частички у глины?

Опыт №3

Возьмем палочку и попробуем опустить её поочерёдно в стакан с песком и с глиной. Во что легче поместить палочку? Почему в глину трудно входит палочка? (Она твердая, её частички крепко держат друг друга). А вот в песок её воткнуть очень легко. Почему? (Палочка расталкивает песчинки, которые не держаться друг за друга). Вывод: Песок рыхлый, а глина твердая.

Опыт №4

Аккуратно нальём воду в стакан с песком. Потрогаем его. Каким он стал? (Влажным, мокрым) Давайте покажем Кузе все вместе, каким он стал? Скажите, каким он стал? А куда исчезла вода? (Она забралась в песок и удобно устроилась между песчинками). Попробуем опустить палочку в мокрый песок. В какой песок она легче - входит в сухой или мокрый? Затем заливаем в стаканчик с глиной. Как впитывается вода, быстро или медленно? (Она впитывается медленно, медленней, чем в песок, часть воды остается сверху на глине). Ребята, что случилось с водой первого стакана с песком? (Она впиталась). А что случилось в стакане с глиной? (Вода осталось сверху на глине). Отпустим палочку во влажную глину. Легче опускать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вывод: Вода впиталась в песок, а в глину нет, осталась на поверхности.

Опыт №5

Слепим из мокрой глины шарики. Затем попробуем создать шарики из песка. Какие шарики получились из глины? (Прочные). А какие шарики из песка (Их лепить трудно, они не прочные, ломаются, рассыпаются). Если слепить шарики из песка и глины и высушить их. Что произойдёт с шариками, когда они высохнут? (Песчаные распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими). Вывод: Из глины можно лепить разные предметы.

Они высыхают и становятся прочными, а из песка нельзя, предметы высыхают и рассыпаются.

Воспитатель: Ребята, что можно сказать о песке? (Ответы детей: он состоит из мелких песчинок, он рыхлый, сыпучий, песчинки не держатся друг за друга, поэтому чашки не получаются). А что можно сказать о глине? (Ответы детей: глина бывает твёрдая, липкая, мягкая, похожа на пластилин, частички её очень мелкие и дружные, они как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу. Поэтому из неё можно слепить чашки).

Кузя: Ребята, я вам предлагаю слепить чашки из глины для моей кухни.

Дети лепят, Кузя и дети пьют чай и играют в игры.

Публикации по теме:

Конспект НОД по экспериментированию с бумагой «Знакомство со свойствами бумаги» Знакомство со свойствами бумаги. (Старшая группа) Воспитатель: Пахомова Наталья Георгиевна Цель: расширять и уточнять знания детей о свойствах.

Исследовательская прогулка «Знакомство со свойствами песка» Исследовательская прогулка «Знакомство со свойствами песка»Младшая группа. Программные задачи: 1. Познакомить детей со свойствами песка,.

Конспект НОД по ознакомлению со свойствами песка во второй группе раннего возраста «Удивительный песок» Возрастная группа: вторая группа раннего возраста Виды детской деятельности: познавательно–исследовательская, двигательная, игровая, художественная.

Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами воды «Мы — волшебники» (старшая группа) Цель: ознакомление детей со свойствами воды; Задачи: • Обучающие: формировать у детей представления об агрегатных свойствах воды, упражнять.

Конспект занятия по познавательному развитию «Знакомство со свойствами воды» (средняя группа) Цель: Закрепить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и жизни организмов Задачи: - Учить детей бережно относиться.

Конспект занятия «Знакомство с Физическими свойствами окружающего мира» — опыты с водой, вторая младшая группа Конспект занятия. «ЗНАКОМСТВО С ФИЗИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА». Опыты с водой. (2 младшая группа). Подготовила воспитатель.

Открытое занятие во второй младшей группе «Знакомство со свойствами и качествами бумаги».Открытое занятие во второй младшей группе «Знакомство со свойствами и качествами бумаги». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе. Тема: «Знакомство со свойствами и качествами бумаги». Программное.

План-конспект организованной образовательной деятельности в средней группе. Ознакомление с качествами и свойствами предметов План-конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов» Цель:.

Экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы «Знакомство со свойствами песка»Экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы «Знакомство со свойствами песка» .

Знакомство со свойствами и качествами бумаги и ткани (Познавательно-развлекательное мероприятие) (средняя группа) ЦЕЛЬ: Познакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект НОД «Знакомство с качествами и свойствами песка и глины» (старшая группа)
Опубликовано: 29 сентября 2017 в 19:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Огородная сказка
Жили-были дед и баба. Не любили они на печи лежать да в окошко глядеть. А любили трудиться, радость и любовь людям дарить. А огород у них был волшебный,...
Фотоотчет «Снеговик»
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее...
Подарок папам на 23 февраля
Вот какие замечательные открытки сделали мои ребята из средней группы. Мы старались, мы старались, Может быть не получалось, Мы ревели и...
Наш фотоотчёт об экоуроке
В рамках проведения Всероссийских экологических уроков и с целью повышения уровня экологической культуры дошкольников, в подготовительной группе «Солнышко»...
Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание сказки «Колобок» с использованием...
Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста. Рассказывание сказки «Колобок» ( с использованием метода моделирования. Задачи:...