Папки-передвижки

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе комбинированного вида

Мария Николаевна Мещерякова
Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе комбинированного вида

[Анализ развивающей предметно – пространственной среды старшей группы комбинированного вида № 3 "Непоседы"b][/b]

Воспитатель первой кв. категории

МБДОУ "ДС № 157 г. Челябинска"

Мещерякова Мария Николаевна

Цель: Анализ условий организации развивающей предметно-пространственной среды, созданной в групповых помещениях ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи:

Публикация «Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе комбинированного вида» размещена в разделах

• Проверить состояние развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в групповых помещениях дошкольного учреждения и определить ее соответствие принципам построения предметно-развивающей среды и требованиям Основной образовательной программы в рамках ФГОС и требованиям СанПин;

• Выявление оптимальных условий создания РППС для развития творческих способностей, самостоятельности и инициативности дошкольников.

Развивающая предметно-пространственная среда группы согласно требованиям ФГОС ДО должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Пространство группы организовано в виде центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов, что позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня. Группа просторная, светлая, оборудована необходимой мебелью.

При насыщении среды учитывались возрастные возможности, особенности воспитанников и содержание образовательной программы. В группе размещены оборудования, материалы, пособия по центрам, что позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции, работает на развитие самостоятельности и самодеятельности, служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка. В группе предметно-развивающая среда организована так, что каждый ребёнок имеет возможность заниматься любимым делом. Вся мебель ориентирована на возраст детей и безопасность (прикреплена, имеет закругленные края). В развивающей среде групп отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Развивающая предметно-пространственная среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Центр речевого развития

В центре для речевого развития созданы серии сюжетных картинок для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры.

Имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи, игры по звуковой культуре речи, игры на звукоподражание. А так же игры и пособия на развитие речевого дыхания. Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения, картотека артикуляционных игр и упражнений, игры на развитие словаря и грамматического строя, игры на развитие связной речи.

В старшей группе имеются различные материалы, пособия способствующие овладению чтением: печатные буквы, слова, книги с крупным шрифтом, настольно-печатные игры с буквами, ребусами. На полках центра находятся дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций по темам недели, разрезные сюжетные картинки.

Содержание книжного центра соответствует возрастным особенностям детей, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей Успенского, Драгунского, Носова, Пушкина и др., с русскими и зарубежными сказками, рассказами о природе, хрестоматии и иные литературные формы по тематике недели. В книжный уголок помещаем фотографии писателей, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературными произведениями.

Центр познавательного развития

Приоритетным направлением работы группы является познавательное развитие детей. Особое внимание уделяется формированию элементарных математических представлений. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Так в центре имеются различные виды конструкторов, развивающие и дидактические игры, имеется демонстрационный и раздаточный материал для формирования элементарных математических представлений. В данном центре располагается материал: магнитная доска, мольберт, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы, которые помещаются в специально отведенном шкафу. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки, игр, стимулирующие развитие детей. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.

Центр природы и экспериментально-исследовательской деятельности

В данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа "Времена года", "Животный мир", "Растительный мир", "Овощи", "Фрукты", "Комнатные растения". Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Дети принимают активное участие в проектировании и изменении предметно – пространственной среды. Проектная деятельность помогла сделать нашу группу привлекательной для детей, стала более насыщенной и интересной. Итогами проекта "Эти удивительные животные" стали макеты природных зон Земли.

Весной проводится конкурс "Огород на подоконнике". Каждый год вместе с детьми высаживаем много овощей (помидоры, морковь, свеклу, чеснок, лук, фасоль, зелени, ухаживаем за ними, наблюдаем за ростом культур из семян и луковиц. Проводим наблюдения за веточками тополя и березы.

В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых фиксируем сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения.

В группе имеются необходимые для старших дошкольников материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, журналы.

В центре имеются серии игр для детей, которые развивают познавательную деятельность, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, магниты, увеличительные стекла, весы, мензурки, колбы, микроскопы, мерные стаканчики, лейки, часы и прочее, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций из семян, круп.

Центр конструирования

В группе расположен центр строительных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов (конструктор различного вида, мягкие модули, крупный и мелкий деревянный конструктор, Лего). Он занимает много пространства, достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Дети самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами.

Центр "Гражданско-патриотического воспитания"[/b]

Центру отведено определенное место в группе. Здесь размещается государственная символика родного города, России. В нем находятся книги "Моя родная Россия", "Путешествие по Челябинску", "Наш дом - Южный Урал"", развивающий материал, показывающие государственные символы России, пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, важнейшие исторические события и героев России. В уголке дети знакомятся с традициями, культурой и бытом жителей России и Челябинской области.

Центр сюжетно-ролевой игры

При создании развивающего пространства в группе ведущую роль уделяем игровой деятельности, поэтому стараемся повысить интерес к обновлению предметно - пространственной среды. Изготавливаем игровые материалы и мальчикам и девочкам. Для развития творческого замысла в игре девочкам требуются предметы женской одежды, украшения, накидки, банты, сумочки и т. п. Имеется бросовый материал: коробочки, ленточки, тряпочки, которые творчески используются для решения различных игровых замыслов. Мальчикам – нужны инструменты для работы, детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения военных, полицейских, разнообразные технические игрушки.

Центр "Островок безопасности"

Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни. Уголок оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми, которые помогают детям, знакомиться с правилами безопасного поведения дома (ОБЖ, на улице (ПДД) и пожарной безопасности.

Центр физического развития

В спортивном уголке группы содержатся мячи, скакалки, кегли, веревки, кольца, обручи. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей, таких как ловкости, меткости, быстроты реакции, силовых качеств. Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. В данном центре размещены картотека подвижных игр и пособия по развитию двигательной активности и приобщение старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Весь собранный материал находится в специальном шкафчике.

Центр музыкального развития

В группе создан музыкальный центр, который способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами, с великими композиторами и помогает воспитанникам приобрести уверенность в себе, активность, инициативность. В центре дети могут самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Центр оснащен музыкальными инструментами, так же имеется магнитофон, диски с записями детских песен и сказок.

Центр театрализованной деятельности

Дети старшей группы с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. В центре размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, которые находятся в отдельном шкафчике

В центре размещаются ширма, различные виды театров (кукольный, настольный, пальчиковый).

Центр изобразительного искусства

В центре искусства и творчества для развития детей подобраны различные картинки, набор репродукций картин русских художников, изделия народных промыслов, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же возможность продолжать овладение умением работать по образцу. В уголке находится материал для продуктивной деятельности: бумага, цветной и белый картон, разные по темам трафареты, штампики, линейки, кисти, краски акварельные, гуашь, клей, цветные карандаши, салфетки, ножницы, клей ПВА, раскраски, пластилин, стеки. Дети по своему желанию пользуются необходимым материалом для воплощения своих творческих замыслов, фантазии. Данный центр имеет свободный доступ.

С целью укрепления связи с семьей, побуждения родителей к совместной деятельности с детьми и развития творческих способностей в группе регулярно проводятся тематические выставки, дети изготавливают поздравительные открытки родителям к праздникам.

В группе дети сами выставляют свои рисунки, с удовольствием разукрашивают раскраски.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе преобразуется в зависимости от интересов воспитанников. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием. В группе есть несколько уголков, с игровым оборудованием - это предметы – заместители, строительные наборы, игрушки, которые позволяют изменить предметно – пространственную среду (меняя местоположение в группе) в зависимости от образовательной ситуации и желания детей "Больница", "Магазин", "Мастерская".

Создавая развивающую предметно-пространственную среду, мы старались сделать ее насыщенной, с разнообразием дидактического и тематического материала. Среда в группе обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых. Считаем, что она содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, безопасна, соответствует требованиям ФГОСДО и образовательной программе.

Однако дальнейшая работа по наполнению развивающей предметно-пространственной среды будет продолжена.

Планируется:

оформить стенд для поздравления детей с днем рождения

• продумать и грамотно организовать зонирование группы - использовать ширму, домик - перегородку

• обновить мягкие модули

• приобрести наборы конструкторов разных видов (металлический, деревянный строительный набор на каждого ребенка)

• создать альбом со схемами построек

• приобрести наборы фигурок (семья, профессии)

• приобрести набор демонстрационных дорожных знаков

• изготовить/приобрести теневой театр

• создать мини-музей декоративно-прикладного искусства "Уральские мастера"

• приобрести "Колумбово яйцо", "Танграм", "Геоконт", набор моделей деления на части, демонстрационный и раздаточный материал, наборы букв и цифр, ребусы, головоломки и др.

• обновить паспорта растений

• создать картотеку схем по экспериментированию

• изготовить музыкальные инструменты из бросового материала

• приобрести музыкальные игрушки

• обновить атрибуты для подвижных игр

• приобрести массажные коврики, кольцеброс, дартс, круги для перепрыгивания и др.

• изготовить паспорта/обозначения центров, алгоритм работы в них

• разместить маркеры доступности "Вместе со взрослыми"/ "Я сам"

• продумать и организовать центр "Песка и воды"

• отображать в группе проектную деятельность (предметы, книги, картотеки и др. по теме проектов)

• изготовить стенд для выставки детских работ (лепка)

• отображать в группе наличие атрибутов, созданных детьми для различных видов деятельности

• продумать и организовать наличие визитки группы.

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе Развивающая предметно-пространственная среда в группе создана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основной образовательной программы.

Анализ экологической предметно-развивающей среды в группе и на участкеАнализ экологической предметно-развивающей среды в группе и на участке Я работаю в старшей коррекционной группе детского сада Нижнего Новгорода. В данной группе представлены следующие растения: - фиалки, кливия,.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группеПаспорт предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе Паспорт предметно – пространственной развивающей среды в подготовительной группе ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ УГОЛОК: Вспомогательные средства 1. Картотека.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группе Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе Уважаемые коллегии, делюсь с Вами организацией своей ППРС во 2 младшей группе. Хотелось бы отметить, что всего за 3 месяца мне удалось.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 летОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет. Федеральные государственные.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г Санкт-Петербург, Белоусова л. Е. Образовательная область: Физическое.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС  Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе комбинированного вида
Опубликовано: 9 февраля 2021 в 14:28
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД