Папки-передвижки

Автоматизация звука [Ш]

Анастасия Владимирова
Автоматизация звука [Ш]
▼ Скачать + Заказать документы

Автоматизация звука [Ш]

Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Ш] начинается с того, ребёнку предлагают сказать, на что похожа буква [Ш], в чём помогут картинки с её изображениями.

Далее занятия по автоматизации строятся в такой последовательности: поставить звук изолированно, затем автоматизация звука [Ш] в слогах, потом идёт проговаривание слов, предложений со звуком [Ш] и уже в конце учат логопедические стихи, чистоговорки, скороговорки.

Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях

Публикация «Автоматизация звука [Ш]» размещена в разделах

Для дошкольников занятия по постановке звука становятся интересными и ожидаемыми, если логопедическое занятие начать в игровой форме. Например, предложить отыскать букву [Ш] на картинке, рассказать забавный стишок про букву [Ш].

Автоматизация в слогах начинается из проговаривания тех сочетаний, где [Ш] стоит сначала: ша, шо, шу.

• После освоения идут обратные слоги — аш, уш и т. д.

• Затем слоги, закрытого и открытого типа, сопряжённые с другими звуками : што, шут, штат.

• Слова на букву [Ш] — следующий этап. Тренировать нужно произношение слов со звуком [Ш] в конце и в середине.

Звук [Ш] в словосочетаниях.

Звук [Ш] в предложениях : начинайте с коротких и продолжайте к более сложным.

Автоматизация в стихах, пословицах, скороговорках, загадках

Есть много забавных стихотворений, потешек, пословиц и скороговорок, которые помогут добиться автоматизации этого звука.

Стихи:

Чистоговорки:

Игры на закрепление звука

«Змейка» : на картинке нарисована змейка, которая хочет попасть в домик. Он находится по другую сторону лабиринта. Задача малыша — помочь змейке доползти домой, ведя пальчиком по лабиринту и проговаривая звук “ш”.

«Помоги мышонку» : сюжет игры — мышонок убегает от кошки. Ребёнку нужно последовательно читать слоги, а потом и слова с буквой ш, чтобы грызун мог убежать от кота. Первый раз делать упор на правильное произношение, а потом можно предложить увеличить скорость бега мышки, читая слоги, слова быстрее.

«Логопедические сказки с картинками» : придумать или взять с интернета готовую сказку, где есть множество слов со звуком “ш”. Задача ребёнка — прочитать сказку, верно произнеся звуки.

Дифференциация звуков

Перед выполнением упражнений на дифференциацию звуков [С – Ш] выполните с ребенком комплекс артикуляционной гимнастики на свистящие и шипящие звуки, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для занятия.

В прямых слогах

Тренировка верного произношения звуков [С] – [Ш] ведется одновременно. Дети с подобными нарушениями речи путают эти фонемы в свободных высказываниях, поэтому важно довести коррекцию до автоматизма.

Для дифференциации звуков [С] – [Ш] в прямых слогах:

СА – ША ША – СА

СО – ШО ШО – СО

СУ – ШУ ШУ – СУ

СЫ – ШИ ШИ – СЫ

СЕ – ШЕ ШЕ – СЕ

Прямые слоги можно повторять за логопедом или считывать с листа, книги. Если работает с группой, распечатайте детям карточки, пусть проговаривают хором. Обязательно контролируйте четкость выполнения задания. Если ребенок затрудняется с артикуляцией мягкого [С’], готовьте упражнения индивидуально, включайте в ряд большое количество сочетаний с гласными [И], [Е].

В обратных слогах

А О У И Ы Е Э

С АС ОС УС ИС ЫС ЕС ЭС

Ш АШ ОШ УШ ИШ ЫШ ЕШ ЭШ

Группируйте буквосочетания парами в любой последовательности. Для индивидуальных занятий с дошкольником опирайтесь на особенности его речи, трудности с артикуляцией и различением.

АШ-АС УШ-УС ИШ-ИС ЕШ-ЕС ЫШ-ЫС ОШ-ОС ЭШ-ЭС

АС-АШ УС-УШ ИС-ИШ ЕС-ЕШ ЫС-ЫШ ОС-ОШ ЭС-ЭШ

УШ-УС ИШ-УС АШ-УС ЕШ-УС ЫШ-УС ОШ-УС ЭШ-УС

Для старших дошкольников можно использовать сочетания со всеми йотированными гласными:

Е Ё Ю Я

С ЕС ЁС ЮС ЯС

Ш ЕШ ЁШ ЮШ ЯШ

ЕШ – ЕС ЕС – ЕШ

ЁШ – ЁС ЁС – ЁШ

ЮШ – ЮС ЮС – ЮШ

ЯШ – ЯС ЯС – ЯШ

ЯС-ЯШ ЯС-ЮШ ЯС-ЕШ ЯС-ЁШ

ЯШ-ЯС ЯШ-ЮС ЯШ-ЕС ЯШ-ЁС

ОШ-ОС УШ-УС ИШ-ИС ЯШ-АС ЮШ-УС

В интервокальных слогах

Это задания на чтение слогов с двумя гласными и нужной согласной между ними. Сначала составьте примеры с фонемами А, О, У, Э, И, Ы, потом с йотированными Е, Ё, Ю, Я. В результате получится более 100 вариантов карточек.

АСА-АША ОСА-ОША УСА-УША ЭСА-ЭША ИСА-ИША ЫСА-ЫША

АСА-ЕША ЁСА-ЁША ЮСА-ЮША ЯСА-ЯША

УСУ-УШУ АСА-АША ОСО-ОШО ЭСЭ-ЭШЕ ИСИ-ИШИ ЫСЫ-ЫШИ

ЕСЕ-ЕШЕ ЁСЁ-ЁШО ЮСЮ-ЮШУ ЯСЯ-ЯША

ЫШИ-ЫСИ АШИ-АСИ ОСИ-ОШИ ЭСИ-ЭШИ ЫСИ-ИШИ ИСИ-ИШИ

ЁСИ-ЁШИ ЕСИ-ЕШИ ЮСИ-ЮШИ ЯСИ-ЯШИ

В закрытых слогах

Такие задания помогают ребенку дифференцировать фонемы [с], [ш] одновременно в конце и начале слогов, слов. Это сложно, от детей требуется повышенное внимание, поэтому применяется со второго – третьего коррекционного занятия.

Логопедический материал демонстрируйте на отдельных карточках с одним слогом или давайте читать сразу все. Буквосочетаний в закрытых слогах получается немного:

А О У И Ы Э Е Ё Ю Я

САС СОС СУС СИС СЫС СЭС СЕС СЁС СЮС СЯС

САШ СОШ СУШ СИШ СЫШ СЭШ СЕШ СЕШ СЮШ СЯШ

ШАШ ШОШ ШУШ ШИШ ШЭШ ШЕШ

ШАС ШОС ШУС ШИ[ы]С ШЭС ШЕС

В словах

В начале слова:

Предложите придумать слова на определенный слог.

ША – шарик, шапка, шарф.

СА – санки, сам, сарай.

СУ – сумка, сундук, сургуч.

ШИ – шило, шифр, широта.

Буква в начале слова:

Саша, Сом, Сырок, Сирень, Софа, Соня, Сахар.

Шрам, Шорты, Шлем, Шпик, Шифон.

В середине слова:

КаШалот, корШун, маШем, коШелек.

ПеСок, неСу, труСы, раСшумелСя.

В конце слова:

МорС, ворС, торС уС.

КамыШ, ландыШ, гуляШ, береШь.

В одном слове:

СуШки, СлуШать, труСиШка, уСпеШно, веСнуШки.

В словосочетаниях:

Дифференциация звуков “С”- “Ш” в словосочетаниях:

Сильный шмель Послушный крошка

Шапка лисья Душистый ландыш

Прошлогодний снежок У солдата шинель

Смешной шепот Шепот листьев

Сушим сухари Крошечный сом

Веселая пастушка Хорошая шутка

Красивые волнушки Шумный шаг

Пенистый шампунчик Широкий сарафан

Произносить слоги, слова парами:

Приготовьте карточки со словами. Материал лучше расположить столбиками:

ШО – СО ША – СА

мешок-волосок салат – шалаш

кусок-пушок шапка – сайка

носок-шорох мешать – писать

ШУ – СУ ШИ – СИ

шубка-сушка шить – сито

пашу- несу сирень – широта

вешу-сушу решил – спросил

ОШ – ОС АШ – АС

пошла – росла шалаш – матрас

грош – рос кашка – каска

Произносить слова со звуками [C] и [Ш]

Слова распечатывайте текстом или столбцами. Для групповых в средней группе занятий можно вывести материал на слайд и сопровождать слова картинками:

Шубка, сумка, шелест, сельд, шорох, сорта, Сашенька, сушки, успешно, спешить, душистый, смешинка, смешу, сушу, сынишка, шоссе, шесть, солнышко, стеклышко, стишок, смешок, кошу, свыше.

После прочтения попросите детей составить предложения с группой слов. Например, из 3 слов: солнышко, мышь, шесть:

• Шесть мышат на солнышке лежат.

• В шесть утра проснулись мышата, чтобы погреться на летнем солнышке.

В предложениях:

Детям нужно прочитать, повторить предложения и проспрягать их устно:

1. Я слышу шум – я слушаю шум – я слушал шум – мы слушаем шум – они слушают шум …

2. Я вымыл миску с кашей – мы вымыли миску с кашей – они вымыли миску с кашей …

3. Я сушу шубу – мы сушим шубу – ты сушишь шубу- вы сушите шубу – он сушит шубу – они сушат шубу…

В качестве речевого материала для чтения и говорения без изменений по временам и лицам используйте предложения из 3-5 слов:

• Лукошко повесили на окошко.

• У Саша есть шубка и шапка.

• Шесть щенят есть хотят.

• Широкое перед Соней шоссе.

• Петушок сел на шест.

• Каша с киселем на завтрак.

• Шура шила шубу.

• Сквозь зеленое стеклышко смотрим мы на солнышко.

• Шалаш построили на песке шустрые малыши.

• В болотной глуши шелестят камыши.

Скороговорки

Для дошкольников 4-5 лет подходят простые чистоговорки из 3-4 слов:

• Поспешишь – людей насмешишь.

• Шишки растут на сосне.

• Сняла Саша шапку.

• Мыши в шалаше шуршат.

Добивайтесь внятного, быстрого произнесения всех звуков. Скороговорки можно использовать как разминку в начале и конце занятия по дифференциации звуков [с] и [ш], давать на дом для заучивания группами.

Дошкольникам от 5 лет подбирайте более сложные скороговорки из 5-10 слов:

• Клали Маше кашу с простоквашей, съела Маша только простоквашу.

• На опушке в избушке жили старушки – веселушки. У каждой по кошке.

• У Вани рубашка, на рубашки шесть кармашков.

• У Сани в кармашке шишки, сушки, сухари да шашки.

Пословицы и поговорки:

Перед заучиванием пословиц и поговорок обсудите с детьми их значение, поясните незнакомые слова:

Шерсть стриги, но шкуру не дери.

Шила в мешке не таи, все равно не утаишь.

Шутка шуткой, а дело делай.

Шьет, а нитки все наружу вышли.

С богатым не тягайся кошельком, с сильным не борись кулаком.

С бешеной собаки, хоть шерсти взять клок.

С воза упало, считай, совсем пропало.

Слушали старушки, как шуршат мыши и кукуют кукушки.

Тексты

Распечатанные тексты читает педагог, дети слушают и пересказывают.

Шиповник

Был у Маши садик. Там рос красивый шиповник. С одного бока — цветы красные. С другого — розовые. Шмели шуршали в его листьях, пчелки собирали вкусный нектар. Маша поливала шиповник каждое утро. Но прикасаться к листьям, веткам и цветам боялась, слишком колючие они. Стал шиповник расти, разрастаться. Широко раскинулся на садик, другим цветам и кустам места не стало. Пожурила Маша шиповник, кышь, говорит, к себе на место.

Если дети затрудняются с пересказом на основе услышанного, задавайте вопросы по содержанию истории. Например, где рос шиповник? Шиповник рос в саду. Кто поливал шиповник и когда? Маша поливала шиповник каждое утро.

Шустрый мышонок и собачка Сима

Жили-были два друга: мышонок и щенок Симка. Оба были веселые и шустрые. Очень любили они играть с камышами, шариками и шишками. Раз нашли друзья большие камыши. Распушили их, смешно летали пушинки вокруг будто снег. Спрашивает мама Мышонка:

– Кто намусорил камышом? Вы?

Отвечают мышонок и собачка Сима:

– Не волнуйся, мама Мышь. Мы не боимся уборки. Унесем пушинки, соберем шустро камыши сами.

Вот какие помощники растут!

Стихотворения:

Учите с детьми в группе или давайте в качестве домашнего задания:

***

Пушистый ушастик,

Пушистый комок

По опушке прыг да скок.

***

Мышки зернышки едят,

Да усами шевелят.

***

Ах, какую кашу

Вам сварила Маша!

Нет сытнее каши,

Чем у нашей Маши.

***

Мило поля, вдоль опушки

Мимо шумных тополей

Шли веселые старушки

В гости к внученьке своей.

***

Мчатся по шоссе машины,

громко шинами шурша.

Смотрят дети из кабины,

Эх, дорого, хороша!

***

Сладко спит в берлоге….(мишка)

На сосне большая ….(шишка).

Вот проснется наш (медведь)

Станет громко он ….(реветь).

***

Мы рубашку сшили мишке,

И сошьем скорей штанишки.

Где же нам карман пришить,

Что б сухарик положить.

***

На плите сварилась каша,

Где большая миска наша.

Будем кашу уплетать

И бабулю целовать.

Публикации по теме:

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Конспект индивидуального занятия. Тема: Звук Ш Этап: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах Задачи: 1. Развивать артикуляционную моторику.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [С]» Цель: автоматизировать изолированный звук [с]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ш]» Цель: автоматизировать изолированный звук [ш]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР «Автоматизация звука [ш]»Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР «Автоматизация звука [ш]» «Автоматизация звука «Ш». Цель: автоматизация звука «Ш» в предложениях. Задачи. Коррекционно-образовательные: • закреплять умение правильно.

Конспект индивидуальной ОД «Автоматизация звука [Р]» Цель: правильное произнесение звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Задачи: -закрепление правильного употребления формы род. падежа.

Конспект ОД по развитию речи «Постановка и автоматизация звука [Ш]» Конспект ОД по развитию речи "Постановка и автоматизация звука "Ш" " Тема: «Постановка и автоматизация звука [Ш]».Цель: Создание условий.

Лэпбук «Автоматизация звука [ш]» для детей 5–7 летЛэпбук «Автоматизация звука [ш]» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска Методическая разработка Автор: учитель-логопед.

Лэпбук «Автоматизация звука [с]» для детей 5–7 летЛэпбук «Автоматизация звука [с]» для детей 5–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска Методическая разработка Автор: учитель-логопед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Автоматизация звука [Ш]
Опубликовано: 11 сентября 2022 в 12:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Автоматизация звука [Ш]» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Владимирова (УИ 2982019) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД