Анастасия Владимирова
Автоматизация звука [Ш]
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация звука [Ш]
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Ш] начинается с того, ребёнку предлагают сказать, на что похожа буква [Ш], в чём помогут картинки с её изображениями.
Далее занятия по автоматизации строятся в такой последовательности: поставить звук изолированно, затем автоматизация звука [Ш] в слогах, потом идёт проговаривание слов, предложений со звуком [Ш] и уже в конце учат логопедические стихи, чистоговорки, скороговорки.
Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях
Публикация «Автоматизация звука [Ш]» размещена в разделах
Для дошкольников занятия по постановке звука становятся интересными и ожидаемыми, если логопедическое занятие начать в игровой форме. Например, предложить отыскать букву [Ш] на картинке, рассказать забавный стишок про букву [Ш].
• Автоматизация в слогах начинается из проговаривания тех сочетаний, где [Ш] стоит сначала: ша, шо, шу.
• После освоения идут обратные слоги — аш, уш и т. д.
• Затем слоги, закрытого и открытого типа, сопряжённые с другими звуками : што, шут, штат.
• Слова на букву [Ш] — следующий этап. Тренировать нужно произношение слов со звуком [Ш] в конце и в середине.
• Звук [Ш] в словосочетаниях.
• Звук [Ш] в предложениях : начинайте с коротких и продолжайте к более сложным.
Автоматизация в стихах, пословицах, скороговорках, загадках
Есть много забавных стихотворений, потешек, пословиц и скороговорок, которые помогут добиться автоматизации этого звука.
• Стихи:
• Чистоговорки:
Игры на закрепление звука
«Змейка» : на картинке нарисована змейка, которая хочет попасть в домик. Он находится по другую сторону лабиринта. Задача малыша — помочь змейке доползти домой, ведя пальчиком по лабиринту и проговаривая звук “ш”.
«Помоги мышонку» : сюжет игры — мышонок убегает от кошки. Ребёнку нужно последовательно читать слоги, а потом и слова с буквой ш, чтобы грызун мог убежать от кота. Первый раз делать упор на правильное произношение, а потом можно предложить увеличить скорость бега мышки, читая слоги, слова быстрее.
«Логопедические сказки с картинками» : придумать или взять с интернета готовую сказку, где есть множество слов со звуком “ш”. Задача ребёнка — прочитать сказку, верно произнеся звуки.
Дифференциация звуков
Перед выполнением упражнений на дифференциацию звуков [С – Ш] выполните с ребенком комплекс артикуляционной гимнастики на свистящие и шипящие звуки, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для занятия.
В прямых слогах
Тренировка верного произношения звуков [С] – [Ш] ведется одновременно. Дети с подобными нарушениями речи путают эти фонемы в свободных высказываниях, поэтому важно довести коррекцию до автоматизма.
Для дифференциации звуков [С] – [Ш] в прямых слогах:
СА – ША ША – СА
СО – ШО ШО – СО
СУ – ШУ ШУ – СУ
СЫ – ШИ ШИ – СЫ
СЕ – ШЕ ШЕ – СЕ
Прямые слоги можно повторять за логопедом или считывать с листа, книги. Если работает с группой, распечатайте детям карточки, пусть проговаривают хором. Обязательно контролируйте четкость выполнения задания. Если ребенок затрудняется с артикуляцией мягкого [С’], готовьте упражнения индивидуально, включайте в ряд большое количество сочетаний с гласными [И], [Е].
В обратных слогах
А О У И Ы Е Э
С АС ОС УС ИС ЫС ЕС ЭС
Ш АШ ОШ УШ ИШ ЫШ ЕШ ЭШ
Группируйте буквосочетания парами в любой последовательности. Для индивидуальных занятий с дошкольником опирайтесь на особенности его речи, трудности с артикуляцией и различением.
АШ-АС УШ-УС ИШ-ИС ЕШ-ЕС ЫШ-ЫС ОШ-ОС ЭШ-ЭС
АС-АШ УС-УШ ИС-ИШ ЕС-ЕШ ЫС-ЫШ ОС-ОШ ЭС-ЭШ
УШ-УС ИШ-УС АШ-УС ЕШ-УС ЫШ-УС ОШ-УС ЭШ-УС
Для старших дошкольников можно использовать сочетания со всеми йотированными гласными:
Е Ё Ю Я
С ЕС ЁС ЮС ЯС
Ш ЕШ ЁШ ЮШ ЯШ
ЕШ – ЕС ЕС – ЕШ
ЁШ – ЁС ЁС – ЁШ
ЮШ – ЮС ЮС – ЮШ
ЯШ – ЯС ЯС – ЯШ
ЯС-ЯШ ЯС-ЮШ ЯС-ЕШ ЯС-ЁШ
ЯШ-ЯС ЯШ-ЮС ЯШ-ЕС ЯШ-ЁС
ОШ-ОС УШ-УС ИШ-ИС ЯШ-АС ЮШ-УС
В интервокальных слогах
Это задания на чтение слогов с двумя гласными и нужной согласной между ними. Сначала составьте примеры с фонемами А, О, У, Э, И, Ы, потом с йотированными Е, Ё, Ю, Я. В результате получится более 100 вариантов карточек.
АСА-АША ОСА-ОША УСА-УША ЭСА-ЭША ИСА-ИША ЫСА-ЫША
АСА-ЕША ЁСА-ЁША ЮСА-ЮША ЯСА-ЯША
УСУ-УШУ АСА-АША ОСО-ОШО ЭСЭ-ЭШЕ ИСИ-ИШИ ЫСЫ-ЫШИ
ЕСЕ-ЕШЕ ЁСЁ-ЁШО ЮСЮ-ЮШУ ЯСЯ-ЯША
ЫШИ-ЫСИ АШИ-АСИ ОСИ-ОШИ ЭСИ-ЭШИ ЫСИ-ИШИ ИСИ-ИШИ
ЁСИ-ЁШИ ЕСИ-ЕШИ ЮСИ-ЮШИ ЯСИ-ЯШИ
В закрытых слогах
Такие задания помогают ребенку дифференцировать фонемы [с], [ш] одновременно в конце и начале слогов, слов. Это сложно, от детей требуется повышенное внимание, поэтому применяется со второго – третьего коррекционного занятия.
Логопедический материал демонстрируйте на отдельных карточках с одним слогом или давайте читать сразу все. Буквосочетаний в закрытых слогах получается немного:
А О У И Ы Э Е Ё Ю Я
САС СОС СУС СИС СЫС СЭС СЕС СЁС СЮС СЯС
САШ СОШ СУШ СИШ СЫШ СЭШ СЕШ СЕШ СЮШ СЯШ
ШАШ ШОШ ШУШ ШИШ ШЭШ ШЕШ
ШАС ШОС ШУС ШИ[ы]С ШЭС ШЕС
В словах
В начале слова:
Предложите придумать слова на определенный слог.
ША – шарик, шапка, шарф.
СА – санки, сам, сарай.
СУ – сумка, сундук, сургуч.
ШИ – шило, шифр, широта.
Буква в начале слова:
Саша, Сом, Сырок, Сирень, Софа, Соня, Сахар.
Шрам, Шорты, Шлем, Шпик, Шифон.
В середине слова:
КаШалот, корШун, маШем, коШелек.
ПеСок, неСу, труСы, раСшумелСя.
В конце слова:
МорС, ворС, торС уС.
КамыШ, ландыШ, гуляШ, береШь.
В одном слове:
СуШки, СлуШать, труСиШка, уСпеШно, веСнуШки.
В словосочетаниях:
Дифференциация звуков “С”- “Ш” в словосочетаниях:
Сильный шмель Послушный крошка
Шапка лисья Душистый ландыш
Прошлогодний снежок У солдата шинель
Смешной шепот Шепот листьев
Сушим сухари Крошечный сом
Веселая пастушка Хорошая шутка
Красивые волнушки Шумный шаг
Пенистый шампунчик Широкий сарафан
Произносить слоги, слова парами:
Приготовьте карточки со словами. Материал лучше расположить столбиками:
ШО – СО ША – СА
мешок-волосок салат – шалаш
кусок-пушок шапка – сайка
носок-шорох мешать – писать
ШУ – СУ ШИ – СИ
шубка-сушка шить – сито
пашу- несу сирень – широта
вешу-сушу решил – спросил
ОШ – ОС АШ – АС
пошла – росла шалаш – матрас
грош – рос кашка – каска
Произносить слова со звуками [C] и [Ш]
Слова распечатывайте текстом или столбцами. Для групповых в средней группе занятий можно вывести материал на слайд и сопровождать слова картинками:
Шубка, сумка, шелест, сельд, шорох, сорта, Сашенька, сушки, успешно, спешить, душистый, смешинка, смешу, сушу, сынишка, шоссе, шесть, солнышко, стеклышко, стишок, смешок, кошу, свыше.
После прочтения попросите детей составить предложения с группой слов. Например, из 3 слов: солнышко, мышь, шесть:
• Шесть мышат на солнышке лежат.
• В шесть утра проснулись мышата, чтобы погреться на летнем солнышке.
В предложениях:
Детям нужно прочитать, повторить предложения и проспрягать их устно:
1. Я слышу шум – я слушаю шум – я слушал шум – мы слушаем шум – они слушают шум …
2. Я вымыл миску с кашей – мы вымыли миску с кашей – они вымыли миску с кашей …
3. Я сушу шубу – мы сушим шубу – ты сушишь шубу- вы сушите шубу – он сушит шубу – они сушат шубу…
В качестве речевого материала для чтения и говорения без изменений по временам и лицам используйте предложения из 3-5 слов:
• Лукошко повесили на окошко.
• У Саша есть шубка и шапка.
• Шесть щенят есть хотят.
• Широкое перед Соней шоссе.
• Петушок сел на шест.
• Каша с киселем на завтрак.
• Шура шила шубу.
• Сквозь зеленое стеклышко смотрим мы на солнышко.
• Шалаш построили на песке шустрые малыши.
• В болотной глуши шелестят камыши.
Скороговорки
Для дошкольников 4-5 лет подходят простые чистоговорки из 3-4 слов:
• Поспешишь – людей насмешишь.
• Шишки растут на сосне.
• Сняла Саша шапку.
• Мыши в шалаше шуршат.
Добивайтесь внятного, быстрого произнесения всех звуков. Скороговорки можно использовать как разминку в начале и конце занятия по дифференциации звуков [с] и [ш], давать на дом для заучивания группами.
Дошкольникам от 5 лет подбирайте более сложные скороговорки из 5-10 слов:
• Клали Маше кашу с простоквашей, съела Маша только простоквашу.
• На опушке в избушке жили старушки – веселушки. У каждой по кошке.
• У Вани рубашка, на рубашки шесть кармашков.
• У Сани в кармашке шишки, сушки, сухари да шашки.
Пословицы и поговорки:
Перед заучиванием пословиц и поговорок обсудите с детьми их значение, поясните незнакомые слова:
Шерсть стриги, но шкуру не дери.
Шила в мешке не таи, все равно не утаишь.
Шутка шуткой, а дело делай.
Шьет, а нитки все наружу вышли.
С богатым не тягайся кошельком, с сильным не борись кулаком.
С бешеной собаки, хоть шерсти взять клок.
С воза упало, считай, совсем пропало.
Слушали старушки, как шуршат мыши и кукуют кукушки.
Тексты
Распечатанные тексты читает педагог, дети слушают и пересказывают.
Шиповник
Был у Маши садик. Там рос красивый шиповник. С одного бока — цветы красные. С другого — розовые. Шмели шуршали в его листьях, пчелки собирали вкусный нектар. Маша поливала шиповник каждое утро. Но прикасаться к листьям, веткам и цветам боялась, слишком колючие они. Стал шиповник расти, разрастаться. Широко раскинулся на садик, другим цветам и кустам места не стало. Пожурила Маша шиповник, кышь, говорит, к себе на место.
Если дети затрудняются с пересказом на основе услышанного, задавайте вопросы по содержанию истории. Например, где рос шиповник? Шиповник рос в саду. Кто поливал шиповник и когда? Маша поливала шиповник каждое утро.
Шустрый мышонок и собачка Сима
Жили-были два друга: мышонок и щенок Симка. Оба были веселые и шустрые. Очень любили они играть с камышами, шариками и шишками. Раз нашли друзья большие камыши. Распушили их, смешно летали пушинки вокруг будто снег. Спрашивает мама Мышонка:
– Кто намусорил камышом? Вы?
Отвечают мышонок и собачка Сима:
– Не волнуйся, мама Мышь. Мы не боимся уборки. Унесем пушинки, соберем шустро камыши сами.
Вот какие помощники растут!
Стихотворения:
Учите с детьми в группе или давайте в качестве домашнего задания:
***
Пушистый ушастик,
Пушистый комок
По опушке прыг да скок.
***
Мышки зернышки едят,
Да усами шевелят.
***
Ах, какую кашу
Вам сварила Маша!
Нет сытнее каши,
Чем у нашей Маши.
***
Мило поля, вдоль опушки
Мимо шумных тополей
Шли веселые старушки
В гости к внученьке своей.
***
Мчатся по шоссе машины,
громко шинами шурша.
Смотрят дети из кабины,
Эх, дорого, хороша!
***
Сладко спит в берлоге….(мишка)
На сосне большая ….(шишка).
Вот проснется наш (медведь)
Станет громко он ….(реветь).
***
Мы рубашку сшили мишке,
И сошьем скорей штанишки.
Где же нам карман пришить,
Что б сухарик положить.
***
На плите сварилась каша,
Где большая миска наша.
Будем кашу уплетать
И бабулю целовать.