Папки-передвижки

Цикл игр и упражнений по формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР lll уровня

Татьяна Штайгер
Цикл игр и упражнений по формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР lll уровня

Цикл игр и упражнений по формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Одна из актуальных проблем современной логопедии – развитие на уровне возрастных норм речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). ОНР является серьезным препятствием для полноценного формирования лексики, грамматики, фонетики, связной речи. Исправление недостатков речи в дошкольном возрасте детей с ОНР – важное условие полноценного развития личности ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Публикация «Цикл игр и упражнений по формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР lll уровня» размещена в разделах

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение (Н. С. Жукова, Н. В. Серебрякова, Л. Ф. Филичева). Эмоциональной лексики детей с ОНР III уровня уделяли внимание (С. В. Дель, И. Ю. Кондратенко, И. В. Янченко). Развитие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы играют важную роль в развитии коммуникативной, познавательной деятельности ребенка, потому – что слово, его значение являются средством речи и мышления.

Речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня отличается от нормально развивающихся сверстников. Дошкольники используют в активной речи общеизвестные, наиболее часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Особенности лексики, как правило, проявляются: в незнании многих слов; в неумении отобрать из лексикона и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, трудности усвоения антонимии и синонимии, ограниченность и однообразие в употреблении прилагательных. У детей отмечаются специфические ошибки в виде различных замен нужной лексемы другим словом.

Задачи по формированию смысловой стороны (лексики, грамматики) обогащению, расширению и активизации словаря дошкольников сформулированы во всех современных программах ДОУ. Предложены направления, методы и приемы формирования словаря у детей с нарушениями речи.

Эмоциональная лексика важна для старших дошкольников с ОНР уровня тем, что по средствам её употребления они выражают субъективное отношение к тому или иному предмету, той или иной ситуации, а также средства выражения личных чувств и эмоций, что является немаловажным на данном этапе их личностного развития. Поэтому предложены игры и упражнения по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Игры и упражнения для формирования семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального).

Упражнение «Назови лишнее слово».

Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

Задание: назови лишнее слово среди прилагательных

Дополнение смыслового ряда.

Выделить из серии слов:

Веселый, радостный, хороший.

Удивленный, недоуменный, интересный.

Плохой, злой, сердитый.

Испуганный, боязливый, страшный, слабый.

Грустный, печальный, глубокий.

Игра «Кубик».

Цель: учить называть эмоциональные состояния радости, грусти, злости, страха, удивления с опорой на пиктограмму.

Материал: картонный кубик, на гранях которого наклеены изображения эмоциональных состояний.

Описание: ведущий бросает кубик, на гранях которого изображены разные эмоции, дети называют их.

Игра «Угадай эмоцию по описанию».

Цель: учить называть эмоциональные состояния радости, грусти, злости, страха, удивления по описанию.

Описание: логопед описывает эмоциональное состояние радости, грусти, злости, страха, удивления, а дети угадывают. Затем дети описывают эмоциональное состояние сами.

Игра «Объясни значение слова».

Цель: учить объяснять значение слова, описывая его признаки и причины, развитие словесно-образного мышления.

Описание: логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово (радуется, грустит, злиться, боится, удивляется):

а) дети показывают действие с помощью движений, мимики, пантомимы;

б) припоминают случаи из собственного опыта, когда они выполняли эти действия.

Игры и упражнения для организации семантических полей, лексической системы.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: Упражнять в подборе антонимов к прилагательным.

Материал: мяч.

Описание: педагог бросает ребенку мяч и просит назвать слова-непрятели, предварительно разбирается значение слова непрятели.

Радостный – грустный, печальный, злобный …

Удивленный - обычный, скучный…

Страшный – смелый, веселый, смешной…

Злой – добрый, добродушный, доброжелательный…

Грустный - радостный, веселый, счастливый, забавный…

Игра «Скажи по-другому»

Цель: Упражнять в подборе антонимов к прилагательным.

Материал: мяч.

Описание: педагог бросает ребенку мяч и просит назвать слова-приятели, предварительно разбирается значение слова приятели.

Радостный – веселый, отрадный, праздничный…

Удивленный - изумленный, пораженный…

Страшный – опасный, ужасный, пугающий, жуткий…

Злой – злобный, грозный, сердитый, ужасный…

Грустный – унылый, задумчивый, печальный.

Игра «Выбрать из трех слов два слова – «приятеля».

Цель: учить выбирать из предложенных слов, слова со сходным значением.

Описание: Детям предлагают выбрать из 3 слов 2 слова - приятеля. Разбирается значение слова приятели.

Веселый, радостный, хороший.

Удивленный, интересный, изумленный.

Плохой, злой, сердитый.

Испуганный, боязливый, страшный, слабый.

Грустный, печальный, глубокий.

Упражнение «Скажи наоборот»

Цель: активизация антонимов в предложениях.

Описание: Педагог говорит предложение, а ребенок говорит наоборот.

Злой волк идет по лесу. Добрый волк идет по лесу.

Веселая девочка собирает грибы. -

Трусливый зайчик спрятался за елкой. -

Радостный мальчик играет у дома. -

Печальный волк сидит на поляне. -

Игра «Исправь ошибку»

Цель: Закреплять понимание и употребление в речи слов эмоциональной лексики. Развивать слуховое внимание, умение замечать ошибки в чужой речи.

Описание: В гости к детям приходит Незнайка, он начинает рассказывать, какие он составил предложения. Дети слушают и исправляют ошибки Незнайки.

Гарусная девочка весело играла.

Радостный мальчик сидел и плакал.

Трусливый лев гордо ходил по лесу.

Храбрый заяц спрятался в кустах.

Расстроенная мама весело улыбалась.

Упражнение «Кто, что делает»

Цель: Учить называть действия, уточнить и расширить эмоциональную лексику.

Материал: серия «Беседы по картинкам», комплект наглядных пособий: Чувства. Эмоции, Я и другие, Уроки доброты.

Описание: Логопед показывает картинку и спрашивает: «Что делает мальчик, девочка и т. д.».

Радуется

Удивляется

Боится

Злится

Грустит

Игры для совершенствования процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь

Упражнение «Какой, какая, какие?»

Цель: Учить подбирать и называть слова признаки, уточнить и расширить эмоциональную лексику.

Материал: серия «Беседы по картинкам», комплект наглядных пособий: Чувства. Эмоции, Я и другие, Уроки доброты.

Описание: Логопед показывает картинку и спрашивает: «Мальчик какой? девочка какая? и т. д.».

Какой? – радостный, веселый, счастливый.

Какая? – радостная, веселая, счастливая.

Какие? – радостные, веселые.

Упражнение «Подбери слово»

Цель: Закрепить понимание и употребление прилагательных в речи. Упражнять в согласовании прилагательных с существительным в роде.

Описание: Педагог предлагает детям сказать, про кого можно сказать:

Веселый (мальчик, зайчик, щенок)

Веселая (девочка, белочка, бабочка, птичка)

Грустный

Грустная

Смелый

Смелая

Трусливый

Трусливая

Злой

Злая

Испуганный

Испуганная

Удивленный

Удивленная

Упражнение «Распространение предложений».

Цель: Упражняться в умении распространять предложения на заданную тему

Описание: Логопед предлагает простое нераспространенное предложение, каждый следующий добавляет к нему по слову.

Речевой материал: Мальчик заинтересованно (удивленно, увлеченно, изумленно) читал книгу.

Злой (сердитый, свирепый, разгневанный, яростный, недобрый.) волшебник заколдовал все сказочное царство.

Витя испугался (напугался, струсил, забоялся, перепугался, потому, что заблудился в лесу.

Грустный (печальный, невеселый, тоскливый, не радостный, унылый) ослик искал свой хвост.

Радостная (веселая, сияющая, восторженная, ликующая, забавная) девочка шла вприпрыжку по дорожке.

Игра «Я начну, ты продолжишь».

Цель: Закреплять понимание и употребление в речи слов эмоциональной лексики.

Развивать слуховое внимание.

Описание: Логопед называет словосочетание со словами эмоциональной лексики, а ребенок продолжает. Требуется составить предложение с повторением начала предложения.

Например: «Грустная львица …сидит около озера».

«Печальный Буратино …ищет друзей».

«Радостная белочка …нашла гриб».

«Удивленный мальчик …остановился, увидев радугу».

«Злой волк …бегает по лесу».

«Испуганная мышка …убежала от ката».

«Веселый мальчик …играет в мяч»…

Упражнение «Построй предложение».

Цель: Закрепление навыка употребления в речи предложений с однородными членами, простых и сложных предложений со значением противопоставления (а, но, разделение (или). Употребление в речи целевых, временных, причинных конструкций в соответствии с вопросами когда? почему? зачем?

Материал: Гомзяк, О. С. Говорим правильно. Сюжетные картины для развития связной речи [Изоматериал] / О. С. Гомзяк – Москва: Издательство ГНОМ и Д – 2009 128с. Фесюкова, Л. Б. серия «Беседы по картинкам», Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Харьков: Издательство «Ранок», 2014: Чувства. Эмоции, Я и другие, Уроки доброты.

Описание: Логопед показывает картинку, а дети придумывают к ней предложения со словами эмоциональной лексики.

Например: Зима бывает веселая и радостная, но бывает суровая и морозная.

Снеговик стоял радостный, а потом испуганный.

Новогодний праздник веселый, радостный, счастливый.

Зимующие птицы весело и радостно чирикают в кормушке.

Страшно стало девочки, она испугалась, забоялась шипения гусей и убежала.

Злой, сердитый мальчик, кидал камни в собаку.

Злая, большая, лохматая собака громко рычала.

Испуганный, растерянный мальчик выбежал из леса.

Зайцу страшно, потому что за ним гонится лиса.

Звери испугались, потому что услышали шум.

Тигренок был злой, а тигр еще злее.

Лев смелый, а заяц трусливый.

Клоун веселый, потому что любит радовать детей шутками, фокусами и сюрпризами.

Злой, разгневанный нарушитель границы был пойман.

Пограничник удивился, потому что увидел следы человека на границе.

Радостная мама весело улыбалась а, папа нахмурил брови.

Грустная, печальная девочка провожала бабушку домой.

Бабушка была радостная, а мама еще радостней, а мальчик самый радостный. Мальчик был радостный, потому что его похвалили в школе.

Мама сердится, потому что, дочка порвала бусы.

Удивленная девочка остановилась, увидев слона в машине.

Использование и активизация эмоциональной лексики в процессе общения.

Игра «Глухой телефон».

Цель: формирование умения слушать и слышать собеседника.

Описание: Выбирается водящий, который на ухо шёпотом говорит одному из игроков слово или фразу, а тот старается точно также передать другому игроку и так по цепочке. Последний игрок говорит в слух то, что у него получилось и сравнивают с оригиналом. Если играет две команды, то ведущий передает слово двоим игрокам из обеих команд. Побеждает та команда, чей результат будет совпадать с оригиналом.

Речевой материал: радость, страх, удивление, грусть, злость.

Упражнение «Вопрос — ответ».

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.

Описание: Дети стоят по кругу. Один из них держит в руках мяч. Задавая вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт свой вопрос и т. д.

Вопросы: «Когда тебе радостно?»

«Почему бывает грустно?»

«Чего ты боишься?»

«Что тебя злит?»

«Чему ты удивляешься?»

Упражнение «Продолжи разговор».

Цель: развитие у детей умение отвечать на вопросы и задавать, формирование умения слушать и слышать собеседника.

Описание: Дети делятся по парам. Каждой паре предлагается продолжить

разговор в двух лицах по схеме, каждой паре дается определенная фраза с словами эмоциональной лексики. Один ребенок начинает другой продолжает, затем они меняются.

Например:

- «Мне страшно»

- «Почему тебе страшно?».

- «Потому, что…»

- «Я понимаю тебя…. и т. д.

Фразы: «Мне грустно», «я радуюсь», «я злюсь», «я удивлен».

Публикации по теме:

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие.

Формирование вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с ОНР В дошкольном возрасте происходит количественная и качественная динамика развития детских вопросов. По тому, как ребенок задает вопросы можно.

Использование игр и упражнений для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Использование игр и упражнений для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. (Из опыта работы) Воспитатель:.

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняКонспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки М. Гаршина «Лягушка – путешественница»)[/b] Задачи: 1.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима». Формирование эмоциональной лексики Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе с детьми с ТНР. Тема: «Зимушка-зима – весёлая пора».

Подборка игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей старшего возраста, по лексическим темам Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики. Старшая группа Сентябрь 3я неделя. Тема «Человек и его части тела. Умывальные принадлежности.».

Развитие математических способностей у детей с ОНР посредством дидактических игр, творческих заданий и упражненийРазвитие математических способностей у детей с ОНР посредством дидактических игр, творческих заданий и упражнений Формирование математических представлений у детей логопедической группы имеет некоторые особенности. Это обусловлено тем, что у детей-логопатов.

Сборник игр и игровых упражнений по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения, которые можно использовать в свободной игровой деятельности Упражнение по стихотворению «Рыжие стихи» Цель: активизировать.

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» Рыбакова Ольга Николаевна, E-mail: logoped_ron@mail.ru Аннотация. Данная статья посвящена вопросам психолого-педагогического сопровождения.

Влияние методов арт-терапии на развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цикл игр и упражнений по формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР lll уровня
Опубликовано: 7 октября 2017 в 06:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД