Получи документы

Конспект логопедического занятия «Дифференциация гласных У–Ю»

Железниченко Ирина
Конспект логопедического занятия «Дифференциация гласных У–Ю»

Цель: формирование умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю.

Задачи:

Коррекционно-образовательный аспект:

• формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “У” и “Ю” на уровне слога, слова, словосочетания и предложения;

• закреплять навыки звукового, слогового анализа и синтеза слов;

• формировать фонематическое восприятие;

Развивающий аспект:

Публикация «Конспект логопедического занятия „Дифференциация гласных У–Ю“» размещена в разделах

• развивать умение сравнивать, выделять главное, синтезировать отдельные части в единое целое;

• развивать речедвигательные и слуховые ощущения;

• обогащать и уточнять словарный запас;

• совершенствовать грамматические формы речи;

• добиваться понимания инструкций и четкого их выполнения;

• развивать коммуникативные навыки;

• развивать ключевые компетенции.

Воспитательный аспект:

• воспитывать умение осуществлять самоконтроль;

• воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;

• воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Этапы занятия : подготовительный, основной, заключительный.

Оборудование:

1. Индивидуальные карточки (раздаточный материал) : зелёные и синие квадраты, слоговые таблицы, карточки с пропущенными буквами У, Ю.

2. Мяч

3. Ручки, простой и цветные (красный, зелёный, синий) карандаши.

4. Зеркала на каждого ребёнка.

Ход логопедического занятия

1. Подготовительный этап

Я тетрадочку открою,

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь!

2. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к занятию.

Учитель: На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят)

Наши уши внимательно слушают и все … (слышат)

Голова запоминает и … (думает)

2. Постановка цели занятия (слайд №1)

– Сегодня мы будем учиться различать на слух твердые и мягкие согласные звуки с помощью гласных букв. Узнать с какой парой гласных букв мы будем работать, вы сможете, выполнив первое задание.

Возьмите листы с заданиями и синюю ручку, в центре верхней строки запишите дату и поставьте точку.

Задание 1. В ряду букв найдите слова.

пллжвдкёклювэапюлокнеукшжключчвакузггфовадлопкгуелаонплюсвыролкцкругуцгагдругваегншвкуслвд

• Какие слова вы нашли (слайд №2? (Ключ, клюв, плюс, круг, друг, вкус)

• Сравним эти слова по написанию. Что общего в написании этих слов? (Состоят из четырех букв, одна гласная буква в середине слова.

• Чем отличаются эти слова? (В одних словах гласная буква У, а в других буква Ю.)

• На какие две группы можно разделить эти слова? (Учитель-логопед распределяет слова на слайде №3 по группам).

• Распределите эти слова по группам. Я на экране, а вы на своих листочках.

клюв круг

ключ друг

плюс вкус

• Подчеркните гласные буквы красным цветом.

• Обозначим твердость или мягкость согласного перед гласной буквой.

• Каким цветом обозначим твердость согласного? (Синим.)

• Каким цветом обозначим мягкость согласного? (Зеленым.)

• Как звучат согласные перед буквой У? (Твердо.)

• Как звучат согласные перед буквой Ю? (Мягко.)

• Сформулируйте тему нашего занятия.

После ответов тема появляется на экране: “Буквы У-Ю после согласных” (слайд №4)

3. Основная часть

1. Дифференциация У-Ю на уровне слога :

Потренируемся различать твердые и мягкие согласные на слух :

1. Если я произнесу слог или слово с мягким согласным, поднимите зеленый круг; если с твердым согласным – поднимите синий круг ( у уч-ся на партах два квадрата: зеленый и синий).

Бу, ту, лю, ку, мю, тю, сю, зу;

Лук, тюк, круг, люк, стул, куст;

2. “Игра с мячом”. Послушайте и повторите за мной цепочки слогов :

Бу-бю-бу;

тю-ту- тю;

лю-лю-лу;

му-му-мю,

сю-су-сю.

3. Слоговой анализ. Работа по заполнению слоговой таблицы (слайд №5) :

Заполним слоговую таблицу (задание 2 на листах)

С П Д Л Б Т К

У

Ю

А) Я скажу слово, а вы выделите нужный слог и запишите его в нужное окошко таблицы.

Первый слог – СУхой; ДУмать, ЛЮди, ТЮлени;

Второй слог слова – арБУзы, лоПУхи, гоЛУби, инДЮки

Б) Дополните таблицу самостоятельно.

– Какая гласная буква является показателем твердости согласного?

– Какая гласная буква является показателем мягкости согласного?

- Прочитайте слоги парами так, чтобы первый слог был с мягким согласным, а затем с твердым.

2. Физкультурная пауза.

1) «Лезгинка». Ребёнок складывает левую руку в кулак, большой палец оставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки (6-8 смен позиций). Необходимо добиваться высокой скорости смены позиций.

2) «Думающая шапочка» (Э. Баллингер) Массаж ушей - указательными и большими пальцами рук начинать массажировать с верхнего края уха и продолжать вниз до мочки уха (10-15 раз). Упражнение способствует повышению внимания, улучшению слуха и речи, активизации памяти.

3) «Упражнения на развитие пространственной ориентировки»

- Правой рукой дотронуться до затылка;

- Левой рукой дотронуться до правого локтя;

- Правой рукой дотронуться до левого колена;

- Левой рукой дотронуться до правого мочка уха.

3. Дифференциация У-Ю на уровне слова и словосочетания

1) Работа со словами-паронимами:

Лук-люк

- Чем похожи эти слова? (буквами Л, К)

- Чем различаются (по написанию, по звучанию, по смыслу)

- Составьте предложения с этими словами.

(Аналогично проводится работа с паронимами тук-тюк и др.)

2) Зашифруй слово буквами У-Ю, цифрой обозначь место буквы в слове (слайд №6)

• Кто нарисован на первой картинке? (гусь)

• Какую букву напишем в слове гусь – У или Ю. Почему?

• Какой по счету напишем букву У?

Зашифруем картинку: У-2. Такая же работа ведется с остальными картинками.

Как можно обобщить эту группу слов? (домашние птицы)

3) Вставь букву У или Ю в слова.

Кр__глая б___блик

Хр__стальная с__п

Пл___шевые л___стра

Л__ковый л___на

Вк__сный игр___шки

Составьте словосочетания, соединив их стрелочками слова первого столбика со словами второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания.

Обозначьте выбор гласной буквы в словах цветом, объяснив свой выбор.

3. Дифференциация У-Ю на уровне предложения

Графический диктант (вспомнить правила написания графического диктанта) :

1) Катюша кормит кур. Ю --- У.

2) Куры клюют зёрна. У ЮЮ.

3) Илюша любит лук. Ю Ю У.

4)Юля надела юбку. Ю --- Ю.

5)Люба и Лёша гуляют. Ю --- --- УЮ.

6)Юра встал рано утром. Ю --- --- У.

4. Заключительный этап

1) Экспресс-опрос

– Какие согласные мы учились различать на слух? (твёрдые – мягкие)

– С какой парой гласных букв мы работали на занятии? (У-Ю)

– Какая из букв обозначает мягкость согласного на письме? (Ю)

– Какая из букв обозначает твердость согласного на письме? (У)

2) Итоговая рефлексия. Оцени работу сам:

Я научился различать твердые и мягкие согласные

Дети рисуют на полях тетради небольшой кружок и поставить в нем один из знаков препинания, обозначающих завершение предложения.

«Восклицательный знак» - всё понял на занятии!

«Знак вопроса» - что-то на занятии осталось непонятным?

«многоточие» - тема кажется непонятной

Публикации по теме:

Дифференциация звуков [С] — [Ш]. Буква Ш. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: Дифференциация звуков [С] – [Ш]. Буква Ш. ЦЕЛИ: • Укреплять мышцы артикуляционного.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [т]-[д]. Наша Родина» Тема: Звуки [т - д]. Цель: Дифференциация звуков [т - д] Задачи: Коррекционно - образовательные: 1) уточнить акустические особенности звуков.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Тема: «Дифференциация К - Г» Тип занятия: занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: учить различать звуки и буквы К-Г устно.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Г]-[К]» Цель: дифференциация звуков [к] — [г] по звонкости-глухости и букв К Г при чтении и на письме Задачи: • учить дифференцировать звуки [к],.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р]»Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р]» .

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Цель: дифференцировать звуки [с], [ш] в изолированном произношении и в обратных слогах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО) 1 Доминирующая образовательная область Речевое развитие 2 Вид деятельности детей Игровая,.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Цель: Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж]. Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш].

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах» Цель: учить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах и предложениях. Игровое упражнение «Один лишний» Выделение лишнего слова:.

Конспект группового логопедического занятия по закреплению знаний об изученных гласных и согласных звуках по теме: «ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИЗУЧЕННЫХ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКАХ» Конспект НОД предназначен для педагогов при закреплении знаний по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Дифференциация гласных У–Ю»
Опубликовано: 26 ноября 2017 в 23:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД