МААМ-картинки

Дифференциация звуков [С] и [Ш] в речи в старшей группе (3 фото)

Еремина Ольга Ивановна
Дифференциация звуков [С] и [Ш] в речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Дифференциация звуков [с] и [ш] в речи (старшая группа) Еремина О. И.

Цель: уточнить правильную артикуляцию звуков «С» и «Ш». Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков «С» и «Ш» в слогах, словах и в предложениях.

Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса. Составление предложений с предлогом с.

Продолжать учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.

Публикация «Дифференциация звуков [С] и [Ш] в речи в старшей группе» размещена в разделах

Воспитывать внимание и культуру речевого общения.

Демонстрационный материал: пирамидка с заданиями, картинки Гномик, Белоснежка, домик Гномика, магнитная доска.

Раздаточный материал: зеркала, ванночки с песком, карточки: насос, велосипед; схемы для упражнения «Мишка».

Ход занятия:

-Ребята, к нам в детский сад пришло письмо, а от кого отгадайте. (Загадка о гномике) Он приглашает нас к себе в гости. Прежде, чем мы отправимся в путь, предлагаю сделать дыхательную гимнастику.

Дыхательное упражнение: «Снег скрипит». И. п. : о. с. 1.- ходьба на месте, вдох носом; 2. – на выдохе произнести «Скрип-скрип-скрип!» Повторить 3-4 раза.

Дыхательное упражнение: «Снежки».

Дыхательное упражнение: «Прокатимся с горки».

-Вот теперь мы можем отправляться в путешествие. Ребята, а на чём же мы отправимся в путь? (Ответы детей.) Предлагаю отправиться на саночках, потому что они быстро и легко едут по снегу. Садитесь скорее в саночки!

«Саночки» - музыкальная игра.

Дети становятся парами, один ребёнок впереди, другой сзади, руки сцеплены замочком. Под музыку, дети «едут» по залу, Ведущая говорит слова и звенит колокольчиком. На слово «оп» дети приседают, санки «упали». Далее движения по тексту и дети меняются местами.

Быстро едут наши санки, колокольчики звенят. Мимо сосен и берёз, санки съехали в сугроб, оп! Отряхнём мы ручки, отряхнём мы ножки. Сядем снова в санки, поедем по дорожке.

Ведущая. Вот, ребята, мы с вами и приехали. Смотрите, какой красивый домик, а полянка, какая чудесная! Кто же в домике живёт, давайте постучим. (Стучат, из домика «выходит» Гномик.) -Здравствуйте, ребята, я для вас приготовил пирамидку, на каждом колечке задание, чтобы все колечки снять заданья нужно выполнять!

– Для начала мы с вами сделаем гимнастику для губ и язычка.

Этот маленький дружок –

Твой веселый язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Упражнения для артикуляционного аппарата: “Улыбка”- удерживать сильно растянутые губы в улыбке. “Трубочка”- вытянуть губы вперёд, как у слонёнка. Чередование.

Цель: Совершенствовать умения детей чередовать движения губ вперед (хоботок) - в стороны (улыбка).

«Улыбочка-хоботок»

1. Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

2. Ну-ка, детки, с язычком Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся: «И-у! И-у! И-у!

(Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6-7 раз.)

А теперь – зарядка для язычка (Упражнение на активизацию мышц языка).

Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

“Чашечка”- кончик и стороны языка подняты вверх. Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края - Вот и «чашечка» моя.

Дифференциация звуков [С] и [Ш] в речи в старшей группе

«Лошадка»

Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

-Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Ох, устал наш язычок,

Лег в кроватку на бочок:

Пя-пя-пя-пя-пя-пя…

Отдыхаем все, друзья!

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…» Выполнять упражнение в течение 10 сек.)

-Ребята гномик Знайка хочет с нами поиграть, мы будем учиться различать звуки. А какие, вы узнаете, когда послушаете рассказ гномика о своём друге Пете. Слушайте внимательно: «Наступило лето. Петя с семьей поехал в деревню к бабушке. Он пошёл гулять и увидел мальчика с велосипедом. «Что ты тут делаешь?»- спросил Петя. «Колесо спустило, хочу накачать» - ответил мальчик. «Вот послушай, как воздух шипит, когда выходит из шины: Ш-Ш-Ш. Петя прислушался и услышал: «Ш-Ш-Ш. Мальчик взял насос и Петя услышал: С-С-С. Это засвистел веселый насос. Петя помог мальчику накачать шину, и они вместе поехали кататься на велосипеде»

Воспитатель показывает картинку с велосипедом.

-Итак, дети, кто помнит, как шипел воздух, когда выходил из шины? (Ш-Ш-Ш)

Воспитатель показывает картинку с насосом.

-А какой звук вы слышали, когда засвистел насос? (С-С-С)

-Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ш.

Теперь мы с вами разберемся, что же это за звуки такие. (Сравнение [С] и [Ш] по артикуляционным и акустическим признакам)

[С] - Губы в улыбке, язык – за нижними зубками (резцами, воздух изо рта – холодный. Звук [С] - согласный, глухой.

Вдыхаем через носик, а затем растягиваем губы в улыбке, язычок прячем за нижними зубами и медленно и выразительно выдыхаем, произнося звук [С] - засвистел насос.

– А сейчас давайте повторим скороговорку «У Дуси–синие бусы». (Сначала тихо и медленно, потом громче и быстрее).

[Ш] - Губы – трубочкой, язык поднят вверх “чашечкой”, воздух изо рта – тёплый. Звук [Ш] - согласный, глухой.

-А сейчас поиграем: изобразим с вами «Шипение выходящего воздуха из шины». Вдыхаем воздух, губки складываем трубочкой, язык поднимаем вверх «чашечкой» и произносим звук [Ш].

- Теперь повторим скороговорку «Наша Маша выше вашей» (Сначала тихо и медленно, потом громче и быстрее).

-Итак, уточним основные различия в положении языка и губ при произношении этих звуков.

-Положение языка (при с- внизу, при ш - вверху) -Положение губ (при с - в улыбке, при ш - округлены) -Воздух идет изо рта (при с- холодный, при ш -тёплый)

-А теперь будьте внимательны! Игра «Насос-шина». Если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: «С-С-С», а если с изображением шины у велосипеда: «Ш-Ш-Ш»

5. Физминутка: «Мороз».

«Ой, мороз, мороз, мороз! Щиплет ушки, щиплет нос. Щиплет щёчки, щиплет губки. (движения по тексту) Забирается под шубки. Чтоб согреться посмотри, хорошенько всё потри! Носик, ушки, щёчки, губки! Теплый пар идет от шубки!

-Гномик: Я для вас приготовил пирамидку, на каждом колечке задание, чтобы все колечки снять заданья нужно выполнять!

1-е колечко. -Мы поиграем в игру «Будь внимателен».

-Я буду называть слова. Если в слове вы услышите, как воздух выходит из шины, то должны будете показать велосипед, если услышите песенку насоса - носос.

(Сумка, шуба, сапоги, шар, слива, шапка, шишка, стол, стул, машина)

2-е колечко. - А сейчас мы поиграем в игру «Повтори и не ошибись». Произносим отчетливо, проговариваем правильно, выполняя упражнение «Кулак, ребро, ладонь». Приготовьтесь, будьте внимательны!

Обе ладони положите на стол, нужно последовательно сменять три положения руки: ладонь сжимать в кулак, ладонь ставить на ребро, ладонь класть на стол.

(хоровое и индивидуальное повторение)

«Са (кулак) – ша (ребро) - са» (ладонь) - В лесу (кулак) бегает (ребро) лиса (ладонь).

«Су (кулак) -шу (ребро) - су» (ладонь)- Было (кулак) весело (ребро) в лесу (ладонь).

«Аш (кулак) -ас (ребро) - аш» (ладонь)- Есть (кулак) у Лены (ребро) карандаш (ладонь).

«Шу (кулак) –су (ребро) - шу» (ладонь)- Я (кулак) письмо (ребро) пишу (ладонь).

3-е колечко. Составление предложений с предлогом с. -Ребята, гномик Знайка хочет узнать, кто из вас с кем дружит, кто с кем сидит. Послушайте, как он говорит о себе: «Я дружу с Белоснежкой. А теперь вы.

-Молодцы, весело играли! А теперь давайте отдохнем!

4-е колечко. Пальчиковая гимнастика «Мы катаем снежный ком». (с. 32 А. А. Гуськова «Развитие речедвигательной координации детей»)

5-е колечко. -Ребята гномик дружит не только с Белоснежкой, но и ещё с лисичкой и медвежонком, давайте с ними поиграем!

Упражнение «Мишка».

Инсценировка «Шла Лисица по мосту»

6-е колечко. Гномик: Дети я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный песочек».

Упражнение на дифференциацию звуков [с] и [ш] изолированно.

Возьми в оба кулачка песок и насыпь его горкой, произнося при этом «С-С-С».

А теперь разровняй горку, произнося звук «Ш-Ш-Ш».

Фото №1 Дифференциация и автоматизация звуков Дифференциация звуков с и ш в речи старшая группа Еремина О Фото №2 Цель уточнить правильную артикуляцию звуков С и Ш

7-е колечко. Упражнение: «Воздушный шарик».

-Гномик с вами прощается, давайте сделаем ему подарок, надуем воздушный шар.

Ребята, нам с вами пора возвращаться в детский сад. Садитесь скорее в саночки! Поехали!

«Саночки» - музыкальная игра.

Вот мы и свами дома, в нашем детском саду!

15. Итог занятия: -Ребята, к кому мы сегодня с вами ездили в гости? -Давайте вспомним, какие звуки мы учились отчётливо произносить? - Какое у вас настроение? (хорошее) - А хорошее настроение всегда бывает у тех, кто отлично поработал.

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [У]-[А]» в старшей группе для детей с ТНРКонспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [У]-[А]» в старшей группе для детей с ТНР Организованная образовательная деятельность коррекционной направленности в старшей группе для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) Тема:.

Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш)Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш) Дифференциация звуков - важный процесс. У детей с ОНР и ФФНР звуки закрепляются длительное время, поэтому логопеду необходимо использовать.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дифференциация звуков [С] и [Ш] в речи в старшей группе
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 16:02
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дифференциация звуков [С] и [Ш] в речи в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Еремина Ольга Ивановна (УИ 2042245) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД