Еремина Ольга Ивановна
Дифференциация звуков [С] и [Ш] в речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дифференциация звуков [с] и [ш] в речи (старшая группа) Еремина О. И.
Цель: уточнить правильную артикуляцию звуков «С» и «Ш». Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков «С» и «Ш» в слогах, словах и в предложениях.
Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса. Составление предложений с предлогом с.
Продолжать учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.
Публикация «Дифференциация звуков [С] и [Ш] в речи в старшей группе» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать внимание и культуру речевого общения.
Демонстрационный материал: пирамидка с заданиями, картинки Гномик, Белоснежка, домик Гномика, магнитная доска.
Раздаточный материал: зеркала, ванночки с песком, карточки: насос, велосипед; схемы для упражнения «Мишка».
Ход занятия:
-Ребята, к нам в детский сад пришло письмо, а от кого отгадайте. (Загадка о гномике) Он приглашает нас к себе в гости. Прежде, чем мы отправимся в путь, предлагаю сделать дыхательную гимнастику.
Дыхательное упражнение: «Снег скрипит». И. п. : о. с. 1.- ходьба на месте, вдох носом; 2. – на выдохе произнести «Скрип-скрип-скрип!» Повторить 3-4 раза.
Дыхательное упражнение: «Снежки».
Дыхательное упражнение: «Прокатимся с горки».
-Вот теперь мы можем отправляться в путешествие. Ребята, а на чём же мы отправимся в путь? (Ответы детей.) Предлагаю отправиться на саночках, потому что они быстро и легко едут по снегу. Садитесь скорее в саночки!
«Саночки» - музыкальная игра.
Дети становятся парами, один ребёнок впереди, другой сзади, руки сцеплены замочком. Под музыку, дети «едут» по залу, Ведущая говорит слова и звенит колокольчиком. На слово «оп» дети приседают, санки «упали». Далее движения по тексту и дети меняются местами.
Быстро едут наши санки, колокольчики звенят. Мимо сосен и берёз, санки съехали в сугроб, оп! Отряхнём мы ручки, отряхнём мы ножки. Сядем снова в санки, поедем по дорожке.
Ведущая. Вот, ребята, мы с вами и приехали. Смотрите, какой красивый домик, а полянка, какая чудесная! Кто же в домике живёт, давайте постучим. (Стучат, из домика «выходит» Гномик.) -Здравствуйте, ребята, я для вас приготовил пирамидку, на каждом колечке задание, чтобы все колечки снять заданья нужно выполнять!
– Для начала мы с вами сделаем гимнастику для губ и язычка.
Этот маленький дружок –
Твой веселый язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Упражнения для артикуляционного аппарата: “Улыбка”- удерживать сильно растянутые губы в улыбке. “Трубочка”- вытянуть губы вперёд, как у слонёнка. Чередование.
Цель: Совершенствовать умения детей чередовать движения губ вперед (хоботок) - в стороны (улыбка).
«Улыбочка-хоботок»
1. Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А потом тяни вперед,
Как у слоненка хоботок.
2. Ну-ка, детки, с язычком Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся: «И-у! И-у! И-у!
(Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6-7 раз.)
А теперь – зарядка для язычка (Упражнение на активизацию мышц языка).
Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
“Чашечка”- кончик и стороны языка подняты вверх. Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края - Вот и «чашечка» моя.
«Лошадка»
Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.
-Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Ох, устал наш язычок,
Лег в кроватку на бочок:
Пя-пя-пя-пя-пя-пя…
Отдыхаем все, друзья!
(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…» Выполнять упражнение в течение 10 сек.)
-Ребята гномик Знайка хочет с нами поиграть, мы будем учиться различать звуки. А какие, вы узнаете, когда послушаете рассказ гномика о своём друге Пете. Слушайте внимательно: «Наступило лето. Петя с семьей поехал в деревню к бабушке. Он пошёл гулять и увидел мальчика с велосипедом. «Что ты тут делаешь?»- спросил Петя. «Колесо спустило, хочу накачать» - ответил мальчик. «Вот послушай, как воздух шипит, когда выходит из шины: Ш-Ш-Ш. Петя прислушался и услышал: «Ш-Ш-Ш. Мальчик взял насос и Петя услышал: С-С-С. Это засвистел веселый насос. Петя помог мальчику накачать шину, и они вместе поехали кататься на велосипеде»
Воспитатель показывает картинку с велосипедом.
-Итак, дети, кто помнит, как шипел воздух, когда выходил из шины? (Ш-Ш-Ш)
Воспитатель показывает картинку с насосом.
-А какой звук вы слышали, когда засвистел насос? (С-С-С)
-Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ш.
Теперь мы с вами разберемся, что же это за звуки такие. (Сравнение [С] и [Ш] по артикуляционным и акустическим признакам)
[С] - Губы в улыбке, язык – за нижними зубками (резцами, воздух изо рта – холодный. Звук [С] - согласный, глухой.
Вдыхаем через носик, а затем растягиваем губы в улыбке, язычок прячем за нижними зубами и медленно и выразительно выдыхаем, произнося звук [С] - засвистел насос.
– А сейчас давайте повторим скороговорку «У Дуси–синие бусы». (Сначала тихо и медленно, потом громче и быстрее).
[Ш] - Губы – трубочкой, язык поднят вверх “чашечкой”, воздух изо рта – тёплый. Звук [Ш] - согласный, глухой.
-А сейчас поиграем: изобразим с вами «Шипение выходящего воздуха из шины». Вдыхаем воздух, губки складываем трубочкой, язык поднимаем вверх «чашечкой» и произносим звук [Ш].
- Теперь повторим скороговорку «Наша Маша выше вашей» (Сначала тихо и медленно, потом громче и быстрее).
-Итак, уточним основные различия в положении языка и губ при произношении этих звуков.
-Положение языка (при с- внизу, при ш - вверху) -Положение губ (при с - в улыбке, при ш - округлены) -Воздух идет изо рта (при с- холодный, при ш -тёплый)
-А теперь будьте внимательны! Игра «Насос-шина». Если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: «С-С-С», а если с изображением шины у велосипеда: «Ш-Ш-Ш»
5. Физминутка: «Мороз».
«Ой, мороз, мороз, мороз! Щиплет ушки, щиплет нос. Щиплет щёчки, щиплет губки. (движения по тексту) Забирается под шубки. Чтоб согреться посмотри, хорошенько всё потри! Носик, ушки, щёчки, губки! Теплый пар идет от шубки!
-Гномик: Я для вас приготовил пирамидку, на каждом колечке задание, чтобы все колечки снять заданья нужно выполнять!
1-е колечко. -Мы поиграем в игру «Будь внимателен».
-Я буду называть слова. Если в слове вы услышите, как воздух выходит из шины, то должны будете показать велосипед, если услышите песенку насоса - носос.
(Сумка, шуба, сапоги, шар, слива, шапка, шишка, стол, стул, машина)
2-е колечко. - А сейчас мы поиграем в игру «Повтори и не ошибись». Произносим отчетливо, проговариваем правильно, выполняя упражнение «Кулак, ребро, ладонь». Приготовьтесь, будьте внимательны!
Обе ладони положите на стол, нужно последовательно сменять три положения руки: ладонь сжимать в кулак, ладонь ставить на ребро, ладонь класть на стол.
(хоровое и индивидуальное повторение)
«Са (кулак) – ша (ребро) - са» (ладонь) - В лесу (кулак) бегает (ребро) лиса (ладонь).
«Су (кулак) -шу (ребро) - су» (ладонь)- Было (кулак) весело (ребро) в лесу (ладонь).
«Аш (кулак) -ас (ребро) - аш» (ладонь)- Есть (кулак) у Лены (ребро) карандаш (ладонь).
«Шу (кулак) –су (ребро) - шу» (ладонь)- Я (кулак) письмо (ребро) пишу (ладонь).
3-е колечко. Составление предложений с предлогом с. -Ребята, гномик Знайка хочет узнать, кто из вас с кем дружит, кто с кем сидит. Послушайте, как он говорит о себе: «Я дружу с Белоснежкой. А теперь вы.
-Молодцы, весело играли! А теперь давайте отдохнем!
4-е колечко. Пальчиковая гимнастика «Мы катаем снежный ком». (с. 32 А. А. Гуськова «Развитие речедвигательной координации детей»)
5-е колечко. -Ребята гномик дружит не только с Белоснежкой, но и ещё с лисичкой и медвежонком, давайте с ними поиграем!
Упражнение «Мишка».
Инсценировка «Шла Лисица по мосту»
6-е колечко. Гномик: Дети я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный песочек».
Упражнение на дифференциацию звуков [с] и [ш] изолированно.
Возьми в оба кулачка песок и насыпь его горкой, произнося при этом «С-С-С».
А теперь разровняй горку, произнося звук «Ш-Ш-Ш».
7-е колечко. Упражнение: «Воздушный шарик».
-Гномик с вами прощается, давайте сделаем ему подарок, надуем воздушный шар.
Ребята, нам с вами пора возвращаться в детский сад. Садитесь скорее в саночки! Поехали!
«Саночки» - музыкальная игра.
Вот мы и свами дома, в нашем детском саду!
15. Итог занятия: -Ребята, к кому мы сегодня с вами ездили в гости? -Давайте вспомним, какие звуки мы учились отчётливо произносить? - Какое у вас настроение? (хорошее) - А хорошее настроение всегда бывает у тех, кто отлично поработал.